Евгения Андреева @psychologistandreeva Channel on Telegram

Евгения Андреева

@psychologistandreeva


Евгения Андреева (Russian)

Добро пожаловать на канал Telegram 'Евгения Андреева'! Здесь вы найдете много интересного и полезного от психолога с большим опытом работы - Евгении Андреевой. Мы рады приветствовать всех, кто стремится к саморазвитию и хочет понять себя лучше. nnЕвгения Андреева - это не просто психолог, это настоящий профессионал своего дела. На канале вы найдете советы по улучшению психологического состояния, разные практики и методики, которые помогут вам раскрыть свой потенциал. nnЧем выделяется канал 'Евгения Андреева'? Здесь нет банальных советов, только глубокие аналитические материалы, которые помогут вам преодолеть трудности и найти гармонию. Если вы ищете истинное понимание себя и своих действий, то этот канал для вас. nnПрисоединяйтесь к 'Евгения Андреева' и начните новый этап в своем развитии уже сегодня! Узнавайте себя лучше, находите ключи к своему счастью и достижению целей. Психолог Евгения Андреева всегда рада помочь вам на этом пути.

Евгения Андреева

23 Nov, 13:44


Коллеги, вышла электронная версия моей книжки «Короткие заметки о длительной психотерапии»
Я знаю, что кто-то ждал именно электронную версию. Поэтому делаю этот пост. Если вдруг вы не сможете купить ее по ссылке

https://nikbook.ru/product/andreeva-ye-korotkie-zametki-o-dlitelnoy-psikhoterapii/

напишите мне, я постараюсь подсказать способ, которым можно приобрести.

А если у вас есть возможность, и вы любите читать бумажные книги, то пишу, что книга очень хорошо издана, приятная на ощупь и шрифт очень комфортный для чтения.

И заодно: если вы прочли или читаете эту книгу и захотите поделиться своим впечатлением, буду рада о нем прочесть!

Евгения Андреева

22 Nov, 13:30


Кажется, сегодня день психолога…

Я обычно избегаю (не спрашивайте почему, глубинный смысл мне неизвестен, а поверхностный не важен) таких «праздничных» постов.
Тем более за много лет в профессии я так и не смогла запомнить, когда же этот профессиональный день. И даже казалось, что с ним поздравляют несколько раз в году. Может это за вредность, как молоко?

Так вот.
Кажется теперь психологи нужны людям, прежде всего, не для того, чтобы те обрели состояние счастья или благополучия…

а для того, чтобы люди могли как-то справляться со своей враждебностью и как-то поменьше покалечили себя и других…

чтобы помочь людям не терять рассудок от постоянной попытки определить кто же сошел с ума, ты сам или кто-то рядом…

для того, чтобы люди могли с кем-то поговорить, кто будет стараться их слушать и понимать… ( это кажется совсем уж банальным, но по нынешним временам это в большом дефиците)…

Здесь хочеться пожелать всем нам сил и здоровья, как физического, так и психического!

Недавно я думала, может ли что-то кроме личной драмы привести человека в эту профессию?.. Зачем кому-то по своей воле этим заниматься?.. Почему мне это дело так много лет нравится?..

Самый важный мой ответ себе сейчас такой: когда я разговариваю с человеком в кабинете, я делаю что-то созидательное. И это один из важных смыслов для меня сейчас. Может быть самый важный.

А нет, есть еще одно: очень важно мне знать, что я это делаю не одна, что нас много…

С праздником, коллеги! Хорошо, что вы есть!

Евгения Андреева

18 Nov, 13:30


#читаем_кепнера

О вспоминании травматического опыта. "Задачи исцеления" №12

Верить или нет рассказам клиентов о травматическом опыте? Для чего поддерживать воспоминания в работе? Как работает процесс вспоминания на каждом из этапов исцеления?

Евгения Андреева

17 Nov, 07:27


А этот очень давний (2015). Но по интонации похож. Какой месяц, такие и посты видимо.

Прочла про "10 вещей, которые не надо говорить людям в депрессии", о том как нужно людей поддерживать, как быть с ними, когда им так непросто.

Я думаю, что в депрессии люди настолько же сильно нуждаются в другом, насколько мало они это показывают...

Я отношусь с сочувствием к этому состоянию, но также знаю, как тяжело быть рядом в такие моменты.

А потому я подумала, что впору написать о том, как быть тем людям, которые не в таком состоянии сами, но находятся рядом с близким человеком в депрессии.

Да они не больны, но им по своему чертовски тяжело.

Почему про них не пишут и про то, каково им? (Хотя я из настоящего думаю, что сейчас уже наверняка написали и про них…)

А им, думаю, как-то так:

Во-первых, много бессилия, от того, что ничего невозможно сделать, чтобы остановить этот деструктивный накал депрессивного человека рядом.

Во-вторых, сложно верить, что это пройдёт и вам всем станет легче. Хотя если веришь, то помогает.

В-третьих, неловко продолжать радоваться жизни, насколько это возможно и не считать это предательством или некорректным поведением по отношению к близкому. Но это также очень важно делать.

В-четвёртых, трудно бывает принять тот факт, что вас сейчас не замечают, не обращают внимание, но важно понимать, что это так и не потому, что вас не любят, а просто в силу состояния...

Наверняка еще что-то можно дописать…

Евгения Андреева

17 Nov, 07:23


Это относительно недавний ноябрьский пост (2021г)

Люди устали к ноябрю.
А когда начали уставать даже не спрашивайте. Давно.

Когда устанешь, перестаёшь терпеть сложность мира, людей…
Не можешь ждать, не можешь думать что там на другой стороне.

Хочется все упростить.
Тут верное, тут ошибочное.
Тут хорошие, тут плохие.
Становится важнее быть правым, чем быть близким.

Границы между тобой и миром размываются, потому что от усталости сложно быть внимательным, что-то различать.

От этого больше всего проникает в тебя, трогает и, разумеется, задевает.

И мир начинает выглядеть враждебным.
А значит надо защищаться. От этого нарастает собственная враждебность…

А доброго волшебника, который прилетит и всех расколдует, все нет.

Даже больше скажу. Скоро наступит Новый год и вообще окажется, что добрым волшебником должен быть ты сам. Ну если сможешь.

Евгения Андреева

14 Nov, 09:52


Коллеги, «афиша» гештальт мероприятий на моем канале случается не часто, зато каждый раз чувствую радость размещая эти объявления. Надеюсь вы тоже;)

И кажется я смог наконец сформулировать критерий для таких анонсов - в таких мероприятиях есть новизна и они вносят очевидный вклад в развитие гештальт-сообщества (пишите в личку если у вас есть такое;))

Сегодня очень важный анонс - лекторий о теориях развития. Даже не понимаю, что меня больше впечатляет в объявлении - имена авторов теорий развития или имена тех, кто будет о них рассказывать! Впрочем смотрите сами! Очень рекомендую!

Я сам планирую купить этот курс и смотреть в записи. Для меня он идет под девизом - «все что я не хотел, но мечтал прочесть!»))

https://gestalt-family.ru/lecturiy

Евгения Андреева

13 Nov, 15:41


Хорошо, что у меня есть архивные тексты, их можно перечитывать и делиться ими с вами. И ждать пока новые тексты начнут рождаться…

Вот еще один архивный:

Уже набившее оскомину «терапевт не даёт советов», совершенно не мешает клиентам снова и снова спрашивать: «И что мне делать?»

