Кафедра фарммаркетинга @kafedra Channel on Telegram

Кафедра фарммаркетинга

@kafedra


Канал про эффективное продвижение фармбрендов через digital-каналы. По всем вопросам писать заведуюшему → @Chashkin
Чат канала → @kafedrapharmchat

Кафедра фарммаркетинга (Russian)

Кафедра фарммаркетинга - это канал, посвященный эффективному продвижению фармбрендов через digital-каналы. Если вас интересует информация о том, как использовать современные цифровые технологии для успеха вашего фармацевтического бренда, то этот канал для вас. Здесь вы найдете полезные советы, инсайты и практические рекомендации от экспертов в области фарммаркетинга. Для всех вопросов вы всегда можете обратиться к заведующему кафедрой по контакту @Chashkin. Присоединяйтесь к нам и узнавайте о последних тенденциях в digital-маркетинге фармацевтических продуктов!

Кафедра фарммаркетинга

28 Jan, 14:22


После того, как китайцы коммодитизировали нейросети, стало очевидно, что победят те, кто владеет трафиком. А трафиком владеют те, кто умеет монетизировать. Так что в России я бы поставил на Яндекс.

Вот посмотрите, как они уже размещают рекламу в ответах Нейри. Со временем, как и в поисковой выдаче весь список будет представлен рекламодателями) Осталось научить Нейри тюнить объявления и договориться об этом с комплаенсом рекламодателей. А то, подход с лаконичным прописыванием УТП выглядит совсем ненативно.

Кафедра фарммаркетинга

27 Jan, 13:14


А не завести ли вам свой авторский канал про фарму?

Прочитал накануне интересный пост у бывшего HDM Петровакса Владимира Вискова про бум авторских телеграм-каналов. А потом пост про ценность письма у @Victoria_Energy в канале «Фарма в центре». И задумался, а завел бы я такой канал, если бы работал в фармацевтической компании? Как тот же @shchukin_marketing

Пожалуй, да, но с несколькими вводными для себя:

1) Это еще одна работа. Прежде всего над тем, чтобы сформулировать те мысли и идеи, которые есть в голове. Не всегда это просто, особенно по началу. Но в этом и ценность. Начинаешь четче и яснее мыслить.

2) Это определенный продукт, который должен соответствовать ожиданиям читателя. По оформлению, ценности, которую он дает читателю. А это тоже работа.

3) Время, когда интересные каналы сами растут без инвестиций в привлечение подписчиков, уже прошли. Это тоже стоит проработать. Хотя бы на уровне ожиданий.

4) Никакого контент-плана и обязательств писать перед собой. Лично меня обязательство писать демотивирует. Я сюда пишу что хочу и когда хочу. Иначе бы точно забросил. Но у вас может иначе.

Слава богу, начать вести канал очень просто и не требует денежных инвестиций. Разве что наглости подписать 200 первых подписчиков из записной книжки. Поэтому тем, кто раздумывал, — велком. Лично мне не хватает авторских каналов про фарму. Как начнете, присылайте ссылки)

PS ну и рекомендую подписаться на каналы авторов, которых упомянул выше)

Кафедра фарммаркетинга

24 Jan, 21:18


А теперь про содержание рассылок. Вот тот же скрин интереса к рассылкам из презентации Ipsos. Обратите внимание на вертикальную шкалу, а теперь на коридор, который мы выделили красными линиями. На глазок, рассылки большинства компаний укладываются в коридор от 73% до 80%.

Получается, что их содержание это определенный коммодити. Не особо важно у кого их заказывать и по какой цене. Даже если вы ночами не поспите, закажите пару очень креативных рассылок, то в среднем погоду это ничего не даст. Произойдет регрессия к средним 73-80%.

Кафедра фарммаркетинга

24 Jan, 21:17


Когда лучше на четверочку?

Вернемся к вариабельности метрик. К качестве примера возьмем те же email-рассылки. Допустим, у нас педиатрический бренд, есть своя база email-ов из десяти тысяч педиатров. По плану у нас заложена рассылка раз в две недели. Средний OR рассылок 20%. Перемножив все эти числа, мы получим 52 тысячи контактов с педиатрами. Очень неплохо)

Вы решаете уделить каналу больше внимания и нанимаете агентство, которое обещает улучшить перфоманс канала. Они ставят эксперименты с заголовками писем, сегментацией и добиваются роста OR на 2%. И это правда отлично проделанная работа и результат.

Но по ходу года к вам дважды подходит начальство и говорит, что ваш слот отдали на общую рассылку компании по всем специалистам. Вместо 26 за год выйдет 24 рассылки… и те же 52 контакта с педиатрами. Вся ваша работа-работа над ними, ежемесячные встречи, получается, не дали результат. Всего-то из-за двух рассылок.

Ну и обратно. Решили не уделять особого внимания перфомансу рассылок и уронили, «о боже», OR до 19%. Просто сделайте еще на одну рассылку больше и получите те же 52 тысячи контактов) Думаете, врачи заметят разницу между 26 и 27 рассылками за год?

Табличка из скрина, чтобы поиграться числами. Там еще кейсы, когда мы сфокусировались на росте подписной базы или научились рассылать письма чаще, но сжигать базу.

Кафедра фарммаркетинга

24 Jan, 13:27


Настало время зайти на поле Pharma&Medical Recruitment
Тем более, что пока таких бриллиантов вы там не найдете)

Итак, одна очень крутая коллега по цеху ищет руководящую позиции в фарм. маркетинге.

CV:
В настоящий момент руковдит маркетингом в международной фармацевтической компании. По профилю: врач, международный диплом МВА, >15 лет в фарм. индустрии с опытом в продажах, развитии бизнеса/страт.маркетинге, локализациях производства, прайсинге и маркетинге (Rx и Отс).

Умеет выстраивать процессы с нуля, запускать новые продукты на рынок, делать ре-лончи, выстраивать стратегии, строить эффективные команды; внятно коммуницирует, гибкая, креативная, целеустремленная и амбициозная, к работе относится, как к собственному бизнесу.

От себя добавлю:
У коллеги очень крутое и редкое качество. У нее нет каких-то само ограничивающих убеждений и постулатов в плане работы. Что это значит для компании и бизнеса? А то что она не станет ограничивающим фактором, как это часто бывает. Она даст бизнесу столько, сколько в принципе возможно и невозможно.

За резюме в личку @chashkin

Кафедра фарммаркетинга

23 Jan, 16:29


Некоторые вещи узнаешь только из факапов. Дочь сегодня в дошколке узнала, что в тетраде нельзя писать фломастером, а я что-то новое о работе с KOLами.

Вот решили отпраздновать🥳 В каком-то рилзе набрался мудрости, что так нужно делать, чтобы не бояться ошибаться и продолжать делать.

Кафедра фарммаркетинга

23 Jan, 12:24


К примеру, агентство выгрузило на слайд ежемесячного отчета заголовки писем и OR рассылок. Средний OR по году у 20%. Письмо, в заголовке которого упоминается Иванов, получило OR 22%, а у Грибоедова — 19%. Можем ли мы сделать вывод, что надо делать больше материалов с Ивановым?

Конечно, нет. К примеру, у вас 50% всех писем имеют OR от 19% до 22%. Просто когда отправляли письмо с Грибоедовым, Меркурий был в ретрограде, и часть метеозависимых решили не читать в этот день писем. Только и всего.

Нужен ли тогда этот слайд? Думаю, что нет. Я бы заменил бы его слайд с заголовком «Рассылки, которые значимо отличались по OR», а если таких не было, то ограничился бы строчкой на слайде «Все идет по плану»: «и рассылки тоже».

Если посмотреть под такой призмой на ваши промежуточные отчеты, то, думаю, они сократятся на процентов 70%. Но тогда может возникнуть чувство, что ничего такого значимого на своих проектах-то и не делаете и не решаете. Возможно, оно вас не обманывает… Об этом завтра.

Кафедра фарммаркетинга

22 Jan, 22:06


Давайте начистоту. То, что сейчас напишу, я знаю достаточно давно. Прошел пару курсов по основам статистики у Карпова. Да и в основах доказательной медицины Кемпбелла это тоже подробно разбирается. Но вообще не использую, но теперь мне кажется это важным.

Итак, бенчмарки...

