Хроники заката цивилизации @aeternahistoria Channel on Telegram

Хроники заката цивилизации

@aeternahistoria


Вестник Тёмного Просвещения и Реакционного Модернизма. Рассказы про историю, искусство и политику с консервативной и монархической точки зрения.

Чат канала: https://t.me/+m0X6wK7rXnQyZjhi

Бот для связи: @aehist_bot

Хроники заката цивилизации (Russian)

Хроники заката цивилизации - это Telegram канал под названием 'aeternahistoria', который является Вестником Тёмного Просвещения и Реакционного Модернизма. Здесь вы найдете рассказы про историю, искусство и политику с консервативной и монархической точки зрения. Канал призван пролить свет на уходящие цивилизации и их потерянные традиции, а также поднять важные вопросы, связанные с наследием прошлого и его влиянием на современное общество. Если вас интересуют исторические факты, обсуждения и полемика, то Хроники заката цивилизации - идеальное место для вас. Присоединяйтесь к нашему чату для общения с единомышленниками и воспользуйтесь нашим ботом для удобной связи. Погружайтесь в мир истории с 'Хрониками заката цивилизации'!

Хроники заката цивилизации

11 Jan, 15:09


Итоги этой войны были чрезвычайно печальны для России. Большие потери войск и огромные расходы сильно ослабили государство.

Причем все русские жертвы по итогу оказались понесены для того, чтобы в Прибалтике утвердились Польша, Дания и Швеция.

Ливонская война стала одной из важнейших причин порухи - тяжелейшего кризиса, охватившего Россию в последнее десятилетие правления Ивана IV.

Про итоги Ливонской войны есть хорошая серия публикаций историка В. Пенского. Первая статьи и далее два продолжения по ссылкам внизу.

Хроники заката цивилизации

11 Jan, 14:59


Как противостоять людям, которые утверждают, что Земля - плоская? Наверное никак, просто не надо общаться с дураками.

Хроники заката цивилизации

11 Jan, 09:34


Начало.

8. Нигде в русской археологии не утверждается о "внезапности"появления славян в Волго-Окском междуречье. Напротив раскопки позволили дать картину постепенного, волнового заселения территории.

9. Утверждение что Ростов никто нормально не раскапывал - вранье, т.к. Ростов около 20 лет раскапывала экспедиции Леонтьева и Самойлович.

10. Ярославль, вопреки ошибочному мнению Девола, упоминается в летописях раньше XII в. А именно 1071 г. Также в 1148 г. Ярославль был осажден и разграблен армией кн. Изяслава, что свидетельствует о том что там был и город и крепость. Есть упоминания о Ярославля в берестяных грамотах, начиная с начала XII в.
Да, большинство крупных историков считают дату основания города 1010 г. несколько натянутой, но Янин, например, выводит основание города в период между 1024 и 1037 гг., что не сильно отстоит от общепринятой даты.

11. Редкость упоминания города (Суздаль, Ярославль и т.п.) в летописях не означает того что города не было, это означает только то, центр летописания был в это время на юге и летописцев больше занимали местные события.

12. Деволу непонятно зачем Ярославу переносить столицу в Ярославль, т.к. в это время он был ростовским князем? Это очевидный факт - Ярославль был основан как крепость "запирающая" проход по Волге на север и запад, в том числе и к Ростову, а также как центр сбора дани. Перенос столицы, как резиденции князя и войска на передовую линию - постоянное явление для средневековья.

13. Утверждение, что Ростов не стоял на торговых путях, ложно, т.к. в нем найдено множество (под сотню) кладов X и позже веков с монетами. Для того чтобы набрать столько ценностей для кладов, эта территория просто обязана была быть очень значимым торговым центром.


То есть получается, что абсолютно все тезисы Девола или результат его некомпетентности, или же самый примитивный обман.

И самое интересное, что этот враль и интеллектуальное ничтожество Девол, до сих пор пользуется некоторой популярностью среди дебилов читателей интернет.

Хроники заката цивилизации

11 Jan, 09:34


Нашел у себя в архиве интересный материал по средневековой истории Руси

Начну издалека. Есть такой интернет персонаж Девол - давно сошедший с ума эмигрант журналист, который еще двадцать лет назад каждый год выдавал стабильный прогноз - России осталось существовать не больше года. Сбывалось это понятно как.

Но интересен он был не этим, а своими штудиями на почве исторического ревизионизма. Задач у сумасшедшего Девола было две. Во-первых, доказать, что история России сфальсифицирована и искусственно удлинена, а на самом деле (власти скрывают!!!) начинается примерно веке так в XV, причем долгое время русское государство представляло комплекс колониальных факторий на дикой не населенной земле. А во-вторых, вывести совершенно безумную концепцию того, что русское государство было криптоколонией Священной Римской империи (здравствуйте, Дмитрий Евгеньевич!).

И вот в 2006 году этот Девол опубликовал в ЖЖ пост "Люди ходят по земле" посвященный ревизионистской критике русской колонизации Залесской земли. С постом можно ознакомится по ссылке (если вы обладаете крепким рассудком, ибо градус безумия зашкаливает)

Я тогда не поленился и запросил на текст Девола комментарии хорошего специалиста по археологии Волго-Окского междуречья. Вот их то я и републикую, чтобы показать один простой факт. Девол - обычный лжец и махинатор, который совершенно не разбирается в вопросах о которых берется судить, но при этом выносит такие суждения с апломбом мегаспециалиста, легко дополняя собственное невежество фантазиями.

Вот эти комментарии

1. Колонизация северо-восточной Руси абсолютно четко отслеживается в археологии. Она шла двумя волнами. Первая это самостоятельная колонизация Волго-Окского междуречья с IX по XII вв., которая шла преимущественно из западных земель. Так все археологические находки до 12. в. принадлежат либо кривичам либо новгородским словенам. Начиная с XII в. происходит вторая волна т.н. "княжеской колонизации", когда князья инициировали переезд населения с юга на север и в результате появляется большой массив вятичских памятников. С XIII в., после нашествия татар, колонизация принимает массовый характер, а южные земли откуда бежит народ, напротив обезлюживаются.