Важно понимать, о каком «делании» идёт речь?

Делать - означает действовать, типа: пойти, бросить, сказать и т п…
Но делать - также означает совершать внутреннюю работу, например такую как фокусирование внимания на своих чувствах или формулирование мыслей…

Иногда мы действительно говорим:
- Ходите на терапию…
или
- Прислушайтесь к себе…
или
- Сходите к психиатру…

То есть, мы говорим о том, что делать в этой терапии, как научиться пользоваться ею…
Или мы говорим о том, что делать с тем, что происходит внутри…

Бывают другие моменты. Когда мы вместе с клиентом ищем формы контактирования со средой. Но уже после того, как энергия возбуждения приобрела очертания какой-то потребности.
В такие моменты вопрос звучит немного иначе. Например,
- Как мне это сделать?..
- Как мне это сказать?..

Тут уже появляется определённое «это», которое есть потребность или интенция, просящаяся наружу в надежде на встречу со средой.

И терапевт на такой вопрос может откликнуться любопытством или азартом, отдалённо напоминающим ситуацию, когда один человек говорит:
- Слушай, я наконец понял, чего мне в жизни не хватает, мне нужно перевезти на другой берег реки капусту, козу и волка…. (Дальше вы наверняка помните, в чем там была загвоздка) Не пойму как сделать то это?

А другой говорит:

- Давай подумаем…может так?..или сяк?..
Дальше это занятие их на время увлекает.

Но есть и другие ситуации.
Когда вопрос клиента «А что делать?» вызывает в терапевте, в первую очередь, растерянность. А затем уже в зависимости от личностных особенностей: раздражение, стыд, желание спасать и так далее…

Если бы он был не терапевтом, а нормальным человеком, вот здесь он должен был бы активно надавать советов или рассказать, как было у той женщины, а потом она сделала что-то, и все прошло. Или у того мужчины, а потом он повёл себя так то, и наступило ему счастье.
Или бы сказал ещё честнее:
- А черт его знает, что делать…

Но когда мы на работе, то мы озадачиваемся своей реакцией.
С чем связана моя растерянность?
Часто с тем, что этот вопрос возникает словно бы преждевременно, словно бы для отвлечения от того, что возникло внутри. А это значит, что какое-то время после него единственное «действие», которое нужно совершать - помогать клиенту осознавать, что с ним происходит.

Часто речь идёт о том, чтобы справиться с возникшей внутренней невыносимостью, напряжением, не психически, а физически - действуя.
Для того, чтобы произошло ситуативное облечение, этого может быть достаточно.
Но для того, чтобы произошло изменение, важно узнать это напряжение, как говорится «познакомиться с ним поближе».

Когда мы спрашиваем: что делать?
Это может значить: утешь меня, спаси, защити, обнадежь…
Это может быть способом переживать боль, страх, растерянность, злость или бессилие…
Это может быть желанием, чтобы больное перестало болеть. А ведь это такое понятное и естественное желание…
И это может быть прошлым опытом, в котором Другой не выдерживал эту твою боль и тогда появляется ощущение, что и ты сам не выдержишь.

И тогда терапевт - это другой Другой. Тот, кто остаётся, выдерживает тебя, и тогда потихоньку ты сам начинаешь выдерживать себя.

Хочется сказать, что терапевт - это тот, кто помогает получить облегчение. Слава богу такое случается.
Но кажется, большую часть времени, терапевт - это тот, кто выдерживает напряжение, не действуя.

Евгения Андреева

12 Nov, 18:25


Архив

Как было бы чудесно, если бы каждому терапевту выдавали зарядку для пополнения уровня либидо в организме.
Хотя зарядка - такое… вот если по вай-фаю можно было, то вообще мечта.

Вообще мне кажется в последнее время у нас на земле какие-то перерывы с поставками либидо.
Прямо надо добывать его себе.

Но психотерапевтам его нужно больше! Почти как раньше было нужно выдавать молоко за вредность. Это когда ещё не знали, что молоко не такое и полезное.

Больше потому что нам ведь не только за собой нужно присматривать, чтобы жизненность преобладала в организме.
Но мы имеем дело с людьми, у которых недостаток ее, или она принимает очень уж какие-то витиеватые формы.

А учитывая ещё то, что сейчас все-таки не мирное время. И значит кроме привычных уже кризисов, болезней и прочих обычных неприятностей, мир то ли заболел тревожно-депрессивным расстройством, то ли просто решил тренировать в нас «терятельную мышцу»,
То сами понимаете, либидо - в большом дефиците.

И нам важно как в этом самолёте, сначала надеть кислородную маску (или как я сказала выше: вай фай) на себя, чтобы рядом с людьми, которые умирают или думают, что они умирают, или пережимают потерю чего-то в себе или кого-то важного, сохранять жизненность, надежду, возбуждение и даже иногда, страшно сказать, оптимизм.

Потому что если у нас кончится либидо одновременно, то тут уж совсем грустно будет.
А если наши защиты так укрепятся, что чувствовать совсем станет невозможно, то что мы получим? Тоже ничего хорошего - потерю связи.

В общем, все это я к чему? Зарядку не выдают и вай фай пока не подключили, поэтому придётся как-то самим наполняться, впечатляться и не черстветь душой.

Не знаю как…
Смотреть на красивое или на то, как работают другие люди…
Танцевать, петь, есть, спать, готовить, писать, вместе грустить или даже ругаться…

Правда не знаю как, для всех по-разному. Но чувствую: нужно пополнять запасы витальности в организме…Причём регулярно…

Евгения Андреева

11 Nov, 07:56


Завтра первый вебинар из этого цикла! ⤵️

Евгения Андреева

11 Nov, 07:56


Коллеги, если вы покупали участие в цикле вебинаров по работе с пограничным опытом в ГТ, пожалуйста, убедитесь, что вы находитесь в закрытой телеграм группе этого проекта. Первый вебинар начнется завтра в 18.00 по Москве. В телеграм мы разместим ссылку на zoom и будем размещать все необходимые материалы этого проекта.

Евгения Андреева

09 Nov, 05:30


Архив

О созависимом паттерне и негативном переносе

Краткая история одного гипотетического терапевта:

Жил человек в семье, в которой он с детства хорошо научился быть внимательным к другим людям.

То ли потому что люди эти были непресказуемы и агрессивны, и надо было все время за ними присматривать, чтобы вовремя спрятаться…

Или потому, что люди эти страдали, и то и дело пытались умереть, а без них в детстве никак не выжить, поэтому нужно было внимательно смотреть и успеть успокоить, стабилизовать их, в случае чего…

Или люди эти были такие строгие и имеющие очень конкретные ожидания, а если они не оправдывались, то они отдалялись и «переставали любить» этого человека…

Или что-то еще…

В общем, были у этого человека маленького веские причины, чтобы научиться такой внимательности к другим.

И это умение, очень важное для терапевта, могло привести такого человека в профессию.

Но у всего есть своя цена. И скорее всего такая повышенная внимательность к другим привела к тому, что сам человек не особо себе понятен.

Скорее знает, что с ним другим людям очень сложно. Потому что когда он чего-то хочел, чувствовал не то что нужно, среда ему сигнализировала о своем разочаровании.

То есть неудовлетворённость этого человека не могла быть распознана или не могла быть принята другими.