В контексте digital-маркетинга бенчмарки упоминаются как средние показатели по рынку каких-либо метрик, эталон. Ок, если мы говорим «среднее», то подразумеваем, что есть какое множество наблюдений. К примеру, мы посмотрели OR своих рассылок, поспрашивали нескольких коллег из других компаний. Вывели среднее.

Но фишка в том, что помимо средней или медианы любое множество описывается еще вариабельностью этих значений или дисперсией. Именно эта вариабельность будет определять, насколько число, которое вам показывает агентство, значимо больше или меньше бенчмарка. Но чаще всего этих цифр на слайдах то и нет.

Ну а если их туда добавить, то выводы и решения в начнете делать гораздо лучше. В следующих постах разберем на примере.

Кафедра фарммаркетинга

22 Jan, 12:55


Про бенчмарки

Чет рефлексировал по поводу промежуточных отчетов. И захотелось обсудить их важный элемент — бенчмарки. Давайте для начала оценим актуальность вопроса)

Откройте промежуточный отчет по любому проекту, ну на память или попробуйте ответить на пару вопросов о них.

Кафедра фарммаркетинга

18 Jan, 07:01


Выходные)

Рекомендую посмотреть выпуск «А поговорить?» Ирины Шихман по важнейшим научным прорывам прошлого года. Это такой ежегодный обзор, где Илья Колмановский, известный популяризатор науки, рассказывает, что такого крутого ученые узнали за год.

В выпуске очень много про фарму и нейросети. Нейросети же и вовсе лейтмотив выпуска. Ученые научились с их помощью искать невидимые обычному глазу закономерности, а также «иголки в стоге сена». А еще они уравняли возможности научных коллективов, в том числе в поиске лекарств. Вот здесь бы, конечно, российской фарме начать что-то толковое делать, а не полиоксидонии и кагоцелы.

Ссылочка на YouTube для владельцев VPN. Для остальных «Бусти».

Кафедра фарммаркетинга

16 Jan, 09:56


Ну хоть узнаю, как вести эти ваши телеграм-каналы…

Кафедра фарммаркетинга

15 Jan, 09:53


В тему кейсов без драмы или как еще бывает

Вот тут привлекли 600 неврологов за сутки в телеграм-канал клиента с одной рассылки. Потом докатились еще 66 для красивого и зловещего числа 666. Неврологи верифицированы по клинике.

При этом приложение было на 520. Поэтому рассылали в одном канале и на треть базы. Думаю, потенциально можно делать и по 1500–2000 за сутки. Но это, конечно, разовая акция. Кто захотел, тот подписался. Дальше пойдет со скоростью предыдущего кейса.

Кафедра фарммаркетинга

14 Jan, 11:02


Короткий кейс про педиатров. Без особой драмы

У нас есть клиент, которому мы с лета делали контент для телеграм-канала на педиатров. Всё в канале было хорошо, кроме числа подписчиков. Первым делом клиент начал продвигать его через аутсорсинговых медицинских представителей. Получилось частично так. Ну и в ноябре пришел к нам за продвижением в первом квартале 25 года. Цель — 2000 педиатров за 3 месяца. Цифры вроде достижимые. Ок, посчитали КП.

Клиент вернулся в начале декабря с новостью, дескать, ребята, мы тут в сейвах нашли денежку, давайте спустимся сейчас, чтобы закрыть часть 24-го годом. То-се, туда-сюда, согласовали всё к 17 декабря и запустились.

К 1-му января привлекали 1300 педиатров. А потом всё встало. Педиатры начали есть оливье и сельдь под шубой. Число новых упало в два раза. Да и большую часть новогодних праздников занимались тем, чтобы поддержать этот поток.

В итоге подписали все 2000 к 13-му января. Получилось меньше чем за месяц. Это вам в папочку бенчмарков как быстро можно привлекать врачей.

Ну и спасибо клиенту за амбициозную задачу, без него бы и не узнали)

Кафедра фарммаркетинга

13 Jan, 18:16


Ну и про сам звонок

Голос прям человеческий, не отличить. Поэтому я 5 раз спросил “А вы бот или человек?” Но бот был не пробиваем и никак не среагировал на мои вопросы. Ну я тоже, видимо, туп, что задавал этот вопрос. Оправдываю себя тем, что я просто пытался проверить, поддерживает ли он какую-то обратную связь. Не поддерживает.

Но здесь у меня возникла вторая порция вопросов. Вот судя по скринам из выдачи, такой звонок должен стоить 80 копеек. А за сколько их предлагают на фарм рынке? Или их вообще продают? Или продают как телемаркетинговый звонок за 500+ рублей, где 300 рублей заложены в откат? Или откат вам не предлагали, а просто просили 500 за звонок? Что знаете об этом коллеги?

PS ну и кажется я закрыл себе дверь еще в одну фармкомпанию)

Кафедра фарммаркетинга

13 Jan, 18:16


Омниканальный маркетинг 2025

Снова позвонили из “Фармвизита” и снова по какому-то бренду Валенты. Говорят мы там вам присылали опрос, время поделиться результатами. Про сам звонок будет в конце, а сейчас про письмо.

Полез в почту, проверять были ли от них какие-то письма, нашел два письма от 20 и 22 декабря. Неоткрытые, в папке спам. Для тех кто не читает спам, приложил скрин того, как там выглядит ваш красивый дизайн.

Отсюда возникли вопросы. Нельзя что ли написать сценарий на случай, если письмо осталось не открытым? Попало в спам? Ну и насколько адекватно напоминать о таком письме через три недели?

Кафедра фарммаркетинга

10 Jan, 09:29


В первый рабочий день после праздников я проснулся в 5.15 утра и начал свой день с китайской дыхательной гимнастики по методу Ма Гуаньда. Уже в 5.45 я был на часовой утренней пробежке. Потом ледяной душ и в 7.00 – здоровый завтрак без глютена и лактозы.

В 7.30 я уже был вовсю занят работой. Для начала завершил список из 100 целей на год, который начал составлять еще первого января. Потом почитал биржевые новости и скорректировал свой инвестиционный план.

Далее – проверка почты, переписки с иностранными партнерами, формирование годовой стратегии бизнеса. В 9.00 – перерыв на динамическую часовую медитацию по методу Сильва, затем 300 отжиманий и около 10.00 небольшой перерыв.

Затем дочитал «Мир как воля и представление» Шопенгауэра и приступил к прослушиванию онлайн-курсов Массачусетского технологического института. Курсы натолкнули меня на прорывную бизнес-идею, я записал её в свой молескин для перспективных мыслей, в котором уже кончались чистые страницы...
---

Ладно, на самом деле я только недавно проснулся, выпил кофе и кое-как принялся разгребать почту и чаты. Вот, даже пост нормальный для этого канала не успел подготовить. 😂

💭 А вам как работается после долгих праздников?

#ЛИЧНОЕ

Кафедра фарммаркетинга

30 Dec, 18:10


Последний пост в 2024-ом году. О вас, мой подписчик.

Вот мы все почти докрутили педали до конца года. Все эти задачи по работе и дому, родным. Поставили на паузу встречи, письма, сообщения по работе в Telegram и в родительских чатах в WhatsApp.

Впереди нас ждут несколько дней, которые дадут возможность перестать давить на педали и осмотреться. И мне кажется, это про вас, мои подписчики.

Ведь по сути, зачем вы читаете этот канал? Разве он помогает ставить и контролировать задачи, отвечать на письма и напоминать о ваших проектах коллегам? Нет.

Мне кажется, этот канал читают те, кто время от времени задумывается о том, туда ли они едут на своем велосипеде. Поддаются сомнениям, решаются, пробуют новое, пытаясь выехать из колеи. Потому что я сам только пытаюсь понять, как делать фарммаркетинг правильно. И чем и пишу в этом канале.

Спасибо, что позволяете это делать не в одиночку, а в компании думающих людей) В новом году продолжим!

Кафедра фарммаркетинга

28 Dec, 08:52


Позвонили. Автоопределитель не отметил звонок как подозрительный. Принимаю и слышу типичный телемаркетинговый скрипт. Обычно я тут же бросаю, но тут решил чекнуть работу медпреда.