2. Вопреки мнению Девола, уровень развития досоветской археологии был очень высок как по качеству проводимых раскопок, так и по объемам раскопанного. Так Уваров и Савельев раскопали более 7 тысяч курганов и дали их подробное описание. Результат не превзойдён до сих пор.

3. Девол, утверждая, что славянские колонизаторы пользовались подсечно-огневым земледелием не знает того факта, что в северо-восточной Руси есть обширные области Суздальского и Угличского ополья, которые малолесисты и на территории которых в описываемый период уже использовалось пашенное земледелие, не требующее подсечно-огневого метода.

4. Славяне в первую волну колонизации практически не создавали собственных городов, а селились близ существующих мерянских поселений и способствовали их постепенному перерастанию в города. Именно с этим связан хорошо изученный феномен "переноса города" когда старый мерянский центр утрачивал свое значение и город переезжал на место славянского поселения. Рассуждения же Девола на эту тему демонстрируют лишь его потрясающую некомпетентность.

5. Некоторые поселения в Волго-Окском междуречье (Луцкое, например) столь хорошо раскопаны, что можно проследить поселение от дьяковских селищ (а это на минутку, середина I-го тысячелетия до н.э.) до славянских городов.

6. Никакого декларируемого Деволом отсутствия в Х-XI вв. славянских поселений в верховьях Волги не существовало. Их на данные момент раскопано более десятка. Археология имеет очень значительное и очень четкое представление о том, как шло заселение данной территории.

7. Рассуждения Девола об отсутствии древнего заселения Ростова - вранье. Ростовские раскопки показывают наличие поселения мерян в середине IX в. и славян с X в. самая ранняя дендродата (штука чрезвычайно точная) в Ростове относится к 953 г. В это время там уже было большое поселение.


Продолжение.

Хроники заката цивилизации

11 Jan, 08:58


Кстати очень забавно смотреть, как в угоду сталинской коньцепции "вечной борьбы славян и немцев" чехи высасывали из пальца "крестовые походы" против славян, отраженные в кинотрилогии чешского режиссёра Отакара Вавры (Ян Гус, Ян Жижка, Против всех) снятой в середине 1950-х годов.

В них религиозные вопросы, которые и были сутью конфликта, задвинуты на пятый план, а в центре событий противостояние немцы-чехи и еще поданные в совершенно марксистском ключе социальные проблемы. Когда Ян Гус и Ян Жижка в фильме задвигают речи достойные красных комиссаров - это выглядит весьма комично.

В реальности же никакого этнического противостояния тогда не было, а среди гуситов было немало немцев, как среди католиков - немало чехов.

Хроники заката цивилизации

11 Jan, 08:19


Окончание.

Теперь про Грюнвальдское сражение. Разумеется его неоправданно большое значение в отечественной историографии - это наследие сталинского исторического мифа, согласно которому, славяне "всегда боролись с немцами". Но проблема этого сражения в том, что Руси было выгодно как раз таки не поражение Тевтонского ордена, а его победа. Орден был конкурентом Польши, Польша поддерживала Литву, которая выступала конкретном Руси.

Ослабление Польши и Литвы было выгодно Руси. Поэтому радость за победу славян на "проклятыми немцами" в рамках реальной политики испытывать очень сложно.

И про "Гедемина, Ольгерда, Кейстута и даже Витовта" на памятнике Тысячелетию России. Почему они там появились? Да потому, что их появление является обоснованием того факта, что земли Литвы находятся в составе России не просто по праву сильного, а по закону и праву наследования. А это чрезвычайно важно.

Хроники заката цивилизации

11 Jan, 07:09


Фотографии с Гаагской конференции 1899 г.

Хроники заката цивилизации

11 Jan, 07:08


Царь-миротворец
11 декабря 1899 года газеты всего мира писали о сенсации. Министр иностранных дел России граф Михаил Муравьёв обратился к другим державам с нотой, в которой содержались предложения о проведении международной мирной конференции. Так впервые в истории от имени великой державы было предложено решать все споры не войной, а путем мирных переговоров.

XIX век стал временем промышленной революции. Армии получили новые, совершенные средства уничтожения врага. Солдаты использовали дальнобойные многозарядные винтовки, на смену гладкоствольной артиллерии пришли скорострельные казнозарядные пушки, в армиях появились митральезы и пулеметы, которые полностью изменили картину полевых сражений. Грядущая война обещала быть куда более кровавой, нежели раньше.

В самом сердце Европы зрел конфликт, который было невозможно разрешить иначе как войной. После франко-прусской войны 1870-1871 годов Германская империя забрала у Франции провинции Эльзас и Лотарингия, которые французы считали чуть ли не сердцем своей государственности, ведь на землях Эльзаса в древности находилась столица франкских королей династии Меровингов. Французы не могли смириться с утратой, а для немцев сама мысль о возможности отдать завоеванные территории, была унизительна. Неизбежность большой общеевропейской войны, стала общим местом в рассуждениях политиков самых разных лагерей и идеологий.

Кто-то неизбежно должен был сделать первый шаг на пути к мирному урегулированию потенциальных конфликтов. И этот шаг сделала Россия. Нота была составлена по личному приказу Николая II, она не проходила предварительного обсуждения и для многих стран стала громом среди ясного неба. Некоторые политики даже стали говорить, что это ни что иное как хитрая уловка русских, которые желают обмануть европейцев. Ведь Россия, выступившая с мирными предложениями, в те годы имела первую армию мира и третий по мощи флот. Многие не верили, как можно имея превосходство в военной силе предлагать разоружение.

Особенно не желала разоружаться Германия, уже давно вставшая на путь построения милитаристского государства. Кайзер Вильгельм II после мирной инициативы Николая II издевательски распорядился увеличить численность армии на 25 тысяч. Даже немецкие социалисты заняли резко националистическую позицию, а их лидер Карл Каутский назвал предложение Николая II «реакционным разоружением».

Меж тем, общественное мнение всего мира было поражено предложением России. В поддержку проекта мирной конференции выступило множество деятелей культуры, науки и искусства. Игнорировать инициативу стало невозможно.