А ведь наша способность выдерживать что-то рождается из опыта, когда выдерживали нас…

И если такой человек, внимательный к другим, и теперь уже терапевт, оказывается в работе с клиентом в негативном переносе…

Если совсем общее сказать про этот перенос, то это как раз такое ощущение:
Как неудовлетворителен сейчас тот, к кому этот перенос обращен.
Какой же он не такой человек как мне нужно, причем даже не важно, что я, как клиент, не знаю, что мне нужно. Просто не такой и все.

И вот эти чувства клиента очень сложно выдержать тому описанному мной человеку-терапевту. Если до этого его самого так не выдерживали.

И он начинает разрушаться от такого переноса. Как?

Перестает быть терапевтом, а становится кем-то другим, ну другом или партнером или еще кем-то, кто возможно удовлетворит больше…

Или начинает такую вину чувствовать, что от этой вины уже не может сосредотачиваться на клиенте…и тогда тоже терапевтическую позицию утрачивает…

Или хочет непременно додать, удовлетворить клиента, потому что непонятно как еще вернуть себе ощущение, что «со мной все в порядке» и непонятно как еще сохранить связь…

И какое же полезное для терапевта дело для, примиряющее немного со сложными аспектами прошлого опыта, личная терапия

Именно поэтому по всему, я считаю, что личная терапия - необходимая практика.

Только когда он решится зайти за пределы своего социального фасада, перестанет заботится о своем терапевте, решится нагрузить терапевта, и увидит, что тот выдержит и не развалится и не выгонит его. И так произойдет много раз.

То есть когда в собственной терапии такой негативный перенос будет переработан, вот тогда и с собственными клиентами появится возможность его принимать и перерабатывать…

Евгения Андреева

07 Nov, 13:15


Следующие два видео это сообщение Екатерины Бай-Балаевой о работе конфликтной комиссии.

Евгения Андреева

07 Nov, 08:12


Меня попросили на собрании сообщества сделать запись сообщений. С разрешения авторов сообщений и (Данила Хломов, Наталия Кедрова, Екатерина Бай-Балаева) и офиса размещаю здесь эти записи.

Начну с сообщения Наташи Кедровой о двойных отношениях.

Возможно вы уже прочитали расшифровку этого текста на сайте ОППГП.

Но мне нравится как это звучит на видео. Интонации в такой уязвимой теме тоже важны.

Евгения Андреева

05 Nov, 07:25


Архив

Если ты был третий-маленький в системе, где первый и второй - большие долго и непримиримо враждуют, то тебе, конечно, некогда было заняться собой.
Точнее никому некогда было заняться тобой, а значит тебе неизвестно, как это делать.

Но ты знаешь, как делать другие вещи.

Как успокаивать того, кто сильно злится...
Как выбирать между двумя своими любовями одну и быть на чьей-то стороне...
Как поддерживать того, кто, по сути, причиняет тебе боль и не защищает...
Как прятаться или убегать, как только увидишь: опять начинается...

В общем-то, ты был бы рад вообще не знать об этих вещах, но ты очень хорошо знаешь.

Потом ты вырастаешь и читаешь в умной статье про то, что нужно полюбить себя. И думаешь: Кто такой этот я?.. Что такое эта любовь?..

Твой опыт неумолимо сообщает:
Ты - это буфер.
Ты - объект использования, простите за грубость.
Ты - жилетка.
Ты - место для чужого отреагирования.
В лучшем случае, ты - невидимка, удобный человек, тот, кто не мешает другим своими желаниями и переживаниями.
Ты - тот кто всегда менее значим, чем другой.

Потом начинается смутное подозрение, что так было не должно. Или это не должно быть обязательно так.

Ты идёшь на терапию и вскоре начинается период под названием "родители, которые испортили мне жизнь и во всем виноваты". Это очень важный период, он занимает иногда длительное время. Он позволяет выразить всю свою боль и горечь с тем и тому, кто к этому готов и на это согласен, твоему терапевту.
Но важно на этом не останавливаться. Потому что иначе можно потратить всю жизнь на то, чтобы быть несчастным, чтобы другие поняли, как они ошибались.

Важно, когда наступает другой период, когда горечь от того, что твой бэкграунд навсегда с тобой немного улеглась. И ты понимаешь. Вот ты. Вот твоя жизнь. Только ты ее автор и нет никаких гарантий.

Точнее, гарантия одна: что в какой-то момент всё это закончится.
А до этого можно бесконечно узнавать, кто я есть, что я люблю и что ненавижу. Что выбираю, а от чего отказываюсь.

Всегда будут люди, которые захотят получить от меня то, что я так хорошо умею делать с детства. И это нормально, и даже хорошо, что я откажусь, отойду и не захочу в этом участвовать.
А захочу, чтобы был кто-то кто просто будет рад меня видеть.

Евгения Андреева

03 Nov, 08:40


А это еще один архив, в котором я грущу о наступлении «взросления». Прочла и в целом согласна с тобой собой. Но заметила, что сейчас грущу чуть меньше, видимо за пять лет я продвинулась в сторону принятия того, что никого взрослее меня уже нет. Теперь я радуюсь тому, что по-прежнему есть старшие. Пусть они будут подольше!

А архив вот:

«Всё-таки я очень люблю грустное.
Сегодняшнее грустное такое:

Грустно, что нет взрослых, которые взрослее тебя.
Просто потому что так, кажется не бывает.
Есть те, кто старше - это радует.
Есть те, кто опытнее - это обнадёживает.

А тех, кто взрослее нет.
Мне кажется нет такой категории, в принципе.
Это как с любовью. Я не верю, что кого-то любишь больше, а кого-то меньше. Верю, что либо ты любишь, либо нет.

Так и с взрослением.
Либо ты ещё не там, либо уже там.

Как определить что ты там, это вопрос смутный и мучительный.

Конечно, не через то, что знаешь правильный путь.
Точнее даже так: если веришь, что кто-то точно знает правильный путь, то это детство.
Если уверен, что Ты точно знаешь правильный путь, то это подростничество.
А вот если теперь обнаружил, что никто не знает правильный путь, вот тогда привет взрослая жизнь.

Или ещё можно так:

Если считаешь абсолютно естественным, что пространство, в которое приходишь обустроено под тебя и твоя задача им пользоваться, то это детство.
Если понимаешь, что важно благодарить за это, то это хорошее воспитание.

Взрослые - те, кто ясно обнаружил, что находятся в реальности, в которую нужно вкладываться и обустраивать для себя. А впоследствии и для других людей.
И никто не знает, как и что обустраивать правильно.
Есть другие люди, которые старше и опытнее и они знают, в лучшем случае, как это получилось у них и за счёт чего. Не факт, что это срабатывает каждый раз. Но если рядом с вами есть такие люди, то их нужно беречь и ценить.
Если рядом с вами есть те, кто скажут: давай обустраивать что-то вместе. То это вообще большая радость и везение.

Так вот, вернусь к началу.
Нет никого взрослее, чем ты, если ты взрослый.
Это грустно, это трогательно и это уже не изменится.»

Евгения Андреева

03 Nov, 08:19


#читаем_кепнера

"Задачи исцеления" №11

Завершающий этап исцеления - реконсолидация.

Коллеги, в этом ролике я завершаю рассмотрение четырех этапов процесса исцеления в работе со взрослыми, пережившими в детстве насилие.