Говорит что-то про выход двух брендов: какой-то миорелаксант и витамины. Названия не запомнил, хотя пытался. Под конец скрипта сказали про то, что материалы выслали на почту. Спросил, а на какую почту? Не получаю ответа. Звонок завершается.

Четкое ощущение, что звонил голосовой бот. Если и живой оператор, то настолько задолбанный, что всё, что он хочет, — быстрее прочитать скрипт и бросить трубку.

Проверил несколько почт, никакого письма не нашел. Бренды не запомнил, преимуществ тоже. Как и большинство врачей, воспринимаю информацию прежде всего визуально. На слух запоминаю только истории и какие-то ну очень структурированные практические данные.

Но звонок для клиента состоялся, был помечен успешным и будет оплачен.

Кафедра фарммаркетинга

27 Dec, 15:18


Нейросети заменят нас всех, кроме редактора заголовков в ДНР?

Скачал письма от ДНР и попросил ChatGPT сгенеририровать заголовки 10 писем на их основе.

Вот что получилось:
1. “Рейтинг врачей: кто в лидерах, а кто на дне?”
2. “Шок: пациент оказался симулянтом! Как это распознать?”
3. “Жуткая история: поездом отрезало ногу. Что было дальше?”
4. “Скандал: зарплаты врачей уходят на покрытие долгов больницы!”
5. “Хотят карать за ошибки врачей? Новый закон пугает медиков!”
6. “Топ-5 причин, почему врачи боятся нового рейтинга!”
7. “Не поверите, как врачи реагируют на чрезвычайные случаи!”
8. “Правда о долгах больниц: кто виноват и что будет с врачами?”
9. “Скрытые ошибки врачей: почему никто не говорит об этом?”
10. “Медицина на грани: революция или катастрофа для докторов?”

Кафедра фарммаркетинга

26 Dec, 15:25


Прошло уже три недели с момента истечения патента на ривароксабан. Интересно, кто и что успел сделать за неполный месяц и какие результаты. Но так как данных на рынке пока нет, то решил, что мы сами соберем.

Провели вчера опрос среди кардиологов и терапевтов. Пока в выборках их 211 и 194 соответсвенно. Но еще дособираем анкеты. Результаты, с одной стороны, получились ожидаемыми, с другой — интересными.

Лидеры коммуникациям среди кардиологов, так и среди терапевтов — КРКА и Акрихин. Ожидаемо.

Но вот дальше интересно с терапевтами. Тут Акрихин с ними прокоммуницировал, но в выписку это конвертировалось гораздо хуже, чем у КРКА. Притом что среди кардиологов конвертация норм. Что там внутри интересно?

Еще интересная история с Озоном. Они, видимо, сыграли в PR, а не медпредов. Коммуникации были, а визитов видимо не особо. Но выписка у них была лучше, чем у Акрихина. Правда, данных пока все же мало, чтобы это смело утверждать.

Как видим основные игроки уже побежали и их активность конвертируется в выписку. Ну и стратегии и игроков разные. Но это и понятно, ведь исходные ресурсы тоже разные.

Вопросы? По исследованию можно сюда @chashkin

Кафедра фарммаркетинга

25 Dec, 19:11


Писал уже здесь, что в течение 2,5 лет отвечал за маркетинг фармы в Яндекс Маркете. Помимо роста знания о категориях (BHT), все равно спрашивали за все продажи. Плевать, что цены на Озоне ниже, это ты трафик не налил.

Маркет тогда много покупал на 1p и периодически стояла задача продать определенный товар. К примеру, закупили буферизированный витамин California Gold Nutrition, а он сам не продается. На iHerb сам продавался, а в Маркете нет. Что делать?

И тут оказывалось очень интересно, потому что внутренние инструменты продвижения не давали нужного объема. Ага, блат не всегда работает... Конкретно на эти товары приходилось приводить трафик извне.

Кайф был в том, что мы могли отдавать все конверсии в Директ. Да, этот блат работал. Жили не тужили и не представляли, какой гемор был у тех, у кого не было такой возможности. Неважно Маркет это, Озон или ВБ.

Оказавшись снова на агентской стороне просто взвыл от того, что не стало такой возможности. Как хреново без блата. И какой кайф, что с лета эта возможность стала доступна простым смертным, к коим я теперь отношусь.

Вот справка для тех, кто хочет разобраться. Попробовать стоит всем.

Особенно:
- у кого внутренние рекламные инструменты Озона съедают почти всю прибыль,
- кому не хватает трафика внутри Маркета,
- кто до сих пор ведет трафик на свой продуктовый сайт,
- всем кто покупает медийные инструменты на самих маркетплейсах.

Кафедра фарммаркетинга

22 Dec, 19:45


22 декабря — мой любимый день в году. Ни новый год ни тем более день рождения не дарит столько оптимизма) С него все начинается — 31 декабря день становится уже на 5 минут дольше.

А еще этот день может стать отличной маркетинговой кампанией для бренда антидепрессантов. Как когда-то La Roche-Posay оседлал “день меланомы”, так и тут есть отличная возможность расширить аудиторию за счет пациентов с сезонным аффективным расстройством. 

Сделать это информационный поводом среди врачей легко: тема не избитая, классная привязка к конкретному дню года, ну и аудиторию нужно охватить не самую большую. Да и потом сам день будет работать на бренд. Короче, идею закинул, а вы там как-нибудь уже сами.

Всех неравнодушных с праздником!

Кафедра фарммаркетинга

19 Dec, 07:42


У клиента выросли продажи. Сами. Ничего с ним не делали. Пришли с вопросом, а что случилось и как можно усилить рост? Смотрите как @vladimirorganic провел анализ и выяснил сегменты за счет, которых произошел рост у бренда.

Хотите сделать такой по вашему бренду и категории, приходите на персональный воркшоп. Запись по ссылке. На нем Владимир также расскажет, что было дальше в этом кейсе)

Кафедра фарммаркетинга

13 Dec, 17:08


Поздравляю Оксану Липай и Валентину Чугунову с выигрышем книги Павла Лисовского «Аптека в Плюсе»

Кафедра фарммаркетинга

13 Dec, 11:54


Про новые лица и кем должен быть KOL

Выше вчерашний вебинар в Кафедре неврологии. Оцените репосты и просмотры вебинара (под видео), внизу справа просмотры поста. При этом мы анонсировали этот вебинар только на треть нашей аудитории.

Сам лектор второй раз в жизни читает вебинар. Не КМН и не сотрудник кафедры.

Кафедра фарммаркетинга

12 Dec, 17:51


Как можно докрутить работу с экспертами и адвокатами бренда (КОЛами):

0. Если вам не нравится часть работы с экспертами, то лучше её поручить коллеге из вашего отдела или из медицинского отдела. Работа с КОЛами – это постоянная коммуникация с людьми, если вам она в тягость, то ваши партнеры это поймут.
1. Коммуникация. Очень важно постоянно поддерживать коммуникацию со всем вашим пулом экспертов. Собирайте их на встречи экспертов, рассказывайте о вашей стратегии и планах, почему вы выбрали именно это направление в стратегии, какие у вас стратегические цели. Честно и открыто, без намеков. Говорить с экспертами лучше на их языке, а не на «маркетинговом»
1.2 КОЛ, а лучше называть «партнер» (вординг очень важен во всех аспектах маркетинга) — это такой же человек, как и все мы, поэтому важно запоминать все личные истории, следить за их научной деятельностью и за социальными сетями. На встречах обязательно упоминайте, что видели последнюю опубликованную статью и другие важные вехи в его деятельности и личной жизни.
1.3 Продавайте экспертам работу с вами как с партнером. Особенно это важно для начинающих звезд, потому что сотрудничество с компаниями может из начинающей звезды сделать полноценного федерального эксперта.
2. Говорите вашим партнерам открыто и без намеков о ваших целях.
3. Обсуждайте с экспертом план активностей на определенный период. А по окончанию этого периода покажите партнеру в цифрах в каких активностях он принимал участие, достигали ли вы договоренностей, какой результат активностей, какая динамика у бренда.
4. Обязательный брифинг перед каждой активностью. Какая цель данной активностью и именно с этой ЦА? Что важно донести? Какие акценты? Какие ключевые сообщения и портреты пациентов?
5. Обязательная обратная связь после активности. Не бросайте спикера после активности как использованный инструмент. Обязательно поделитесь обратной связью от участников (можно переслать сообщения или скрины), что понравилось вам, что хотелось бы улучшить. Максимально вовлекайте своих партнеров.
6. Если спикер читает нескольким компаниям, то договоритесь о «правилах игры» заранее. Определите в какой нише у вашего эксперта будете только вы, аргументируйте это эксперту и договоритесь, что в этой нише он может озвучивать только ваш препарат.