Международную конференцию решили созвать в Гааге. В адрес Николая II был сделан символический жест – начало конференции назначили на 18 мая – день рождения русского императора. Двадцать шесть стран среди которых: Россия, Великобритания, Германия, Франция, США, Турция, Италия, Австро-Венгрия, Испания, Китай, Персия. Председателем конференции избрали русского дипломата барона Егора Стааля.

Итоги конференции оказались куда более значимыми, чем ожидалось. Удалось подписать три международные конвенции: «О мирном разрешении международных столкновений»; «О законах и обычаях сухопутной войны» и «О применении к морской войне начал Женевской конвенции 10 августа 1864 года». Державы подтвердили, что любой конфликт будет решаться мирным путем до тех пор, пока такие возможности не окажутся исчерпаны.

Важным итогом стало решение о гуманизации используемых вооружений. Запрещались, во-первых, военное использование средств воздухоплавания для сбрасывания бомб и взрывчатых веществ, во-вторых, использование газовых снарядов и бомб, в-третьих, применение деформирующихся пуль, наносящих тяжелые ранения.

И, наконец, одним из самых значимых результатов работы конференции стало учреждение Международного суда, по сей день действующего в Гааге. Тогда же было принято решение о сооружении «Дворца мира» в Гааге. С того времени дворец украшает большой портрет русского императора Николая II – первого правителя великой державы, сделавшего принципы мира и гуманизма основой своей политики.

Хроники заката цивилизации

07 Jan, 13:47


Если возникает ощущение, что я перегрузил моих читателей информацией о британской знати, сообщайте и я остановлюсь🙂

А то в последнее время только об этом и пишу.

Хроники заката цивилизации

07 Jan, 13:45


В сети есть интересная публикация Т. Рябининой посвященная титулованию английской аристократии. Автор ставит своей целью дать исчерпывающий и совершенно точный конспект знаний по этой теме. И она даже разбирается в этом, но не до конца (имея большие проблемы с русским переводом титулований и обращений), отчего лишь запутывает читателя, хотя в целом ее данные достаточно точны.

Я решил дать комментарии к ее статье в трех частях. Как обычно комментарии будут даваться только на ошибочные сведения, а значит остальное в тексте Рябининой - вполне точно.

1. Обращение к королеве "мэм" - есть жуткая вульгарность современности. Нормально обращаться к королеве следует мадам и никак иначе.

2. В английскую аристократию категорически не входит нетитулованное дворянство! Всякий не лорд - простолюдин - coommoner - даже если он джентльмен, эсквайр или рыцарь. Все они избирают и могут быть избранными в палату общин (на самом деле в буквальном переводе - палата простого люда). В то время как лорды входят в палату лордов по праву рождения.

3. Титул баронета не является аристократическим. Это тоже простолюдин, просто имеющий особенный статус.

4. Обращение к лордам Your Lordship никогда не переводится как Ваша Светлость. Корректнее всего перевести как Ваше Лордство, менее корректно как Ваше Сиятельство. Наиболее корректный аналог обращения к герцогу Your Grace на русском языке это Ваше Сиятельство, а перевод - Ваша Милость. Ну да, у англичан система обращений с т.з. континента весьма кривая.

5. Забыт перевод обращения к маркизам The Most Honourable - в русском языке нет точных аналогов, можно перевести как Достопочтеннейший или чуть более криво, но более точно Самый Достопочтенный.

6. Абсолютно ошибочно обращение The Honourable - переводится как Достопочтенный, хотя его стоит переводить как Почтенный. Все дело в том, что в Англии есть еще обращение The Right Honourable которое как раз и переводится как Достопочтенный. А вообще иерархия "почтенности" у англичан выглядит так (сверху вниз): The Most Honourable, The Right Honourable, The Honourable.

7. Мнение Рябининой, что обращения всей линейки "почтенности" используются только "на конвертах" глубоко ошибочно, эти обращения используются в официальном этикете и в формальных бумагах. Такой особо торжественный стиль.

8. Никаких "королевских герцогов" (Royal Duke) в Британии не существует. Royal Duke это всего лишь герцогский титул, являющийся собственностью королевской фамилии. Такие герцоги стоят выше прочих герцогов и имеют обращение Ваше Высочество, а не Ваша Милость. Их еще можно называть герцогами королевской крови.

9. Пример Рябининой: Чарльз, принц Уэльский (Charles, Prince of Wales), а его младший сын - принц Генри Уэльский (Prince Henry of Wales), дан без пояснения, что только запутывает читателя, хотя сделать это совсем не сложно. Вот так:
Все члены королевской семьи - принцы. Даже если они носят титул графа, например. Только вот наследник престола всегда принц Уэльский, то есть в данном случае принц Уэльский Чарльз, а его сын, принц Генри Уэльский, где "принц" - знак принадлежности к королевской семье, а "Уэльский" знак того, что он сын принца Уэльского.

Хроники заката цивилизации

07 Jan, 09:46


А вот какую картинку нейросеть выдает на запрос "украинское барокко"🙂

Хроники заката цивилизации

07 Jan, 08:23


Продолжение

А в Британии титул герцога Йоркского пережил 8 креаций (новых учреждений). Герцоги Ричмондские пережили 4 креации, а герцоги Норфолкские - три. Поэтому глядя на носителя старинного титула в Великобритании, надо знать, когда именно эта фамилия получила свой титул. Например титул графов Эссекс основанный в 1139 году, воссоздавался 9 раз и нынешние лорды Эссекс носят его всего лишь с 1661 г.

Задачей главы аристократического рода становится лишь обеспечить своих младших сыновей рентой, а дочерей приданым. При этом рента должна гарантировать им нахождение в числе джентльменов, но не более (уровня жизни лорда она не дает). А приданое гарантирует дочери независимость от мужа и опять же не более того. То есть - задачи эти для лордов посильны. Дробления имущества не происходит. Титул и все имение лорда отходит к первому сыну. Дробить это имущество нельзя.