Я загрузила также таблицу Кепнера с кратким обзором всех фаз и задач исцеления, на случай если у вас нет книги. Получилось сделать только в виде фото.

В этом цикле чтения я сделаю еще два ролика, в которых почитаю и расскажу о воспоминании и забывании травматических событий и о телесном опыте и работе с ним в рамках работы с травмой насилия.

Евгения Андреева

01 Nov, 05:57


Еще один давний текст:

Между людьми случаются разные нестыковки.
Все мы ведь по-разному устроены. Но это не всегда замечаем, от этого путаемся и начинаем друг друга "дергать". Например, уровень притязаний у нас может быть разный, уровень энергии, эмоциональности.

Сейчас поясню.

Например, есть люди чувствительные, а есть не очень. И эти вторые многое не замечают. А первые только мечтать могут о том, чтобы что-нибудь не заметить. Потому что чувствительность это, конечно, прекрасно. Но ведь это ещё такая морока.
Но ты ведь живёшь с этой морокой всю жизнь и кажется, что все так живут. Только не все в этом признаются.

Например, ты чувствителен к интонациям. И мучаешься страшно, если кто вдруг голос повысил голос на пол тембра или как-то невнятно тебе ответил на вопрос.
И вот начинаешь человека этого расспрашивать.

- Почему ты разговариваешь таким тоном?
А он ведь, естественно, ничего толкового не ответит.
- Нормальный, скажет, у меня тон.

А иногда наоборот получится.

Вдруг ляпнешь что-то необдуманное, а тебя сразу спросят:
- Какой же в этом был скрытый смысл?

А ты думаешь: блин, нет никакого смысла! Просто телесное возбуждение, обличенное в первые попавшиеся слова. Чистая энергия!

Но тебе ведь не поверят.

Или бывает так:

- Тебе что, все равно куда мы поедем отдыхать?

- Ну...да...

- Нет, ты просто не хочешь со мной ехать/
- Или ты просто плохо дифференцируетшь свои чувства./
- Или ты не хочешь брать ответственность.

Ну а если и правда, не принципиально куда ехать?

Кому-то не так важно носить дорогие вещи. Не обязательно есть "Цезарь" только с заправкой для "Цезаря". И кто-то не любит ездить за рулём, а предпочитает метро. Но этому человеку очень важно, чтобы на рабочем столе компьютера был порядок. И чтобы нижнее белье было поглажено.

Кому-то и правда достаточно проводить досуг вместе, растить детей и вечером обсуждать события прошедшего дня.
И не обязательно дискутировать об арт-хаусных режиссёрах и философии. И уж тем более рассказывать партнеру о своем экзистенциальном одиночестве.
А другому без этой всей экзистенции хочется воскликнуть: Ну а зачем мне тогда вот это все?

И кто-то на полном серьёзе не помнит какая кофточка на вас была надета вчера и какие у вас дома наклеены обои. Но совершенно искренне при этом вас любит.

Евгения Андреева

31 Oct, 10:47


Выложу здесь очень интересную, на мой взгляд, статью французского гештальт-терапевта Жака Блеза «Этика, философия и гештальт-терапия».

Я ее перечитывала несколько раз, чтобы вникнуть. И еще не раз прочту. Захотелось поделиться этим и с вами, коллеги.

В ней очень глубоко рассматриваются этические вопросы. И то как каждый терапевт находит на них ответы и делает выборы.
Думаю, кроме прочего, в ней хорошо отражено, что этические вопросы лежат в более сложной (лично для меня это так) плоскости, нежели плоскость запретов и разрешений.

Она большая, так что я ее разместила вот так:

https://telegra.ph/EHtika-filosofiya-i-psihoterapiya-10-31 from Telegra.ph iOS App

Евгения Андреева

31 Oct, 05:49


Очень давний архив

Никто не виноват в том, что не хочет детей. А также в том, что их хочет.
Никто не виноват в том, что не хочет секса так часто, как партнер. А также в том, что любит, когда его много.
Никто не виноват, что не любит лежать на пляже или любит вечеринки...

Есть две мысли. Каждая из них очень простая.
Но иногда их сложно совместить:

1. В жизни пары бывают сложные периоды и моменты.
2. В этом никто не виноват.

Есть кризисы. И есть каждодневные микро-кризисы от встречи с различиями друг друга.

Хорошо, если удается уйти от обвинения и упрёков и взглянуть на ситуацию как на некоторую сложность не людей, но их отношений.
Тогда можно придать этой "сложности" хорошую форму. И можно вместе ее искать.

Иначе, картина такая: Двое людей, которым одиноко. А они заняты "метанием гранат" и "отражением снарядов противника"...

***

Я не верю в идею о прекрасных отношениях, где "мы принимаем друг друга такими, какие мы есть".
Часто за этим есть желание сделать отношения или партнёра местом отреагирования и приема моего необработанного напряжения.

Разумеется, такие моменты происходят в любых отношениях. Но если это основное их предназначение, я не знаю, каким образом людям там будет хорошо вместе...

Я верю, что возможно искать и находить формы для честного выражения себя и при этом быть бережным к партнеру.
Я не верю, что это возможно делать без усилий. Это постоянные эксперименты. Периодически неудачные.

Евгения Андреева

30 Oct, 17:52


В понедельник было осеннее собрание сообщества практикующих психологов «Гештальт-подход».
На нем Наталья Кедрова сделала сообщение о работе этической комиссии и о двойных отношениях в терапии.

Текст ее сообщения разместили на сайте, если интересно, можно почитать,

https://gestalt.ru/ethics/

Евгения Андреева

29 Oct, 07:56


На днях прочла небольшую лекцию о диалогической позиции терапевта на Кемеровской конференции. Тема конференции звучала так: "Диалог в терапии и в сообществе". Приятно, что коллеги пригласили меня поучаствовать. Я уже даже почти примирилась с онлайн-форматом, где ты большую часть аудитории не видишь, а представляешь)

Я размещаю часть лекции с моим сообщением. Начало и ответы на вопросы в завершении пусть останутся за кадром и будут принадлежать только той ситуации и тем, кто в ней присутствовал.

На Ютубе тоже выложу

Евгения Андреева

29 Oct, 05:38


Завершилась наша пятая с Федором Коноровым базовая программа (а моя шестая).

На последней встрече мы смогли сказать что-то важное друг другу, и от этого есть ощущение и полноты, и благодарности, и любви. Мы хорошо попрощались, и я с радостью буду встречаться с каждым снова.
От этого ощущения завершенности, я сначала не понимала, что же хочу написать.

А теперь поняла и напишу, скорее. обращаясь к «миру», к сообществу, к коллегам.
Потому что мы с Федей считаем важным и много говорим на группах о принадлежности терапевта к сообществу. О том, как опираться на него, но и оставаться критичным и иметь возможность выбирать близких по профессиональному духу людей.

Представляю вам, дорогие коллеги, наших выпускников!

Мы договорились о том, что я могу написать здесь их имена:
Савельев Никита, Панова Александра, Серебряков Евгений, Данилов Кирилл, Шетцель Варя, Колемасова Анастасия, Бриллиантова Анна, Авдошина Мария, Ким Диана, Черепова Екатерина, Максимова Мария, Кротов Владимир, Годун Дмитрий, Кибисов Сергей, Ахмадуллина Алина, Шацких Тимофей, Суркова Вероника, Белоусов Владислав.