Кафедра фарммаркетинга

11 Dec, 08:01


AR и VR: от вау-эффекта к продуктивности

Когда-то AR и VR были на пике популярности, создавая вау-эффект на выставках и визитах. Потом к ним немного подостыли, потом тот же Covid уменьшил общий интерес к технологиям. Но сами технологии не перестали развиваются, и сегодня они вышли на плато продуктивности, превратившись в эффективный инструмент для бизнеса.

AR помогает визуализировать сложное, делая его понятным, например, показать, как препарат работает внутри организма. Это особенно важно в медицинской сфере, где простота донесения информации играет ключевую роль.

3D-презентации и AR-фотозоны на конференциях стали не просто развлечением, а мощным инструментом для привлечения внимания и донесения ключевых сообщений. Это вам не кофемашины, которые на каждом втором стенде и никак не решают задачи бренда.

Если вы ищете команду, которая делает это качественно, рекомендую Way2Win. Их опыт — это не только создание AR/VR-решений, но и глубокое понимание потребностей фармацевтического рынка.

Основатель Way2Win, Петр Толочков, — понимает суть технологии. Еще в Санофи он успешно внедрял AR/VR через внутренний акселератор компании. Мы делали с ним несколько проектов в рамках агентства Twice. Поэтому могу рекомендовать.

Обращайтесь, форма по ссылке ниже.
🔗 записаться на встречу

Кафедра фарммаркетинга

10 Dec, 15:49


Про два вида агентств

Есть классная притча, которая является иллюстрацией к посту выше. Вероятно вы слышали, какую-то из ее версий:

Некий купец отдыхал в караван-сарае, когда вдруг увидел в стороне проходящий мимо караван. Он подзывает к себе слугу и велит тому узнать, что это за караван. Слуга сломя голову помчался к каравану и через короткое время вернулся с сообщением:
— Это караван из Басры.
— А куда он идёт? — спросил купец.
— Сейчас узнаю, — ответил слуга и снова помчался к каравану.

Вернувшись, он доложил купцу:
— Караван идёт в Медину.
— А кто его владелец? — спросил купец.
— Сейчас… — начал было говорить слуга, но купец прервал его:
— Стой, не нужно.

Он подозвал другого слугу и послал его узнать о владельце каравана. Через некоторое время второй слуга вернулся с сообщением:
— Это караван из Басры в Медину. Его владелец — Абу-Али ибн Халуми. Везёт груз шёлка, чтобы продать его на рынке по цене пять динаров за десять локтей. Но если купить весь шёлк, то он готов продать за четыре. Поторговаться с ним?


Я считаю, что агентство должно быть как второй слуга. По крайней мере таким я хочу видеть агентство Кафедра.

Кафедра фарммаркетинга

10 Dec, 12:32


Помимо прямой работы с клиентами, мы много сотрудничаем с агентствами

Агентства-лохи идут за привлечением врачей и предлагают своим клиентам классические неэффективные инструменты: телемаркетинг, рассылки по базам ДНР, врачи.рф и т.д. Классные агентства ищут варианты на рынке.

Вот у ребят из Dau вышел кейс, как они с нашей помощью привлекли 1000 неврологов к регистрации на HCP-портал компании дешевле и быстрее, чем где бы то ни было. Не просто неврологов, а специалистов, интересующихся определенной темой. Такой отсев был сделан за счет правильно подобранного лид-магнита, а также наличию у нас узких сегментов по интересам. Ну и весь проект был очень быстрым. Спасибо эффективным каналам коммуникации.

Читать кейс: https://rb.ru/opinion/kejs-farmkompanii/

Кафедра фарммаркетинга

09 Dec, 12:23


На встрече Павел подарил мне свою книгу “Аптека в плюсе”. Конечно, это книга в первую очередь нужна собственникам и менеджерам аптек, коих в моем канале не так много. Но полезна она будет и тем, кто трудится на стороне фармацевтических компаний.

Понимая, как мыслят сети, как они формируют ассортимент, определяют цены и управляют рекомендациями своих сотрудников, вы сможете эффективнее работать с ними. Лучше поймете с каким предложением или промо-акцией идти, как влиять на рекомендации провизоров.

Мы с Павлом решили разыграть два экземпляра книги среди подписчиков наших каналов.
Условия простые:
1. подпишитесь на оба канала @kafedra и @LisovskiyP
2. перейдите по ссылке в наш бот, который отметим вас как участника

Кафедра фарммаркетинга

07 Dec, 11:07


Вчера вечером пил чай с Павлом Лисовским

Для тех, кто не знает, компания Павла занимается консалтингом фармкомпаний и аптечного бизнеса, помогает им увеличивать прибыльность. Если говорить про фармкомпании, то, к примеру, он помогает оптимально встать на полки в сети. Ну или на этапе лонча может помочь с оптимальной стратегией дистрибуции: так, чтобы не переплатить сетям, но и быть на полках достаточного количества нужных аптек.

Павел ведет телеграм-канал @LisovskiyP, где делится своим опытом. Очень рекомендую подписаться для понимания всей цепочки продажи препаратов.

Несколько инсайтов, которые я сам вынес со встречи и которыми хочется поделиться с вами:

- Многие склонны переоценивать возможность аптечной сети к переключению препарата. Переключение происходит за счет денежной мотивации провизоров, но со временем их чувствительность к этому фактору снижается. За сто рублей он даже рот не откроет, чтобы предложить ваш аналог.

- А вот обидеться и затруднить жизнь для вашего бренда сети могут. Поэтому стоит быть осторожными со всякими акциями, когда вы доносите сообщение, что в конкретной сети ваш препарат можно купить по специальной цене.

- Фармацевту, собственнику и гендиру сложнее переключать с бренда, который назначал врач, к тому же, если обучить врача, чтобы тот в свою очередь обучил пациента, что делать, если его пытаются переключить в аптеке.

- Никогда об этом не думал, но позиционирование фармкомпании с аптечными сетями — это тоже фарммаркетинг. Неправильно говорить собственнику и гендиру «у нас самые качественные препараты», лучше сделать как «Солофарм», которые говорят сетям: «С нами зарабатывают».

Отдельно обсудили другие методы, которыми фармкомпании могут воздействовать на фармацевтов (кешбэк-сервисы, обучалки типа «Фармзнания», а также обучающие программы через контрактование сетей). И я для себя сделал вывод, что компании, конечно, недорабатывают совсем в другом канале — в digital PR на фармацевтов. После оценки Павла об эффективности других способов я еще раз утвердился в этой мысли.

Было еще очень много других вопросов, которые мы успели обсудить и что не вместится в этот пост, но можно почерпнуть в его канале.

#пейчай #пейкофе #пейпиво

Кафедра фарммаркетинга

05 Dec, 13:04


Записался на разбор этого телеграм-канала к Ильяхову. Через две недели получу за все: за орфографические и пунктационные ошибки, дурацкий юмор и все остальное.

Решил подготовиться и отдал канал на разбор в один американский подкаст. Если ваш английский пошел дальше чем capital of Great Britian, то велкам к прослушиванию

Кафедра фарммаркетинга

05 Dec, 12:58


Спасибо всем, кто откликнулся. Оказалось, что черной кошки в комнате не было, несмотря на отчет Ipsos)

Кафедра фарммаркетинга

04 Dec, 18:10


Дорогие подписчики, нужна ваша помощь. Вдруг кто-то из вас занимается продвижением бренда Вигантол? Ну или знает тех, кто знает? Как всегда ничего не продаю. Но очень интересно получить ответ на один вопрос.

Буду признателен за любую информацию. А то я даже не понял какая компания сейчас занимается его промоцией. Личка @chashkin

Кафедра фарммаркетинга

21 Nov, 08:02


Шаблон брифа на Telegram-каналы для врачей (и не только)
Обещанная полезность.