Даже имеющиеся в роду титулы делить нельзя. Вот например в роду английского графа А, есть также титулы виконта Б и барона В. Так вот титул графа всегда принадлежит главе дома, собственно лорду. Его наследник может пользоваться титулом виконта, а титул барона получит сын наследника и внук графа. Все младшие титулы разумеется даются во временное пользование. Новые виконтские и баронские дома при этом не основываются. По английским обычаям - они "виконты и бароны из учтивости". Не лорды.

В Европе и России все совсем не так. Титул принадлежит всем потомкам его обладателя и младшие сыновья князя основывают новые линии этого княжеского дома. А это в свою очередь ставит перед отцом задачу раздела имущества, чтобы обеспечить всем сыновьям, более-менее достойный их титула уровень. Так родовое имение с каждым поколением дробится и умаляется. Собственно в России богатство и могущество столетиями сохраняли лишь те семьи, где было мало сыновей. Пример - князья Юсуповы, где более ста лет в роду всегда был лишь один наследник. Минусы такого добровольного выбора - очевидны.

Как по мне, так британская система - образец совершенства, направленная на сохранение аристократии и поддержание ее могущества.

Когда мы слышим про то, что "королева дала принцу Гарри титул герцога Сассекского" мы должны понимать, что это типичный титул учтивости, который дается монархом во временное владение младшим членам королевской семьи из пула титулов, которые контролирует королевская семья.

Возвращаемся к нашему примеру. В любом случае младшие сыновья лорда - это не более чем джентльмены. И такая практика - есть сильнейшая сторона британской аристократии. Ведь дети лордов, получившие прекрасное образование и имеющие огромные связи, понимают, что могут остаться лордами только если заслужат себе лордство. И они служат своему королю, имея для того мощнейший стимул.

- Что вы сделаете, ради того, чтобы вернуть себе то положение в обществе, которым наслаждались после рождения?
- Все!


Во всем остальном мире такого стимула просто не было. Везде (и в России тоже) служили "из чести". Что конечно тоже сильная мотивация. Но только британская аристократия служила потому что жить хочется. А эта мотивация куда сильнее. Ну и она немного объясняет психологию английской аристократии. Это во многом потомки младших и средних детей, которые шли к успеху по трупам конкурентов.

Хроники заката цивилизации

07 Jan, 08:22


Тут все как обычно неоднозначно.

Пробиться в нобилитет в Британии достаточно легко. Здесь работает сила денег. Есть деньги ты джентльмен. Есть много денег, ты купил титул баронета, и вот ты уже почти лорд.

Но британская аристократия - собственно лордство - это уже совсем другая история. Туда конечно же тоже пускают "за очень большие деньги", но в целом это очень закрытая социальная корпорация. При этом, закрытость не мешает ей регулярно обновляться.

Сила лордства в двух вещах
1. Майорат. Наследование титулов и большей части имущества идет по праву первородства. Это сохраняет богатства в семье и очень эффективно защищает от разорения и упадка. Младшие сыновья и дочери получают ренту\приданое и не более.
2. Повторная креация титулов. Если какая-то фамилия угасает, то король может заново воссоздать этот титул передав его другой семье. И вот тут то как раз открывается окно возможностей для богатых и влиятельных. Ну и заодно древний титул сохраняется. В России вот множество княжеских титулов просто угасло.

Хроники заката цивилизации

07 Jan, 07:04


И подборка соответствующих старых русских открыток.

Хроники заката цивилизации

07 Jan, 06:34


Всех читателей с праздником Рождества!

Хроники заката цивилизации

06 Jan, 20:46


И прошу не воспринимать меня как богослова. Я историк и занимаюсь всем этим как историк. Поэтому в глубокие теологические споры я бы предпочел не встревать.

Хроники заката цивилизации

06 Jan, 20:44


Разумеется Марка Евгеника я читал. Его доводы вполне типичны: во-первых, просто ничего менять нельзя. А во-вторых, то что меняли в древности, так тогда было можно, а сейчас уже нет. И вообще вы еретики. Ну я упрощаю конечно же. Для анализа позиции католиков эти доводы мало что дадут.

Хроники заката цивилизации

06 Jan, 20:41


Видите ли, я не выражаю точку зрения католиков. Я ее пытаюсь понять. И для этого доводы самих католиков куда полезнее, нежели критика их со стороны православия. А то выходит как при большевизии: изучаем Ницше по пересказам от политрука😁

Хроники заката цивилизации

23 Nov, 14:06


И что еще более интересно, безумная раскрутка певички в сериале про слово поц-ана, произошла уже после того как Айгель прокляла Россию ради великой Украинушки и эмигрировала.

Хроники заката цивилизации

23 Nov, 13:57


Глянул интервью бездарной татарской певички Айгель Гайсиной. Она конечно жуткая националистка и при этом феерическая дура. То есть вот буквально говорит, что русские зажимают татарский язык, угнетают татар, что начинается эпоха упадка татарской культуры.

И при этом рассуждает: мол посмотрите на татарские села, какие там богатые аккуратные дома и езжайте в русские села, где бедные покосившиеся старые домишки. И это потому что татары - эффективные и хозяйственные. Не понимая, простого факта, что если в русские регионы вваливать столько денег, сколько вваливают в татар, то они заживут ничуть не хуже.

Ну и разумеется ислам велик, татары очень нравственные люди, татары вообще совершенны и т.д. и т.п.

И эта вот националистка активнейшим образом пропагандируется у нас на государственном ТВ.

p.s. Что интересно, продвигать ее на ТВ стал русофоб Ургант.

Хроники заката цивилизации

23 Nov, 12:57


Смотрю много немецкой рекламы на Ютубе и обращаю внимание на поразительный подбор актеров в роликах. Там непропорционально и необъяснимо большое число турок, негров и азиатов.

Зачем это делается? Для размывания немецкой идентичности.