Не только мы с Федей, но и многие из вас, коллеги, участвовали в том, чтобы поддерживать их интерес к гештальт-терапии, к развитию как личному, так и профессиональному. К нам на группу приходили дорогие коллеги Наталья Кедрова (мой самый главный учитель), Галина Каменецкая, Полина Егорова. Ребята ездили на интенсивы, ходили и продолжают ходить на супервизию, терапию, на разные группы и специализации.

Все они двигаются в своем темпе и продолжают учиться, развиваться. Базовая группа - это начало. Надеюсь, несмотря на бушующие вокруг нас эти три-четыре года ураганы и шторма, это начало получилось хорошим, опорным. И мы с Федей, и все участники вкладывались в это.

А мне очень интересно, что же будет дальше…

Евгения Андреева

26 Oct, 06:23


Прошлогодний архив

«Ложное Я» начинает формироваться очень рано. В те моменты, когда потребность в отражении, не просто важна, как это переживается во взрослом возрасте. Но когда она просто необходима, потому что позволяет «собирать себя», подтверждает твое существование. И ты не можешь просто так отказаться даже от искаженного отражения себя.

Если желание эмоционального тепла называется «капризность», если боль от фрустрации приводит к тому, что ты видишь обращенное к тебе отстраненное лицо, а не сочувствующее, и так далее и так далее, то ты соглашаешься с этим, вбираешь это. И твое Я собирается из лоскутков «капризный», «твоя боль - то, к чему будут равнодушны», «милая девочка» или «послушный мальчик» и так далее.

Необходимо быть таким, каким тебя видят люди, от которых сильно зависишь.
А какой ты на самом деле… А есть ли это «на самом деле»?
Кажется, в тот момент его пока просто нет. То есть вот это ощущение несовпадения отражения и тебя - его невозможно чувствовать.
Или ты чувствуешь что-то смутное, недиффиренцированное. Неудовлетворенность, которая просто как тупая боль, или как телесное ноющее ощущение, или что-то, что уже во взрослом возрасте можно было бы назвать одиночеством…
И то, что можно сделать: постараться это не чувствовать, то есть анестезироваться. Это раз.
И второе: постараться избежать повторения или усиления вот этого смутного сложного состояния, то есть закрыться посильнее, чтобы ничто тебя не ранило, не проникло, не затронуто. Потому что очень много раз уже так происходило, и это приносило боль. Мне кажется, что лучше всего ее можно назвать «болью от неузнанности».

Через какое-то время этот человек может оказаться в терапии. Он не будет знать точно почему. Возможно потому что терапия это модно или потому что смутно чувствует, что чего-то не происходит в жизни, у других есть что-то, чего этот человек лишен, или просто есть желание развития…

И он расскажет о себе, том состоящем из привычных «лоскутков» и будет говорить, что все вроде у него хорошо. И может быть одним из первых ощущений, которое терапевт может почувствовать рядом с ним, что с этим человеком непонятно как «связаться».

Если он как-то сможет с этим примириться, и не будет «связываться» активно, а начнет этого человека слушать и рассматривать и просто отражать, то что-то начнет происходить…
Скорее всего, это будет что-то незначительное, иногда кажущееся бессмысленным, причем обоим участникам этого процесса.

Но если в какие-то моменты, причем не очень часто, но и не очень редко, терапевт сможет отразить что-то, что содержится за фасадом ложного Я, то есть увидеть то, что до этого никто не видел, это будут очень важные моменты.

После этого клиент может злиться на терапевта, хотеть все обесценить, хотеть уйти от этого терапевта, потому что «от свидетелей нужно избавляться».

Почему важно, чтобы такие моменты были не очень часто, потому что это крайне уязвимые моменты, и их тяжело выдерживать клиенту. И ему важно контролировать свою открытость и приближение другого. И важно сохранять вот это ощущение себя такого независимого, устойчивого, сильного…

Почему важно, чтобы такие моменты были не очень редко? Потому что тогда этот человек чувствует, что он узнан и узнает себя сам… Узнает, что он оказывается уязвим… Это страшно, стыдно и больно, это нужно дозировать…

И вместе клиент и терапевт двигаются по этому пути, такого волнообразного движения, немного вперед, немного назад, укрепить свое Я, проверить что твои защиты на месте, а потом допустить и соприкоснуться с чем-то очень хрупким в себе и уязвимым…

В какой-то момент в терапии появляется возможность больше ощущать эту уязвимость… Безусловно это значит, что проделана большая совместная работа. И это момент тяжелый, из которого очевидно, что терапия - это не развлечение, не приятное времяпровождения, а болезненная работа.

Продолжение ⤵️

Евгения Андреева

26 Oct, 06:23


Начало ⤴️

Одно из болезненных переживаний человека в этот момент - он вдруг соприкасается не с той своей призмой, в которой он сильный и независимый человек, а с каким-то очень другим пластом опыта, в котором он ощущает, насколько же он хрупок, не устойчив в ощущении себя, и значит насколько он нуждается в других людях. В том же терапевте.

И это тоже может клиенту не понравится, он может быть будет злиться на терапевта, что вся эта терапия ни к чему хорошему не привела, и даже может захотеть уйти от терапевта опять.
И на самом деле, он в такие моменты очень тревожится: а вдруг он не соберется во что-то новое, не выйдет из этого состояния большой растерянности, уязвимости и зависимости?..

Меня в такие моменты очень поддерживает вера в логику развития. Если чему-то помогать, «поливать», «питать», «рыхлить» оно обязательно будет развиваться в том направлении, в котором нужно…Важно создавать эту среду, поддерживать атмосферу и верить в то, что любой процесс будет развиваться…

Текст уже сильно большой и поэтому я напишу совсем тезисно, что момент вот этой вновь ощущаемой зависимости от терапевта в терапии очень важен, и та потребность в автономии, которая возникает в этом процессе, также очень важна и может быть поддержана терапевтом. Но не форсирована, а именно поддержана.

И тогда вот эта первичная сила, независимость, опора на «ложное Я», то есть, по сути на интроекты, отступает. И можно все больше чувствовать связь со своими желаниями и свободу в том, чтобы опираться на других, на среду, можно вновь рисковать и иногда «связываться» с людьми.

Евгения Андреева

24 Oct, 04:53


#читаем_кепнера

"Задачи исцеления" №10

Отрывок про переделывание, конфронтацию с обидчиком и оплакивание на разных этапах исцеления

Коллеги, книжка нашлась также неожиданно, как потерялась. Просто в очередной раз я внимательно посмотрела в книжный шкаф и увидела. Видимо ваше участие как-то позитивно повлияло на мое сопротивление к теме.

Евгения Андреева

22 Oct, 18:18


Вот уж поистине неизведанные препятствия поджидают героев, которые решились на изучения травмы насилия.

Простите, слушатели чтений, я кажется потеряла книжку Кепнера.

Предвосхищая ваши вопросы, скажу, что нет «голову я не потеряла», и нет, ума не приложу, как это случилось. Она такая увесистая и объемная…

Короче, очередной выпуск чтений задерживается. Поищу еще и если не найду, закажу новую

Евгения Андреева

21 Oct, 07:42


Дорогие коллеги!

Мы с моей коллегой Юлией Александровой приглашаем вас на двухдневный семинар под названием "Этика. Явное и скрытое"

21-22 декабря с 11:00 до 18:00 в Москве

То как функционирует наша психика и как развиваются терапевтические отношения тесно связано с теми этическими основаниями, которые мы имеем, занимаясь психотерапией.