С Telegram-каналами как с креативами: на что забрифуешь, то и получишь. И тут важно знать о всяких тонкостях, о которых вы могли не знать или не помнить, если до этого не запускали такие проекты.

Например, сторис в Telegram от канала. Не видел ни в одном брифе. А это +10–15 процентных пункта к охватам канала (ERR) при бенчмарке 40–60%. То есть повышают эффективность проекта на четверть, а стоят копейки. Если вы не подумали об этом, то не факт, что агентство подумает.

Короче, вот гугл-док. → https://docs.google.com/document/d/1o20AN1hhRNQEmeCm9f63XYmUBqOIn7SOXC1PX3vh9mc/edit?usp=sharing

Копируйте себе, чтобы сохранить. Что-то непонятно — оставляйте комментарий в доке, ну или пишите в личку @chashkin. Всё непонятно — приходите на бесплатный воркшоп по телеграм-каналам на врачей и фармацевтов. За ним опять-таки в личку.

Кафедра фарммаркетинга

21 Nov, 07:25


Про серию сообщений и чем она связана

Да, нарушаю обещанию, но хочется отрефлексировать, почему так триггернула вся эта история.

Дело вообще не в спаме. Люблю ли я получить рассылки, на которые не соглашался? Конечно нет.
Рассылали ли мы для клиентов рассылки без согласия получателей? Конечно да. И не раз! Но наш клиент знал об этом)) Поэтому он не узнает, что-то новое о своем проекте в пятницу вечером, когда ему перешлют пост из телеграм-канала.

Почему у нас так?

Потому что я хочу, чтобы Кафедра была именно такой. Кафедра будет соответствовать моим представлениям об отношениях с людьми.

Хочу, чтобы Кафедра могла:
- смело предлагать решения задач клиента, которые нарушают комплаенс компании, закон о рекламе и некоторые другие законы, но при этом эффективны
- передоговариваться о сроках и KPI,
- говорить клиенту, что он хочет херню и отказываться это делать,

Не хочу, чтобы Кафедра могла себе позволить:
- подставить клиента,
- оставить клиента наедине с проблемой по проекту,
- нарушить тайну личной переписки.

Ну и нарушать уголовный кодекс мы тоже не будем. Хлеб с маслом, но без икры, все равно вкуснее, чем баланда.

Кафедра фарммаркетинга

20 Nov, 12:33


Самый лучший HCP-портал в России

Сегодня полез в папку спам и обнаружил бриллиант. Оказывается в слитой базе оказался и мой имейл. И теперь у меня есть ссылка на самый лучший HCP-портал, который я когда-либо видел.

Интересные клинические случаи, познавательные видео и ни одной работающей кнопки!

Не думал, что коллеги таким образом будут решать задачу полезности врачам)

Переходим, смотрим, тыкаем в кнопки →https://medacadem.ru/index.html

PS серию постов на этом заканчиваю, обещаю) Завтра будет супер-полезность

Кафедра фарммаркетинга

18 Nov, 06:59


Спрос на витамины, минералы и БАДы развивается на фоне тренда, направленного на внимание к здоровью

За период января – августа 2024 года продажи таких товаров в розничных FMCG-сетях выросли на 50% в денежном выражении к аналогичному периоду годом ранее.

Такую динамику можно связать с популяризацией тренда на внимание к здоровью, который постепенно становится все более комплексным: меняется как корзина покупателей, в которую попадают более «здоровые» или обогащенные витаминами и минералами продукты, так и привычки, связанные со спортом, сном, ментальным здоровьем и не только.

Например, в молочной индустрии спрос на безлактозную продукцию в розничных сетях на офлайн-рынке в 10 раз опережает продажи молочного сегмента, составляя 85% в денежном выражении.

Кафедра фарммаркетинга

17 Nov, 17:03


Что делать с купленной базой? Инструкция для агентств и площадок

Самое важное! Удалите меня из этой базы)) Если в базе нет ФИО, а только email и телефон, напишите, я вам дам свои контакты.

Не рекомендую делать по такой базе рассылки для клиентов, говоря «да-да, все согласия собраны». Вы недооцениваете digital- и бренд-менеджеров. Ну или их коллег, с которыми вы не контактировали. В конце концов все станет явным, и вы попадете в черный список клиента. Ну и подставите коллегу. В конце концов есть фармацевтические компании, где ок делать такие рассылки. Продайте им.

А лучше соберите согласия за счет полезного контента. Это могут быть вебинары, доступ к HCP-порталу и т.д. Вариантов много. Можно сделать email-рассылки по базе, рассылки в WhatsApp. Можно загрузить аудиторию в рекламные кабинеты VK и Директа.
А тут начнется самое интересное. На практике окажется, что использовать такие простые таргетинги, как подписка на определенные сообщества в VK и телеграм-каналы, выходит выгоднее, быстрее и эффективнее, чем крутить по аудиториям из баз.

Да, базы в общем-то и не нужны. Нужен грамотный таргетолог, человек, который знает, какую полезность нужно дать врачам определенной специальности, и дизайнер, погруженный в тематику.

И немного про полезность

HCP-портал — дело сложное и хлопотное. Просто сказать клиенту «а вот у нас портал» не получится. Его посещаемость легко можно посмотреть с помощью Similarweb. Совсем грустно, если там «Looks like there’s not enough data here». Просто сравните посещаемость площадок от агентств и с условным ДНР или врачи.рф. Все сразу станет опытному менеджеру на клиентской стороне.

Хорошее решение — вебинары. Но тут надо вкладывать в непромо-вебинары. Не готовы? Тогда идите нашим путем.

Кафедра фарммаркетинга

12 Nov, 15:18


Last call. Уже завтра!

Регистрация → https://t.me/kafedrapharma_bot?start=borodin

Кафедра фарммаркетинга

12 Nov, 10:18


Считаем кофемашины на онкоконгрессе

Кафедра фарммаркетинга

11 Nov, 10:37


В холле СМ-Клиники

Кафедра фарммаркетинга

11 Nov, 08:05


Ну и маркировка. Все забили уже?)

Кафедра фарммаркетинга

11 Nov, 07:06


Вот чего не понимаю в работе агентств, так это банального раздолбайства. Вот неужели нельзя проверить корректность работы ссылок?

Кафедра фарммаркетинга

10 Nov, 21:34


Вот вам видео с лекции про маркетинг ритуальных услуг с Танато-феста

Кафедра фарммаркетинга

09 Nov, 07:22


Что почитать субботним утром

На одной из лекций в медицинском, то ли по судебной медицине, то ли по патанатомии, нам посоветовали книгу Юргена Торвальда «Век криминалистики». А я хочу порекомендовать её вам)

Кому зайдёт?
Скорее всем, кто любит исторические подкасты, такие как «Время и деньги», «При царе Горохе» — с одной стороны, и всё, что связано с историей медицины и фармацевтики, как, например, «Почему мы ещё живы» от студии Либо/либо, — с другой. Ну и, наверное, любителям детективов, к коим я себя, правда, отнести не могу.

О чём книга?
Это история становления криминалистики как науки: появление таких методов, как баллистика, антропометрия, дактилоскопия и многих других. Всё это подано через истории самых известных преступлений, в раскрытии которых эти методы сыграли ключевую роль. Каждая глава как небольшой детектив или триллер — удерживает внимание и интерес, а потом появляется страстное желание прочитать ещё одну главу. Как говорят, «книга на одну ночь».

Ну а если вы уже читали её или вдруг хотите сразу что-то ещё по этой теме, то рекомендую посетить Танато-фест в это воскресенье. Там осталось всего несколько мест. Сам я уже купил билеты.

Кафедра фарммаркетинга

08 Nov, 12:57


Главный вопрос жизни, вселенной и всего такого, а именно, как часто нужно коммуницировать с целевой аудиторией?

У нас есть клиент с умными и креативными сотрудниками, ну прям молодцы. На старте они сами придумали отличное название канала на врачей, крутую концепцию микроциклов для него, а еще сами сделали кучу крутого и разнообразного видеоконтента. Нам оставалось только упаковать это все, показать, как будут выглядеть посты, обложки, карточки и прочие фишки. Ну еще мы им придумали новый крутой формат, которого ни у кого нет. Он особенно круто работает с концепцией микроциклов. Про него пока знают только те, кто ходил на наш обновленный воркшоп по Telegram, ну и клиент.