Хроники заката цивилизации

23 Nov, 08:59


Рассуждения об эволюции вооружений и военного дела

Развитие вооружений (менявшее тактику и стратегию войн) можно в самых общих чертах представить так:

1. Появляется архаичное оружие
(примитивное оружие ближнего боя, требующее не искусства владения им, а силы)

2. Появляется дистанционное оружие
(требующее более длительного обучения воина и наличия навыков владения оружием, стрелка из лука надо готовить несколько лет, копейщик или топорщик готов воевать сразу, как только получает оружие)

3. Появляется мобильное оружие древности
(колесницы и затем кавалерия, что позволяет искуснее оперировать войсками на поле боя, наносить таранный удар и снова повышает требования к качеству навыков воина. Возникает возможность создавать государства)

4. Появляется организованное войско
(военный строй, его сохранение в бою, слаженное выполнение команд, умение множества воинов действовать как единый организм, все это доводит требования к обучению воинов до максимума возможного в Древнем мире и делает страны не имеющие такого войска фактически бессильными перед противниками. Происходит формирование великих империй древности)

После этого происходит первая революция в военном деле связанная с тем, что появляется новый тип воина - тяжеловооруженный всадник на лошади со стременами. Он сразу же делает всю весьма изощренную военную науку древности бесполезной. При этом, тяжеловооруженный всадник гораздо более автономен, чем большие массы организованных воинов империй Древнего мира и превосходит их по эффективности. Именно это сделало возможным появление феодализма и возникновение военной аристократии.

Затем происходит вторая военная революция. Фактически означающая возвращение к старым принципам войны времен античности, но на качественно новом уровне

5. Появление огнестрельного оружия и больших организованных армий
(что окончательно выводит рыцарскую кавалерию из числа основных средств войны)

6. Появляются массовые армии, увеличивается мощь артиллерии и личного оружия
(это совпало с формированием высокоэффективного бюрократического государства, которое может эти армии содержать и управлять ими. Появляется возможность вести войны на территории всего мира)

7. Появление мобильных армий современности
(что выводит возможности управления войсками и стратегию на глобальный уровень. Равноценно появлению колесниц, благодаря которым арийские народы прошли с завоеваниями всю Евразию)

8. Появление оружия массового поражения
(что фактически "закрывает" данную эпоху развития оружия таким же образом, как организованные армии империй античности "закрывали" свою эпоху. У противника не имеющего ОМП нет никаких шансов против врага им оснащенного. Происходит оформление глобальной гегемонии сверхдержав)

Исходя из этой логики, нам необходимо ожидать третьей революции в военном деле и вооружениях, которая вероятнее всего будет связана с отмиранием массовых армий, усложнением и усовершенствованием индивидуальных средств ведения боя и возвращения к идее воина как идеально защищённого и почти неуязвимого профессионала.

То есть, воспроизведя после второй военной революции массовое войско античности, мы после третьей революции воспроизведем средневековье с его немногочисленным рыцарством.

Хроники заката цивилизации

23 Nov, 07:30


Вот в чем Петра I нельзя заподозрить, так это в пренебрежении законами. Алексея судили строго по действующему законодательству (Соборному уложению и указу 1715 года о порядке проведения следствия и судебного процесса) . Судили его за государственную измену - тайные переговоры с Венским двором. Переговоры эти были доказаны - перепиской царевича. Кроме того, когда Петр просил императора Карла о выдаче сына, тот отказал ему, что по тогдашним законам было равносильно признанию в измене.

Однако даже несмотря на всю тяжесть обвинений Петр поначалу все же обещал простить сына (имея право помилования). Но после того, как следствие выяснило наличие уже внутри России разветвленного заговора, участники которого делали ставку на возведение на престол Алексея, а также открытая информация, что бывшая жена Петра царица Евдокия Лопухина не вела монашеский образ жизни (что автоматически делало недействительным права на престол со стороны царевича Петра) - участь Алексея была решена.

Хроники заката цивилизации

23 Nov, 07:15


Примерно до начала второй четверти XIX века, да жили лучше и тому есть огромное число свидетельств современников. Однако, затем в Европе начался промышленный переворот, который заметно поднял уровень жизни населения. Хотя простому народу при этом пришлось пройти через "ужасы капитализма", после начального увеличения объема труда (связанного с переходом фабрик с традиционно-патерналистской модели, на модель эффективной эксплуатации трудовых ресурсов) довольно скоро доходы стали расти.

В России это произошло чуть позже, в ходе начала эпохи промышленного роста 1870-х и далее (она не прекращалась до 1917 г.). В результате к рубежу веков положение простого народ было примерно средним по Европе. А доходы квалифицированных рабочих не уступали лидерам США, Великобритании и Германии.

Ну и социальная защита и пенсионное обеспечение в России были вторые в мире, после Германии. Это тоже важно.

Хроники заката цивилизации

22 Nov, 10:17


Вот к этой 👇 публикации не могу не разместить интереснейший архивный документ, расследование НКВД по биографии маршала (!) Блюхера. Там сотрудники НКВД буквально каждый пункт проверили и по каждому - белое пятно. Не было такого человека. В 1917 году выпрыгнул из тьмы.

При этом до 1917 года в Российской империи была полная, немыслимая в том числе по нашему нынешнему времени прозрачность элиты. Каждый год публиковались списки состоящих на службе, с указанием чинов, должностей, времени назначений и присвоений, наград и т.д. В каждой губернии ежегодно публиковались списки всех состоящих на службе и домовладельцев. Велись и публиковались списки с указанием происхождения, состава семьи, собственности. О каждом человеке, что занимал самый незначительный пост в государстве было известно все.

А потом началось...

Хроники заката цивилизации

22 Nov, 10:17


Вообще в истории первых советских маршалов самый интересный персонаж - Василий Блюхер. А интересен он тем, что до сих пор неизвестно, буквально кто это такой и откуда он взялся.

Когда после не очень удачных боев с японцами на озере Хасан Блюхера арестовали, то выяснилось, что вся его дореволюционная биография - полностью липовая.

Более того, никакой официальной биографии Блюхера до 1917-го и не было. Была книжка Паустовского и ряд статей в советской прессе, но все факты, приведенные в них, оказались выдуманными.

По официальной версии, Блюхер был потомком крестьянина, якобы получившего фамилию в честь прусского генерала, который полжизни работал на заводах, потом вступил в партию большевиков, участвовал в митингах, был арестован, в ПМВ его мобилизовали, дослужился до унтер-офицера, получил несколько "георгиев".