Поэтому мы предлагаем поговорить об этой связности, об этических дилеммах, с которыми мы, терапевты, регулярно сталкиваемся в работе с нашими клиентами.

На примере конкретных случаев из терапевтической практики, которые при желании могут вынести на обсуждение участники, мы поразмышляем о том, как этические принципы поддерживают безопасность и глубину терапевтического процесса. И как мы можем опираться на это понимание в сложные моменты. А в каких случаях мы эти опоры теряем.

Важно пояснить, что на этом семинаре мы не будем создавать пространство для обсуждения действий конкретных людей вне этой группы и их личностей.

Приглашаем!

Задать вопросы и записаться можно под этим постом или в лс

Евгения Андреева

19 Oct, 10:45


«Терапия на грани верного срыва»

Коллеги, напомню, что мы с Федором Коноровым в ноябре начнем цикл из четырех вебинаров по работе с пограничным опытом.

В этом цикле мы расскажем о нашем понимании пограничных феноменов, поделимся теоретическими моделями, на которые сами опираемся в работе, расскажем об особенностях терапевтической позиции и технике работы.
Будет говорить о том, какие сложности мы можем испытывать в работе и как с ними обращаться.

Даты и время проведения вебинаров:
12 ноября (вт)
10 декабря (вт)
21 января (вт)
25 февраля (вт)

С 18:00 до 20:30 (время московское)

Доступ к группе в телеграмм, где будут выложены записи всех вебинаров - бессрочный.

Подробности об этом проекте и запись на него на нашем сайте https://www.figurafon.ru/vse_webinars

Приглашаем!

Евгения Андреева

17 Oct, 11:59


Думаю, что гештальт-терапию невозможно понять более глубоко без базовых знаний психологии (это само собой), а также без знания хотя бы каких-то психоаналитических идей. Просто исходя из того, что она создавалась с опорой на эти идеи.
Долгое время считалось (в моем окружении эта идея витала, тут может быть разный опыт у разных коллег), что психоанализ это совсем что-то чуждое и не имеющее к нам (гештальтистам) никакого отношения. Я говорю не о том, что в книжках написано, а скорее про некоторый вайб.
Моя личная полушутливая версия, что это продолжение незавершенной ситуации обиды Перлза на Фрейда).

В связи с этим расщеплением люди довольно поверхностно усваивали какие-то идеи гештальт-подхода и это на мой взгляд в начале пути нормально, ведь развитие движется по пути усложнения гештальтов. Но проблема в том, что часто люди не предполагали, что нужно продолжать изучение каких-то вопросов, потому что воспринимали свое понимание полным.

А также так как в программы подготовки приходили люди без базового психологического образования и уж тем более без знания психоанализа, это позволило большому количеству людей познакомиться и увлечься подходом, что очень здорово, на мой взгляд. Но идея отсутствия необходимости в базовом образовании кажется трансформировалась в то, что этот подход не так сложен.

Затем случился перекос (и мне кажется он во много сейчас проживается) в другую сторону. (Гештальт становится «плохим», а психоанализ - «хорошим»)

Начавшие практику коллеги сталкивались с последствиями своих интервенций, как то "чрезмерное самораскрытие» или еще чаще сталкивались с этим как клиенты и получали болезненный опыт или опыт, который был сложен для понимания и уж тем более сложно было объяснить, чем он плох. Это порождало, как это обычно бывает и в воспитании детей, стремление в своей работе сделать наоборот, «не как мои родители». И тогда (продолжу свой пример) классический психоанализ с отсутствием какого бы то ни было самораскрытия оказывался таким «желанным родителем», который не грузит ребенка своими переживаниями и не перевозбуждает…

То что я описала во много я проходила сама, так что эти размышления - попытка рефлексии собственного опыта и осмысления того, что происходит в моем окружении, не более того.
Дальше…

Погружение в психоанализ (их много, но мне кажется в данном случае не так важно, о каком из направлений психоанализа идет речь) дает возможность понять отличие гештальт-терапии.
Чтобы обнаружить различие, хорошо чтобы было одно и другое. А не одно и неправильное.
На каком-то этапе (я описала его выше) терапевт находится в точке, где есть одно и неправильное, если эта метафора понятна. Но это может быть просто точкой в пути. Жаль, если так останется, потому что это большое ограничение.

Дальше каков путь не знаю, мой такой:
За счет того что я, пусть, на мой взгляд, поверхностно, но погружалась и сейчас продолжаю пытаться вникать в некоторые аналитические концепции, мое понимание гештальт-терапии стало более глубоким. Скажем так, то что я могла замечать в пространстве «между», чего много в гештальт-подходе, связывалось с тем, что происходит с психикой в процессе ее развития и т п.

В процессе этого обнаруживаются также границы моего понимания гештальт-подхода, а значит появляется энергия, чтобы изучать и понимать гештальт-терапию заново. Не как худший или лучший подход по сравнению с психоанализом (или каким-то конкретным психоанализом), а как отличающийся подход, но опирающийся на классические аналитические идеи. (Не только на эти идеи разумеется, но я делаю акцент на них).
Мне кажется это похоже на интеграцию, по крайней мере внутри меня мир…пока…

Евгения Андреева

16 Oct, 16:08


Слова позволяют облечь опыт в такую форму, в которой можно почувствовать себя узнанным и разделить свои переживания с другими…

Как передать другому человеку свое телесное состояние? Как рассказать свой сон? Как поделиться своей впечатленностью или сверится видением какой-то ситуации с другим?

Мы находим слова, с помощью которых можем говорить друг другу о себе и чувствовать, насколько это возможно, себя понятыми. Пишу «насколько возможно", так как думаю, что всегда остается зазор между тем, что я чувствую и тем как могу передать это словами другому. То есть в этом зазоре человек всегда один, и поэтому чем он меньше, тем больше можно почувствовать близости, совместности, контакта с другим.

Чувство близости дает людям много возможностей. Но мне хочется обратить внимание сейчас на один важный аспект.
Как присутствие другого человека помогает проживать какой-то крайне тяжелый опыт, и тогда уменьшается вероятность того, что этот опыт станет травматическим.

Ведь травматический опыт «живет» в теле, или в каких-то флеш-беках или образах, похожих на дурные повторяющиеся сны. Он не смог быть прочувствован и облачен в слова. А значит его гораздо сложнее, иногда просто невозможно, разделить с другими.

Теперь может показаться, что я свернула в сторону, но на самом деле нет, сейчас поймете.

Когда я начала читать книгу Кепнера о работе с людьми, пережившими насилие в детстве, я про все вышеописанное не думала, конечно. Но я думала, что сейчас (а может всегда), когда так многое пронизано насилием, эта книга может оказаться полезной.

По мере чтения многих-многих слов, предложений и абзацев о разных феноменах насилия и работе с ним, я заметила, что стала больше замечать эти пусть не такие ярко проявленные феномены в рассказах людей вокруг, клиентов, супервизантов, участников групп.

Я стала чаще на них обращать внимание и замечать свои реакции и переживания. И свои защитные механизмы тоже.

Я уже прочла и еще буду читать те самые слова, которые помогают описывать какой-то страшный опыт, придавая ему форму и границы. И этими словами можно воспользоваться для того, чтобы замечать себя в настоящем, а это дает надежду на то, что больше всего можно проживать, а не отщеплять.