Но ближе к старту проекта началась какая-то фигня. Сперва они пришли с новостью, что канал должен по-другому называться. Ок, объяснили, что да как, и удалось оставить правильное название. А это на самом деле очень важно в Telegram, опять-таки, рассказываем об этом на нашем бесплатном воркшопе.

Ну и недавно клиент сходил на бизнес-завтрак к коллегам по рынку. Коллеги считают, что нормально рассказывать о Telegram-каналах на врачей, имея ERR их основного канала 23% при средних на рынке 50%. Да простит меня подписчик за токсичность)
Ну и недавно они пишут: давайте сделаем так, чтобы в канале выходило 3, максимум 4 поста в неделю.

Меня это очень триггернуло, потому что это ломают прекрасную концепцию микроциклов, которую сам же клиент когда-то и придумал.

Поэтому мне очень хочется кое-что сказать про экспертов, которые утверждают, что с врачами нужно коммуницировать с определенной частотой.

Могу сказать, что они несут полную фигню. Нет никаких универсальных чисел. Вы можете писать, сколь угодно часто, если пишете интересно для вашей целевой аудитории! Если же ваш контент неинтересен, то и одного раза в месяц будет слишком много. Это касается всей коммуникации (telegram, email, удаленных и оффлайн визитов).

Кафедра фарммаркетинга

07 Nov, 17:07


3. Идея привлечения органического трафика, которую продают на старте, тоже разбивается о мерзкую реальность. Под SEO вы не можете делать страницу, брендированную рецептурным препаратом. Приходится писать статьи и делать всякие калькуляторы. Но после того как посетитель воспользовался калькулятором или прочитал статью, он с большей вероятностью просто уйдет. Если он даже захочет зарегистрироваться на портале (то есть выбрать путь героя), то, увидев всю форму регистрации, которую вам согласуют юристы, герой в страхе убежит.

В итоге у вас получится «чемодан без ручки». Чтобы поддерживать какой-то трафик, нужно постоянно писать и верстать рассылки, писать статьи и т.д. А прибить жалко, столько денег вложили.

Кому нужны HCP порталы
Порталы не очень нужны врачам. Зачем им читать рекламу вашего бренда на каком-то портале? Они и так прочитают ее в письмах. Как и в сотнях писем ваших конкурентов. Да, вы можете сделать какой-то полезный контент на портале, который привлечет его внимание. Типа советов психологов и юристов. Врач перейдет на материал, но с какой вероятностью дальше он посетит страницу с сообщениями вашего бренда? Очень маловероятно.

Зачем портал компании? Уберем за скобки разнарядку от глобалов или желание собственника бизнеса в российской компании. Получить какую-нибудь премию за него? Ведь из-за нарушения принципа бесшовности вы только будете уменьшать эффективность вашей коммуникации. Может, он нужен для того, чтобы слить много денег? А вот тут уже ближе.

HCP портал как автомобиль. На нем зарабатывают все причастные, а вам только остается удивляться, как много он жрет денег. HCP порталы нужны агентствам типа нашего. Тем, кто зарабатывает на написании статей, дизайне и верстке страниц, технической поддержке, рассылках. Особенно тем, кто выучил слова про сегментацию и персонализацию. Они накидывают за использование этих слов еще процентов 30–50.

Вред от HCP портала
Ну и самое важное, о чем ну все забывают. Еще он нужен вашим конкурентам. Пока у вас будет HCP портал, вы все время будете думать о том, как привлечь на него врачей, как наполнить контентом, как нарисовать цифры, чтобы проект не закрыли. Вас будет раздражать, что коллеги из других отделов шушукаются о том, сколько денег компания сливает на этот проект. И у вас не будет времени подумать над другим важным вопросом. Как же увеличить количество коммуникаций по вашим брендам в digital в 2–3 раза в следующем году при том же бюджете?

Кафедра фарммаркетинга

07 Nov, 17:06


HCP портал для фармкомпании. Кому он нужен?

Острожно лонгрид!

Так получилось, что в разное время удалось поработать с большим количеством HCP порталов и заглянуть к ним в аналитику. Началось всё с «Янсен Про», потом были «Доксфера», «Медзнат», «Аз-мост», «Медицина 360» и другие проекты. С частью проектов мы коммуницировали со старта, поэтому представляю ожидания на стороне клиента от этих проектов.

Представление о портале
На старте представляется такая картина: продвинутый врач просыпается с утра пораньше, наливает себе чашечку свежемолотого кофе, закуривает вейп, открывает ноутбук и выбирает в закладках HCP портал компании. Далее в течение часа он переходит из страницы в страницу портала, внимательно читая все сообщения брендов. Обогатившись знаниями, он закрывает ноутбук и идет на работу через мерзкий ноябрь. И так свой день начинают десятки и сотни тысяч врачей от Сахалина до Калининграда.

Как на самом деле
В картине правда только про мерзкий ноябрь. Давайте пройдемся по конкретным моментам:

1. Врачи практически не заходят на HCP порталы сами. Они, как и обычные люди, сами могут открыть поисковик, социальные сети, «Вайлдберриз» или «Озон», смотрят прогноз погоды и порно. Все же медиа давно в социальных сетях. Поэтому вам все время придется привлекать их на сайт, прежде всего за счет имейлов. Почту они еще читают. Пока.

2. Врачи редко проводят на HCP портале компаний много времени, читая несколько страниц за сеанс. В среднем на таких проектах 1,1–1,3 страницы за сеанс. Этот показатель потом команда проекта и агентства пытается увеличить за счет каких-то продуктовых решений типа блоков «Также может быть интересно». Но вся это работа ради жалких долей процента.

Кафедра фарммаркетинга

06 Nov, 12:16


Максим Бородин — экс-директор по маркетингу компании «Медисорб», портфель которой состоит на 90% из небрендированных дженериков. Я писал о том как им удалось выделиться на фоне конкурентов, выгодно встать на полки сетей и увеличить продажи за счет… дизайна.

Большое количество подписчиков захотело, чтобы Максим рассказал о кейсе подробнее.
Поэтому я с удовольствием предоставлю ему трибуну в следующую среду (13.11) в 16:00

Для регистрации, перейдите по ссылке ниже

https://t.me/kafedrapharma_bot?start=borodin
https://t.me/kafedrapharma_bot?start=borodin
https://t.me/kafedrapharma_bot?start=borodin
https://t.me/kafedrapharma_bot?start=borodin

Кафедра фарммаркетинга

31 Oct, 19:11


У нас была неделя. Я сделал в фотошопе афишу мероприятия. И нашел типографию рядом с местом, где жил. Позвонив туда, оказалось, что стандартные листовки они сделать не успеют. Ок. Я спросил: «А что можно сделать быстро?» «Ну, мы можем напечатать в формате А4 на плотной бумаге», — ответили они. Так как это была единственная типография в Москве, я согласился. Друзья нашли студентов, которые согласились за скромное вознаграждение раздавать их у метро и по пути в сторону школы. Когда же выходила накладка с промоутерами, то раздавали сами. Ну и даже тот объем грамот, которые мы напечатали, раздать перед вечеринкой мы не успели.

Наступил вечер 31 октября. Я с друзьями, «интересный чел» и очень симпатичные танцовщицы собрались в школе и начали готовить Хэллоуин-вечеринку. Ближе к началу разлили по бокалам дешевое шампанское и стали волнительно ждать первых гостей. Вечеринка началась, но никто не пришел. Прошло еще 15 минут, но никто так и не пришел. Мы начали пить шампанское, а девушки станцевали для нас небольшое шоу. И тут в дверь постучались…

В помещение вошел мужчина лет 40 с нашей листовкой. Оказалось, что он когда-то занимался в этой школе и решил навестить мероприятие из любопытства. И тут «интересный чел» сказал: «Да у нас же есть база всех, кто занимался в этой школе раньше. Мы переглянулись с друзьями и поняли, какие же мы долбоебы.

Да, это был тот самый первый продолбанный маркетинговый проект. Лично мне он тогда стоил не только времени, но и суммы, которую я тратил на месяц жизни. Зато каждый раз, когда я вижу тыквы в конце октября, то я сразу ловлю флешбэки и вспоминаю горькие уроки. Ну и печатку я до сих пор недолюбливаю. Только digital, только hardcore!