Однако после чекистской проверки выяснилось, что буквально все это неправда. Рабочие с заводов такого человека не знали, революционеры тоже, приказов о присвоении звания и наградах тоже обнаружено не было (хотя в царской армии к этому относились очень щепетильно).

Другими словами, до 1917 года человека по имени Василий Блюхер просто не существовало (!!!). Правда, в эмигрантской прессе еще в начале 30-х появилась версия, что на самом деле под этим именем скрывается попавший в русский плен австрийский офицер фон Гален. Но и тут никаких внятных доказательств нет.

То есть, представьте, маршалом Советского Союза стал не просто человек с улицы, а буквально неизвестно кто. Причем, и по сей день реальная личность Блюхера не установлена.

Хроники заката цивилизации

21 Nov, 12:48


Совершенно верно. В конце концов и Муссолини лишили власти "именем короля".

Что касается чтения, то для начала отличная работа Тарле👇, еще досоветского периода, так что никакой марксизьмы там нет.

Хроники заката цивилизации

21 Nov, 12:11


О жизни добезцаря

То, что называли голодом до большевиков и после - это две большие разницы. При царе скелеты, обтянутые кожей, не возили на телегах чтобы тайно хоронить во рвах, людоедства не было, у голодающих последнее не забирали и блокады районов армией против подвоза продуктов не устраивали.

"Исчезновение" хлеба в Петрограде в феврале 17 года - это исчезновение дешевого черного хлеба. Белый лежал в достатке, да и черный подвезли буквально сразу, организовав (судя по всеми силами военно-думских заговорщиков) перебои всего на несколько дней.

Рациону и обеспеченности русского солдата до 1917 г. позавидует солдат Красной\Советской\Российской армии любого времени и любой военной части (разве что говорят при Сердюкова стало лучше). О том как относились офицеры к снабжению своих войск можно почитать например в воспоминаниях кн. Трубецкого или ген. Деникина.

Обращу особое внимание на то какие дома строились в русских деревнях до 17 г. и какие при большевиках. Это сравнение хором с сараем. Можно посмотреть на фотографии крестьян в хороших костюмах, кожаных сапогах, с часами на цепочке и сравнить с тем как одевались советские крепостные в 20-30-40 да и даже 50 годах ХХ века.

Я встречал в архивах документы по 1916-1917 годам, такого рода: "в полку зреет недовольство из-за того что последнюю неделю солдат кормили стерлядью и мясными консервами, потому что свежего мяса не звезли". Те кто в СА служил, думаю адекватно оценят ситуацию. А между тем шёл 3-й год тяжелой войны.

Или приведу тот факт что в русской армии так до 1917 года почти все части проходили в качественных кожаных сапогах, а не в советской кирзе.

Или, что русское обмундирование до 1917 года почти не знало эрзаца, который активно использовали все - от англичан до немцев. Все ткани были натуральные, теплая шерстяная одежда даже у нижних чинов (немцы и австрийцы порой использовали русские солдатские шинели, т.к. они лучше грели), брезентовой амуниции у войск почти не было (у англичан, у всех, кроме офицеров, только такая и была), почти исключительно кожаная. И т.д. и т.п.

Да, слаба была старая Россия и бедна!😉

Хроники заката цивилизации

20 Nov, 11:33


О важном

Хроники заката цивилизации

20 Nov, 11:33


В современных дискуссиях почему-то почти никогда не говорят об одной важной русской традиционной ценности. Мы бы даже сказали ключевой.

Кто-то умалчивает о ней в силу политической конъюнктуры, другие и вовсе утверждают, что эта ценность чужда и нехарактерна русским. Конечно, речь идет о свободе. Сегодня мы о ней и поговорим: в историческом, культурном и общеевропейском контексте.

Потому что любой, кто утверждает, что нам не нужна никакая свобода, просто-напросто русофоб. И в своем новом лонгриде историк Михаил Диунов с легкостью это доказывает.

Так что читаем, свободные русские люди.

Хроники заката цивилизации

20 Nov, 09:48


На Бусти в свободном доступе опубликована статья "Мир на пути к Великой войне", рассказывающая о том, как Европа шла к Первой мировой и почему война была неизбежна.

Хроники заката цивилизации

17 Nov, 15:09


Энгельман И.Е. История крепостного права в России (досоветские работы, как обычно значительно лучше советских). Из современных вот этот👇 сборник порекомендую. С него наверное лучше всего начать.

По второму вопросу скажу, что нет, не сталкивался.

Хроники заката цивилизации

17 Nov, 08:08


Чтение на выходные

Перевод статьи "Почему Япония проиграла войну" американского историка флота Энтони Талли является своеобразным продолжением ранее опубликованной статье "Великая загадка Японской империи".

И действительно, изучение экономического потенциала двух соперников приводит нас к ошеломляющим выводам. Япония не должна была воевать, но...

Подписывайтесь на Бусти, там много интересного. Давайте доведем число постоянных подписчиков до 100, чтобы интересных публикаций было больше:)

Хроники заката цивилизации

16 Nov, 08:56


Не могу не согласиться.

У нас действительно в масс-медиа наблюдается какое-то разгулье неучей, необразованных, элементарно глупых людей, которые умеют только тупо гыкать, шутить несмешные шутки и изображать из себя павианов, публично почесывая голый розовый зад.

Я не хочу верить что интеллектуальный уровень этих имбецилов дескать "соответствует запросам аудитории". Нет, это скорее всего четко и заранее обдуманные действия по "игре на понижение".

Хроники заката цивилизации

16 Nov, 08:04


Илеана и Алексей. Илеана в молодости

Хроники заката цивилизации

16 Nov, 08:03


Маленькая история про цесаревича Алексея и его любовь

Знаете ли вы, кто мог стать русской императрицей после того, как Алексей унаследовал бы отцовскую корону? Наверняка нет. Меж тем, она была хорошо известна при жизни. А жизнь прожила долгую, хотя и несчастливую. Видимо тень первой любви омрачила будущее этой прекрасной принцессы.