И еще интересный момент: так как я записываю свое чтение на видео и выкладываю его к просмотру, то я читаю вслух. И я заметила, как сложно произносить какие-то слова вслух, как сложно читать примеры вслух. Это требует усилий. И это тоже один из важных феноменов, существующих в контексте насилия.

Как важно одному человеку разделить с другим свои переживания и насколько сложно, буквально телесно сложно, говорить о них.
Ведь сложно было даже мне, которая в тот момент не говорила о своем опыте, а просто читала вслух книгу…

Евгения Андреева

14 Oct, 11:45


О том, можно ли обойтись без негативного переноса... таки нет.

"Кейсмент (Casement, 1990) предостерегает о том, что ...терапевтического в анализе нельзя достигать через какое-либо простое предоставление «лучшего» родительского опыта. Аналитик часто замечает в клинической практике, что его (активные) попытки предоставить пациенту хороший опыт всегда меняют направление аналитического процесса, поскольку происходит вмешательство в то, как пациент в переносе использует аналитика. Главная причина этого состоит в том, что пациенты часто вынуждены использовать аналитика для того, чтобы проработать чувства из своего раннего опыта такими, какими они были: в аналитических отношениях недостаточно одного лишь «корректирующего» опыта (р. 342-343)."
из книги Г.Габбарда, Э.Лестера "Психоаналитические границы и их нарушения"

Решила эту мысль сформулировать гештальт-языком: незавершенная ситуация стремится к своему вопроизведению, чтобы завершиться, быть ассимилированной и как следствие, привести к росту личности. Поэтому в терапевтических отношениях актуализируются фиксированные межличностные гештальты, и терапевт за счет своего присутствия и эмоционального и телесного резонанса ощущает напряжение незавершенной ситуации и благодаря этому может лучше прочувствовать эту ситуацию и дополнить ее восприятие, опираясь на свой опыт нахождения в ней и описание этого опыта. Вот это место негативного переноса. Дальше надо написать про новый опыт, но я пока не сформулировала...

Евгения Андреева

14 Oct, 09:57


Коллеги, я предыдущий пост удалила, так как там в неверном формате загружен был файл. Теперь можно смотреть здесь видео. Извините, получилось удалились комментарии, я не успела прочесть и ответить на два последних. Продублируйте пожалуйста их, если не сложно, я отвечу.

"Задачи исцеления" №9

Третий этап исцеления. Отмена, переделывание и оплакивание. Работа с ретрофлексией.

Коллеги, дайте знать (можно просто в комментарии + поставить), если я вас не потеряла, и вы еще слушаете). Хочу сориентироваться, так как знаю, что такие продолжительные циклы сложны обычно, и люди забрасывают. Комментариев не так много. А я обычно опираюсь на представление о своей аудитории.

Евгения Андреева

14 Oct, 06:36


Писала о «хорошем»…

Возможно, терапевтическое пространство переживается как "хорошее", когда оно вмещает в себя то, что в субъективном переживании человека никуда не может уместиться.

- Я никому не могу рассказать о том, что со мной произошло, люди отвернутся от меня...
- Я не должна плакать, он этого не выдержит...

Конечно, я использую слово "хорошее" не в том же смысле как "хорошая девочка" или "хороший мальчик". Ведь так говорят как раз, когда ребенку удается благополучно спрятать все, что не может уместиться во взрослом или в пространстве их отношений.

"Хорошая" группа - та, в которой удается разместить как можно больше разных сложных переживаний, историй, выдержать больше амбивалентности, неприятной иногда искренности. Когда можно делать усилие и интегрировать инаковость других в свою реальность, но при этом быть свободным в том, на каком расстоянии от него находиться...

"Хорошая" терапия - та, в которой мы, терапевты, свободны от одобрения клиента, от его облегчения и также его обесценивания. И конечно под свободой я понимаю не безразличие к этому всему. Как раз наоборот, свободу быть затронутой этим, но не зависеть.
И тогда у клиента появляется надежда на то, что сюда можно будет принести больше разного, совсем не "приглаженного" и быть встреченным...

И наконец, "хорошее" ощущение себя - это возможность переработать больше происходящего в своей жизни. Затрагивающего иногда настолько, что, кажется, теряешь чувствительность или самоуважение. Но веришь и накапливаешь опыт того, как восстанавливаться, возвращаться к себе, самостоятельно или обратившись к людям...

Такие "хорошие" места мы обычно ощущаем как ценность.

Ценность пространства, ценность других людей, собственную ценность...

Евгения Андреева

10 Oct, 06:55


Мы открываем регистрацию на очередной ежегодный 11ый интенсив в Армении «Ближе, чем рай».

Интенсив начнется 29 апреля 2025 года и закончится 10 мая.

Мы по-прежнему проводим его в четырехзвездночном отеле Альпина в маленьком «горнолыжном» городе-курорте Цахкадзор.

Как и все живое наш интенсив состоит из традиций и новизны.

В этом году будет традиционно большая и очень профессиональная тренерская команда, ближе-чем-райский костюмированный карнавал на экваторе, супервизии для ведущих процесс-групп и факультативный семинар для тех, кто озадачен написанием случая и нуждается в помощи и совете (ведет тренер из тренерской команды).

В последние несколько лет интенсив стал «международным» по составу участников и тренеров - приезжает много людей из разных стран.

А теперь о новизне.

В этом году мы предложим нашим участникам факультативные теоретические мастерские.

Они будут посвящены интересным вопросам предположительно из следующих областей - история гештальт-подхода, отношения гештальт-терапии с «соседями» из других направлений, сложные переживания во время начала практики.

Это ориентировочный список, мы специально не уточняем темы так как будем ориентироваться на то, что будет актуально и полезно в конкретной ситуации интенсива.

Семинары будут факультативными и проводить их будут тренеры из нашей команды.

Регистрация как обычно на сайте интенсива http://gestalt-terapia.ru/.

Там много подробной информации, но если останутся вопрос - пишите.

Евгения Андреева

09 Oct, 11:39


В понедельник сделали с Евгенией Андреевой доклад на конференции «Актуальные вопросы гештальт-терапии. Этические аспекты терапевтической практики»(по ссылке - телеграмм канал конференции.

Выкладываю небольшой фрагмент.

Доклад называется «Благие намерения. Как представления терапевта о том, чем помогает терапия могут привести к этическим нарушением».

Мы рассказали о том как наш личный опыт, опыт обучения в программе, опыт личный терапии влияют на то какой становится наша частная теория терапевтического действия, то есть как мы отвечаем на вопрос - как помогает моя терапия? За счет чего она работает?

Затем мы говорили о том, что наша теория может быть описана через ряд полярностей, дихотомий.

Мы склонны выбирать один из плюсов и периодически теряем из виду другой.

Полное отщепление одного из полюсов почти неминуемо ведет к тому или иному типу этических нарушений. Ведь обычно никто не считает что делает что-то плохое. Просто другое хорошее иногда представляется как плохое и рождает враждебность.

Евгения Андреева

08 Oct, 15:40


Книжки допечатали, первый тираж сделали маленький и я знаю, что не все желающие смогли ее купить.

Теперь она снова будет на Озоне и на www.nikbook.ru

Про электронную версию. Обязательно сразу сообщу, как только она выйдет!

А я теперь наберусь терпения и буду ждать первых откликов от тех, кто прочтет.