Кафедра фарммаркетинга

31 Oct, 19:11


Страшная история про Хэллоуин

Мне и моим друзьям было по 19. Мы встретились после учебы, купили дешевый вискарь и направились на бизнес-встречу с «интересным челом».

Чел обитал в школе танцев у метро «Пролетарская». Несмотря на место встречи, он совсем не был похож на танцора. В танцах он был «залетным»: кто-то ему подсказал про торги, где можно было дешево снять помещения у города. Там он выиграл полуподвальное помещение, где раньше располагалась школа танцев. Ну и, не придумав ничего нового, он продолжил использовать помещение по назначению, сдавая его учителям танцев. Правда, дела у них шли так себе. И чтобы как-то помочь им, товарищ задумал устроить вечеринку на Хэллоуин.

По его идее, вечеринка должна была быть платной, но в стоимость должен быть включен алкоголь, танцевальные шоу и безудержное веселье. Ну а продвинуть всё это мероприятие он предложил моим друзьям. Причем за деньги моих друзей. Заработать же они должны были за счет продажи билетов. Так как вискарь был уже почти допит, они согласились на этот гениальный бизнес-проект. Так как я тоже пил вискарь, то автоматом тоже был вписан в эту авантюру.

Кафедра фарммаркетинга

30 Oct, 12:46


Вернулся из солнечного, но короткого отпуска. Продолжаю гореть в проектах. Кстати, об огне: пост про Медисорб собрал 118🔥. Просто пламя! Ждите анонса даты и времени вебинара. Ориентировочно на неделе после праздников.

Про консилиум. Мы все-таки уперлись в тайминг. Из трех тем, успели накидать идеи только по докладам и симпозиумам. Поэтому также скоро буду анонсировать сиквел, где подумаем над стендом и промо-материалами. Stay tuned!

Кафедра фарммаркетинга

24 Oct, 09:16


Ну и та же статья Марии Селифановой в виде коротких вводных для консилиума по разным видам активностей (доклад, стенд, промо-материалы) → https://docs.google.com/document/d/17EP8DslgV2FqYw2vrZu_4_-ijcDhGuS1c5-uMsqS_m0/edit?usp=sharing

Именно, в этот док и будем записывать новые идеи

Кафедра фарммаркетинга

24 Oct, 09:00


Конечно, круто, когда ваш доклад ставят в первый день до обеда. Потому что обидно видеть, как редеют ряды в зале, если ваш доклад после обеда или вообще на второй день. Но встать в этот слот стоит дороже! Или у вас сателлитный симпозиум, которых несколько в параллели. Обидно, если на ваш симпозиум придут три калеки. А у конкурентов полный зал. Ну или просто все пошли на обед)

Так или иначе, у вас разные цели с организатором конференции. Они хотят больше заработать, поэтому для них чем больше спонсоров, тем лучше. Вы — чтобы больше специалистов услышали ваши ключевые сообщения. И тут можно и нужно что-то делать, сами мало придут.

Какие идеи? Идеи сегодня на консилиуме в 14:00 в чате канала @kafedrapharmchat.

Кафедра фарммаркетинга

22 Oct, 17:28


Вот, кстати, иллюстрация из процесса в студии Лебедева отлично показывает почему черный отличный выбор

Кафедра фарммаркетинга

22 Oct, 15:43


Так… Я конечно же не запомнил полностью наш долгий диалог с ним. Перескажу суть, которую удалось выяснить про этот кейс. Медисорб — дженериковая компания, где почти 90% продуктов не брендированы. Максим рассказал, что началось с того, что он три часа доказывал генеральному директору необходимость выделиться на полке. Потом уже разработали этот дизайн упаковок, но и не только упаковок. На основе дизайна упаковок сделали весь фирменный стиль компании. Вот тот же их сайт — https://medisorb.ru/. На минуточку, это сайт 2018 года, фармкомпании из Перми! Мне кажется, что это и сейчас очень достойный уровень.

Ок, дизайн и дизайн. А как это повлияло на продажи? Вот как… У компании была проблема с заходом в сети. На переговорах им показывали конкурентные дженерики типа «Озона» и спрашивали: «Ну и чем вы отличаетесь?» После ребрендинга на них стали сами выходить небольшие сети с предложением встать на полку. Ну а с большими стало проще договариваться: условия сильно отличались от тех, с которыми они заходили ранее. Естественно, в лучшую сторону. Были кейсы, когда по контракту аптека и не должна была выкладывать продукцию на витрину, но делала это по своему желанию. «Ну красиво же!» — говорили фармацевты в аптеке)

Работало это и на потребителей. Приходили бабушки и спрашивали: «Ну мне этот, ну забыла я, с оранжевыми полосками». И фармацевт сразу понимала, о чем речь, и выдавала бабушке «Флуконазол Медисорб».

Ну и сами понимаете, когда перед фармацевтом полка упаковок белого цвета, то черный цвет — это «фиолетовая корова» по Сету Годину. Короче, всего не расскажешь. С Максимом договорились, что если пост наберет 100🔥, то он сделает небольшой вебинар для вас на тему этого кейса.

Кафедра фарммаркетинга

22 Oct, 15:38


Приехал сегодня на конференцию Яндекс Рекламы. Подхожу на регистрацию, очередь. Администраторы подсказывают: «Пройдите прямо и направо, там еще стойка». Пошел, не нашел, вернулся обратно, встал в очередь за какими-то ребятами. И тут очередь встала. Сломался интернет.

Тут ко мне разворачивается парень, за которым я стоял, и говорит:
- Ну раз мы тут стоим, то давайте познакомимся. Я Андрей, мы с коллегами из Перми, занимаемся станкостроением.
- Алексей, digital-агентство, специализируемся на фарме.
- О, фарма, интересно! У нас Максим, директор по маркетингу, раньше работал в фармкомпании.
И как раз подходит Максим. Андрей нас знакомит и пересказывает наш с ним разговор.

- Да, я был директором по маркетингу в компании «Медисорб».
- Ммм, что-то знакомое.
- Да, это такие черные упаковки с разноцветными линиями. Мы заказывали дизайн в студии Лебедева.
- Ааа, точно. Читал этот кейс.
- Там описано 20% из всей проделанной работы…

Кафедра фарммаркетинга

22 Oct, 13:01


В рамках послезавтрашнего консилума хотел обратить внимание на один инсайт из статьи Марии. Большое количество врачей заранее решают, какие симпозиумы и доклады они посетят в рамках конференции. А это значит, что работа по привлечению на ваш симпозиум/доклад должна начинаться до ее начала.

Кафедра фарммаркетинга

21 Oct, 17:39


Кстати, про конференции. Кто-нибудь идет завтра на большую конференцию Яндекс Рекламы на ВТБ Арене? Прям с утра. Пишите @chashkin. Может чего и как, то се… ну вдруг, а то мало ли.

Кафедра фарммаркетинга

21 Oct, 14:33


Неделя обещает быть насыщенной. Но главное не забыть про Консилиум №3, который будет посвящен участию брендов в медицинских конгрессах. Будем придумывать как выжать все из тех инвестиций, которые вклдывают компании в них.

Начнем мы с готовой базы идей Марии Селифановой. Поэтому должны за час получить концентраций новых идей.

Чуть изменили время начала. В этот четверг с 14 до 15. Пройдет в чате канала → @kafedrapharmchat

Если вам хочется забронить слот в календаре, напишите почту в личку @chashkin. Пришлю приглашение.

Кафедра фарммаркетинга

20 Oct, 11:46


Рекламем

Кафедра фарммаркетинга

19 Oct, 17:26


Мы подошли к охране и спросили, а как, собственно, можно попасть на эту лекцию. «Никак — ответил охранник: «Все места были расписаны в первые часы после ее анонса». Мы ретировались из здания и начали обмениваться досадой, что узнали о лекции слишком поздно. Повздыхав, мы направились в сторону метро.

Через метров десять мы поравнялись с группой из трех человек, которые вышли из здания психфака под наши вздохи. Мы перешептались: «А может, у них все-таки можно узнать, как попасть на лекцию?» Ну и ты же обратился к ним с этим вопросом.