В мае 1914 года, когда Мировая война уже была совсем близко, но никто не чувствовал ее приближения, в Россию приехала королева Мария Румынская. С ней прибыли ее сын Кароль и дочь Илеана. Принцессе Илеане Гогенцоллерн-Зигмаринген было всего пять лет. Она много играла с цесаревичем Алексеем, который был чуть старше ее. Дети настолько понравились друг-другу, что прощаясь с Илеаной, Алексей сказал: "Однажды я приеду к вам, чтобы сделать вам предложение". Илеана сказала в ответ "да".

Девочка выросла настоящей красавицей. В юности она увлекалась спортом, ходила под парусом, стала покровителей румынских девочек-скаутов. Пользовалась огромной народной любовью. Оставалось только дождаться победы и свадьбы с русским наследником.

Но цесаревича убили большевики в 1918 году. Илеана решила никогда не выходить замуж. Однако ее брат король Кароль II очень хотел избавиться от принцессы, популярность которой в народе значительно превосходила рейтинги короля. Он заставил ее вступить в брак с австрийским эрцгерцогом (Габсбурги были лишены короны после поражения в войне), а затем покинуть страну.

После Второй мировой войны румынская королевская династия была изгнана из своей страны и лишилась средств к существованию. Илеана уехала в США, развелась с нелюбимым мужем и ушла в православный монастырь. Она достигла там поста игуменьи и скончалась в 1991 году. Представьте - девочка, которой признавался в любви будущий император России, оказалась нашей современницей. Только в иной, лучшей жизни она могла бы быть счастлива и стать русской императрицей.

Хроники заката цивилизации

15 Nov, 09:05


А знаете, что ещё характерно в случае с дегенератом Стасом?
Ни один (!) из сколько-нибудь известных левых не осудил людоедскую "шутку". Вот никто из них не сказал: "да, я левый, я за социальную справедливость, я люблю СССР, но детей убивать нельзя и глумиться над этим нельзя".

Вспомните об этом, когда в следующий раз услышите разговоры о "примирении".

@majorselivanov

Хроники заката цивилизации

14 Nov, 14:34


Следите за карманами - работают мошенники

Злой и тупой клоун Девол пишет, что сумма военных расходов в Российской империи составляла дескать 45%. Ну и разумеется, называет русских императоров "дуремарами", которые тратили средства "не на то".

Типичный для патологического лжеца Девола заход. Рассчитанный на дураков, читающих его блог. Эти зомби верят всему, что пишет самозванный гуру клоунских наук.

Меж тем, совсем нетрудно поднять данные статистики и убедиться, что в 1913 году, аккурат перед Мировой войной, когда военые расходы всех стран Европы достигли максимума, в России тратили на армию и флот 23%. Раньше - меньше.

Много это или мало? С чем сравнить... Вот в том же году Германская империя тратила на армию и флот 29% бюджета. Но враль и махинатор Девол, никогда ничего не скажет о дуремарстве кайзера. Это другое. Понимать надо.

Хроники заката цивилизации

14 Nov, 11:52


Кстати прецедент Стаса ай-как-просто-убивать-детей, еще раз говорит нам об одном: все нынешние необольшевики - это кровожадные упыри, которые мечтают об убийствах, терроре и прочих "радостях", которые вообще-то квалифицируются как преступления. Причем преступления очень серьёзные.

Так что удивляет сам факт того, что все эти люди, со своими гнусными шуточками всё еще резвятся на воле. И не просто резвятся, а получают от государства финансирование (фактически, ведь никто не будет отрицать того, что скажем Соловьев существует за счет государственного или окологосударственного заказа, как и какие-нибудь Гоблины Жуковы им Баженова и прочее подобное отребье).

Интересно выходит, да?

Хроники заката цивилизации

14 Nov, 08:36


Кстати, осознание интеллектуальными кругами нации того факта, что марксизм не помогает разобраться в проблеме, а только забивает мозги мутью, это очень важный элемент освобождения от внешнего влияния и совершения первого шага по пути построения национального государства. Без этого осознания - ничего не получится.

Пока интеллектуалы будут бесцельно блуждать в трех соснах марксизма - они обречены раз за разом попадать в тупик.

Хроники заката цивилизации

14 Nov, 08:01


Почитал тут по случаю переписку Энгельса с Каутским Дугина с Чадаевым на тему "технология" vs "духовность" и, в полном соответствии с заветами классика, могу сказать, что "несогласен с обоими". Почему?

А вот почему: у Дугина все стандартно и просто - долой технологическое развитие, да здравствуют соха, борона, коровки, лужок ну вы понимаете... К чему приводят подобные рассуждения очевидно: как писал наш, по-настоящему великий философ Крылов, "непреодолимому желанию дать себя съесть" народам, которые куда больше продвинулись вперед в сравнении с неудачливым конкурентом-архаистом. То есть позиция Дугина с добровольным возвращением к архаике - есть ни что иное, как проповедь добровольного самоубийства целого народа. Все это настолько очевидно, что даже нет смысла подробно рассматривать.

У Чадаева уклон иной. Он рассматривает технологию с типично марксисткой позиции (я не раз писал, что Чадаев левый и мыслит строго в рамках левой парадигмы). То есть он буквально пишет: "Технология — это и есть базовый каркас, структура "производительной силы"". Но проблема в том, что марксистская догматика не просто не поясняет ничего, она, уводя мысль в сторону классового подхода, лишь запутывает и скрывает истину (собственно марксизм и создавался для того, чтобы скрывать простые истины в дебрях классового подхода).

То есть, вместо констатации простого и очевидного факта: познание и развитие - есть базовое свойство человека и человечество будет неизбежно познавать мир и увеличивать свои знания о нем, до тех пор, пока не перейдет за грань существования. Чадаев пишет о технологии, как об источнике "эксплуатации", "отчуждения" и всякий прочий марксистский бред.

В то время как технологии не служат ни "эксплуатации", ни "отчуждению". Напротив, знания и технологии освобождают человека, позволяют сделать ему еще один шаг по пути к совершенствованию. Scientia - potentia est!