Евгения Андреева

08 Oct, 09:26


#читаем_кепнера

"Задачи исцеления" №8

Фрагмент про искажение восприятия актуальной ситуации, связанное с отщеплением опыта насилия или с отшеплением некоторых аспектов личности клиента. Работа с проекциями и их "возвращением" на разных этапах терапии.

Евгения Андреева

06 Oct, 14:51


Коллеги!

Хочу напомнить о том, что мы с Федором Коноровым подготовили цикл вебинаров о работе с пограничным опытом “Терапия на грани верного срыва».

Подробнее о нем здесь: https://www.figurafon.ru/borderline_webinar

И если вы оплатили вебинары, то убедитесь пожалуйста, что вы оказались в группе в телеграмме. Не все оплатившие участники пока добрались до этой группы.

Евгения Андреева

01 Oct, 09:55


#читаем_кепнера

"Задачи исцеления" №7

Евгения Андреева

30 Sep, 16:30


В эти выходные была трехдневка специализации по работе с пограничным опытом. Мы уже большую часть отведенного нам с группой времени прожили и через одну встречу нас ждет завершение.
Я как-то наполнена и по-хорошему уставшей ее завершала. И сегодня выходной, такой смурной и хмурый день у меня.

Сижу и думаю, чем мне нравится эта тема?.. В ней много сложных чувств, тоски, невозможности…То тайфун, то опустошение…
Казалось бы, неужели мало мне этого кругом?..

Наверное тем, что она очень сталкивает с каким-то несовершенством своим, окружения, жизни вообще. Тяжело, когда начинаешь спорить с ним, бороться. Как это свойственно пограничному восприятию: очень фокусируешь на отсутствии, на том, чего нет и стараешься его поймать за хвост. Или стараешься почувствовать себя не сильно уязвленным, когда встречаешься с тем, что в тебе самом чего-то нет такого желанного. А иногда даже непонятно чего именно не хватает, просто не хватает да и все тут.

Но потом я ищу чем утешиться, вспоминаю, например, что живое оно всегда такое…
Синтетика не мнется, а лен очень сильно мнется…
И лица, даже самые красивые, всегда асимметричны…
И спонтанные дети они как-будто «правда» дети в отличие от очень послушных, которые скорее маленькие «взрослые».

Когда речь идет о пограничном опыте, то часто в первую очередь возникают темы агрессивности, страха перед ней и тому подобных состояниях. И о том как не разрушиться от этой агрессивности или самому не стать агрессивным от страха… И это правда важные задачи.

Но ведь одновременно с этим и другое есть. Хотя и более скрыто оно.
Все же есть еще и хрупкое, дефицитарное, нуждаемое и за всем этим очень грустное…
И если сможешь замечать это скрытое, хоть в себе самом, хоть в человеке напротив, когда он такой, и если сможешь отнестись к этому как-то по-доброму что ли, тогда и сможешь работать с таким человеком. Я так думаю.

Евгения Андреева

30 Sep, 05:46


Архив

Самое сложное, когда не соглашаешься потерять то, что бессилен удержать.
Не соглашаешься, хватаешься, надеешься, истощаешься от этого, депрессуешь, а потом не соглашаешься по новому кругу…

Очевидно, потому что не хочешь лишаться…
Не хочешь или не умеешь горевать…
Или даже в принципе не можешь определить реальные границы своего влияния…

Очень помогло бы наверное, если бы удавалось сохранять свою направленность в «живое» будущее.

Когда знаешь, что пока не наступает смерть, жизнь обязательно соберётся вокруг чего-то дорогого, ценного…возможно другого, чем это было или есть сейчас …но обязательно…

Нет не так.
Ты сам будешь собирать жизнь заново. И совершенно не важно, где ты будешь находиться физически, везде ты будешь, прежде всего, с самим собой.

И ты будешь нанизывать как жемчужинки события, людей, остающихся рядом с тобой и новых, собственные новые идентичности…

Если бы удавалось поверить, что так будет.

И еще если бы удавалось вспоминать, что на самом деле мы не знаем, что нас ждёт.
Ну кроме смерти, уготованной для каждого. И сейчас многие заняты в первую очередь тем, чтобы как-то ее отодвинуть от себя. И это супер-важно.

Но пытаясь бесконечно ориентироваться в зашкаливающей неопределённости, мы, разумеется, отталкиваемся от ужасных картинок возможного будущего, которого очень хочется избежать.
А если бы нам удавалось помнить, что мы не знаем, что с нами будет.
И зашкаливающая неопределённость содержит в себе не только печальные и пугающие сцены, но и что-то приятное, что-то очень неожиданно приятное. Что-то с чем совершенно невозможно себя ассоциировать сейчас, а оно может случиться с нами.

Если бы удавалось думать об этом…
Если бы удавалось что-то такое представлять…

Мне кажется я так много раз сказала «если бы», что, конечно, очень отражает мое переживание сейчас. Но давайте, под конец, я немного увеличу градус надежды и скажу «когда».

Когда получается и позволяешь себе ждать для себя хорошей, если не судьбы, так как она треснула или сломалась у многих сейчас или какое-то время назад, не судьбы, но хорошей полосы, или хорошего периода, или хотя бы трёх эмоционально-безоблачных дней подряд…
Тогда какой-то новый смысл, пусть крохотный и прозрачный, но зарождается…

И знаете, хочется зарождать, создавать, созидать, растить вопреки этой хтони, которая длится и длится.

Евгения Андреева

27 Sep, 06:19


Для тех, кто со мной читает Кепнера или просто интересуется темой детского насилия и его последствий у взрослых людей.

Очень хорошо показаны разные феномены контекста насилия в сериале «Незабытые» во втором сезоне. Там один сезон - это одна история расследования.

Если хотите погрузиться в тему, о которой я вас предупредила), посмотрите!

Ну и извините, что я прямо с утра с такими предложениями!
Я просто уже сижу в кафе с ноутом и чашкой кофе и мне кажется, что сегодня уже давно началось!

Доброе утро)

Евгения Андреева

25 Sep, 16:31


Вышла новенькая книжка!
«Короткие заметки о длительной психотерапии»

Это радостное для меня событие.

Очень волнуюсь, представляя эту книгу вашему вниманию. Она для коллег. Думаю, прежде всего для «молодых» терапевтов и для тех, кто любит меня читать.
В ней пишу про разные фокусы терапевтической позиции. В содержании они все есть.

Название придумал Федор Коноров, спасибо ему, мне оно очень нравится!

Спасибо слушателям моих видео-роликов, так как идея этой книжки родилась, благодаря этому циклу.

Спасибо всем кто откликался на мой пост и помогал с поискам названия для книги.

Спасибо всем моим читателям за ваши отклики, которые придают сил и вдохновения.

Спасибо моим друзьям, которые подтверждали, что я делаю что-то хорошее и полезное, в те моменты, когда я в этом начинала сомневаться).

Спасибо Елене Германовне за редакторскую работу!

И спасибо Веронике Тверицкой и ее команде за издание.

Купить можно здесь www.nikbook.ru

И здесь: https://www.ozon.ru/product/korotkie-zametki-o-dlitelnoy-psihoterapii-andreeva-evgeniya-vladimirovna-1706037073/?abt_att=1&from=share_ios&utm_campaign=productpage_link&utm_medium=share_button&utm_source=smm

2,714

subscribers

122

photos

20

videos