Но нам ответили на английском, что не знают русского. Тогда Тамара перезадала вопрос на английском. Ну и вы, наверно, уже догадались, что с нами вел беседу никто-нибудь, а сам Филипп Зимбардо. Конечно же, сказал, что да, приходите, вас обязательно пустят. Дальше он немного рассказал о том, чему будет посвящена лекция. Поспрашивал нас о том, на каком мы курсе и какие темы нас интересуют. К сожалению, мы очень быстро дошли до «Националя». И нам пришлось попрощаться.

Конечно же, мы тут же поехали по домам, чтобы быстрее в интернете почитать все о Зимбардо. И, конечно же, мы прочитали о Стэнфордском тюремном эксперименте и его теории зла.

На следующее утро мы прибежали на эту лекцию, но нас не пустили… Вот такой конец истории.

При чем тут фарммаркетинг? Да ни при чем. Просто очередная история в этом канале, хоть и по грустному поводу.

Кафедра фарммаркетинга

19 Oct, 17:25


Памяти Филиппа Зимбардо

18 лет назад я учился на втором курсе Института психологии в РГГУ. И была у меня подруга с первого курса Тамара. И в нашей дружбе лидировала она. Сама со мной познакомилась на посвящении ее курса и сама же, встретив меня в коридоре, позвала послушать лекцию для первого курса, которую я год назад уже слушал. Но я был достаточно безволен и уже привык слушаться девушек.

На лекции профессор порекомендовала первокурсникам не ограничиваться активностями в РГГУ, но и интересоваться событиями, которые организуют на факультетах психологии других вузов, например МГУ. Марина приняла решение, что сразу после лекции мы едем именно туда смотреть доску с анонсом ближайших мероприятий.

Психфак МГУ находится не у метро «Университет», а в самом центре, за гостиницей «Националь», рядом с анатомичкой первого меда. Придя туда, Тамаре удалось заговорить охранников, и нас пустили к стенду с анонсом мероприятий. Самый большой плакат на нем был посвящен лекции на следующий день с президентом американской ассоциации психологов Филиппом Зимбардо. Тамара сказала: «Мы должны туда попасть!»

Кафедра фарммаркетинга

19 Oct, 11:25


А кто-нибудь может меня познакомиться с Владом Свириденко?

Речь вообще не про продажи. В гробу я видал Полиоксидоний и Лонгидазу, как и все препараты, которые лечат от бактерий, грибов и вирусов одновременно. Влад, если ты это читаешь, прости)

Хочу просто обсудить TEDx c врачами и кучу всего о чем он рассказал в интервью в Снобе. Ну в конце в концов посплетничать про Яндекс Маркет. Мы не пересеклись с ним в Маркете, но я поработал с многими его коллегами. Для меня он тот, кто делал ролики с Гудковым для Беру, после которых Маркет, к сожалению, так и не сделал чего-то такого же крутого.

Кафедра фарммаркетинга

18 Oct, 21:34


Но они не остановились на этом. На том же шаблоне сделали странички по основным направлениям с привязкой к каждой клинике. Сайты назывались примерно так: «Гинекология на Семеновской». Естественно, еще и были сайты сети гинекологий, сети урологий, сети диагностик (УЗИ) и т.д. Так они хакнули аукцион Директа и Гугла. Стоимость первичного пациента была вдвое ниже, чем у «СМ-ки»

Плюс SEO. С таким количеством узкоспециализированных страниц они легко выходили в топ по тем же запросам типа «гинекология Семеновская».

Дальше они хакнули Яндекс Карты. В районе присутствия своих клиник они понасоздавали фиктивных карточек клиник. Было 5-6 шаблонов с разными телефонами. При этом Карты никак не могли их забанить. Так они еще и пылесосили пациентов с геосервисов.

И это всё, не нарушая закон. Дополнительные сайты заводились на другие юрлица, которые выступали как информационные партнеры по типу Zoon, Profi.ru или Сбер Здоровья. Да, нарушали правила Яндекс Карт. Но безнаказанно.

К сожалению, кроме маркетинга, всё остальное было и есть говно. Посредственные врачи, сервис и не очень адекватные собственники. Из-за чего сеть не порвала рынок, несмотря на такой по-хорошему нечестный маркетинг.

А потом нас выгнали официанты. Кафе закрывалось на ночь. Моя лекция закончилась.

Кафедра фарммаркетинга

18 Oct, 21:34


Будьте по-хорошему нечестными

Уже через три года после окончания магистратуры я руководил интернет-маркетингом в «СМ-Клиника». Это был карьерный взлет. «СМ-ка» тогда и, думаю, сейчас лидер в расходах на интернет-маркетинг среди всех клиник в России. В общем, я, естественно, считал себя пипец каким крутым медицинским маркетологом.

Как-то меня позвали читать лекцию на курс по медицинскому маркетингу. Лекция не особо получилась: без конкретных цифр и кейсов. Типичный доклад сотрудника фармкомпании на конференции. И по реакции аудитории я это довольно быстро понял. Отмучавшись, я направился в сторону метро вместе с организатором и слушателями, натужно поддерживая разговор. Уже подходя к метро, один из слушателей сказал, что они используют другой подход в одном из специфических вопросов медицинского маркетинга (трафик с карт). Я заинтересовался. Мы остановились у входа в метро. Я предложил переместиться в ближайшее кафе.

Товарищ оказался директором по маркетингу сети небольших клиник, специализирующихся на гинекологии и урологии, но в эконом-сегменте. И он мне прочитал небольшую, но очень интересную лекцию про медицинский маркетинг. Я бы даже сказал, про нечестный медицинский маркетинг. Они хакнули все важные каналы. Начнем с платного поиска: помимо сайта сети клиник, они сделали по единому шаблону с полутора десятка сайтов для каждой клиники сети. Причем называли их достаточно в лоб: «Клиника на Семеновской» и т.д.

Кафедра фарммаркетинга

16 Oct, 16:02


Тут узнал, что 23 будет конференция, на которой сам хотел послушать доклад от @annyarosh
Поэтому переносим консилум на четверг 24.10, также 16:00

Кафедра фарммаркетинга

16 Oct, 07:06


У нас есть база и тема для нового консилиума! Третий, как вы поняли, будет посвящен тому, как брендам и компаниям выжать максимум из участия в конгрессах и конференциях. Как сделать так, чтобы врачи пришли на ваш симпозиум, стенд и запомнили ваши сообщения, а не конкурентов.

Консилиум пройдет через неделю, в четверг (24.10) в 16:00.

Можете пригласить себя и коллег через Яндекс-календарь по ссылке (нужен любой профиль в Яндексе): https://calendar.yandex.ru/event/2260682529?applyToFuture=0&event_date=2024-10-23T13%3A00%3A00&layerId=24354811&show_date=2024-10-23
Ну или написать почту в личку @chashkin. Я пришлю приглашение

Место: чат канала @kafedrapharmchat

#консилиум

Кафедра фарммаркетинга

15 Oct, 09:49


Мария Селифанова — менеджер по market research рецептурного подразделения в одной из фармкомпаний. Одним из её профессиональных интересов, а также направлением работы, является повышение эффективности мероприятий.

В сентябре Мария посетила Российский национальный конгресс кардиологов в Санкт-Петербурге и решила поделиться своими наблюдениями и инсайтами с подписчиками "Кафедры фарммаркетинга".

Читайте в блоге → https://blog.kafedra.agency/mariiaselifarova1

#трибунадляэксперта

Кафедра фарммаркетинга

15 Oct, 09:48


🔲🔳🔳🔳🔳🔳🔳 — трибуна для эксперта, 7 букв

Догадались?

Это новая рубрика в канале. Она создана для тех, у кого есть интересные мысли и наблюдения по поводу фарммаркетинга и желание поделиться ими. Если у вас есть такие, то пишите в личку @chashkin

#трибунадляэксперта

Кафедра фарммаркетинга

12 Oct, 09:19


Настоящий гибридный формат для дальних рядов на конференциях – картинка в телефона, голос в зале

Кафедра фарммаркетинга

10 Oct, 19:11


Я вообще не понимаю бренд менеджеров неврологических брендов, которые не работают с нами. Может они просто не знают о нас. Перешлите, пожалуйста, если знаете таких)