На фоне этого очевидного факта, слова Дугина: "...палка-ковырялка сделала обезьяну человеком. В этой формуле отвратительно и ложно всё. Человека создал Бог. А инструменты своим неуемным развитием превратили его в беспомощного одержимого дегенерата, в техно-обезьяну, которой он никогда не был, но сейчас, похоже, становится". Это очень вредная и опасная ересь.

Без развития, без технологии, без познания - человек как раз таки глупая, голая прямоходящая обезьяна. С ними - он образ Бога.

Хроники заката цивилизации

12 Nov, 11:12


Читайте на Бусти перевод статьи Дж. Хорвата рассказывающей о планах американских леваков по переписыванию Конституции США и тех последствиях к которым приведёт реализация этих планов.

Новая, но уже ультралиберальная Конфедерация и распад Союза? Левые готовы даже на это.

Хроники заката цивилизации

12 Nov, 10:26


На этот вопрос я давал ответ в статье на Бусти.

Кстати, на Бусти имеет смысл подписаться. Там много интересного.

Хроники заката цивилизации

11 Nov, 09:15


Вот знаете о чём говорят эти совершенно справедливые слова?

О том, что советское (а РФ это в общем-то СССР 2.0) государство не умеет работать с людьми. Точнее умеет, но так, что всех участников процесса начинает тошнить.

А вот современный Запад - умеет. И у нас добезцаря умели. А потом разучились. Потому что, зачем большевикам высокие гуманитарные технологии, когда их метод - это кнут и пуля.

Хроники заката цивилизации

11 Nov, 09:01


Тут сразу надо задать вопрос - а в чьих руках у нас вся машина пропаганды и масс-медиа. И сразу станет ясно, кому и почему идут деньги. Отчего ничтожный и элементарно глупый Одуван является владельцем огромного интернет-СМИ и отчего вообще тупой Баженов имеет такое влияние и столько подписчиков.

Это элементарно выгодно и нужно властям. Поэтому одиозного махинатора Парфенова даже тронуть не смеют.

Хроники заката цивилизации

10 Nov, 15:00


Очень интересно читать отклики мексиканцев на избрание Трампа:

"Худший сценарий для Мексики уже реализован", — Элиас Камхаджи, журналист. "Дональд Трамп ударил Мексику как будто пиньяту", — Гваделупе Гальван из El Universal. Газета La Jornada "Трамп — искра, которая зажжет миллионы пожаров, которые только ждали всплеска ненависти как топлива и ветра, чтобы разжечь пламя".

Последние слова звучат откровенно угрожающе. Ведь хорошо известно что очень значительная часть мексиканцев не признают аннексию мексиканских территорий США в XIX веке и охотно вернули бы Техас и Калифорнию.

Хроники заката цивилизации

10 Nov, 12:51


На Бусти в свободном доступе опубликован перевод программной статьи Джуда Руссо, главного редактора журнала The American Conservative. Победить - было просто. Теперь начинается самое сложное и самое важное, говорит американский журналист.

Хроники заката цивилизации

10 Nov, 12:13


Сколь сильно меняется за совсем непродолжительное время то, что считалось "вечным"

Сейчас Италия это одна из двух стран, где авторитет папы очень велик и папство поддерживается абсолютным большинством населения. Но после объединения Италии и ликвидации Папского государства авторитет папы в Италии был низок как никогда. На фоне ирредентистских настроений, итальянцы считали папство антиитальянской силой, главным препятствием к объединению страны, даже врагом итальянской нации. Дело доходило до массовых анти-папских выступлений.

Так продолжалось очень долгое время, начиная с 1860-х годов, продолжая оккупацией Рима в 1870 году и вплоть до 1929 г. Изменилось все благодаря... Муссолини. Дуче помирился с папой, подписал Латеранские соглашения и стал использовать папство как важный инструмент во внутренней политике. С тех пор итальянцы вновь полюбили папу.

Не прошло еще ста лет с момента этого события, а факт: "папа очень популярен в Италии" кажется всем очевидным и вечным.

Хроники заката цивилизации

09 Nov, 10:01


Когда я смотрю на списки нобелевских лауреатов по литературе, меня охватывает ощущение, что в мире что-то пошло не так. Причем это продолжается довольно долго и положение дел становится все хуже и хуже.

Вот я вижу лауреатов от начала ХХ века до 1930-х годов. Все они безусловные современные классики, а их книги оказали большое влияние на мировую литературу. Моммзен, Киплинг, Метерлинк, Гамсун, Йейтс, Голсуорси, Бунин - крупнейшие фигуры литературы, без которых представить себе ХХ век невозможно.

В 50-60 набор лауреатов резко мельчает, но в нем все еще попадаются значимые авторы, а остальные награжденные хотя бы не вызывают вопроса: почему они оказались в этом обществе?

В 70-80 годы уже начинаешь что-то подозревать. В число отмеченных попадают порой абсолютно случайные имена, о роли которых в литературе сейчас и не вспомнишь. Так, проходные лица. Появляется множество "этнических писателей". Но общая картина все еще довольно достойная.

В 90-00 происходит катастрофа. Кто эти люди? Чем они интересны? Почему в числе лауреатов вдруг попадает множество выходцев из стран Третьего мира, пишущих неизвестно о чем и не читаемых примерно никем. Почему основной темой награждения становятся какие то совершенно левацкие формулировки про гендер, равноправие, страдание туземцев и прочую "народность"?

Среди лауреатов за последние 30 лет я с трудом могу признать заслуживающим этого разве что Гюнтера Грасса. Все остальные награжденные забудутся через те же 30 лет и будут никому совершенно не интересны. А между тем, не получил и уже не получит премию великий Умберто Эко. Нет ее и у Джорджа Мартина, хотя он повлиял на современную культуру наверное больше, чем все лауреаты за последние полвека вместе взятые. Не будет ее у Уильяма Гибсона, оказавшего огромнейшее воздействие на киберкультуру и футурологию.

Этот список можно продолжать до бесконечности. Да та же самая Роулинг, которую я, отмечу, совсем не люблю, изменила современную литературу так, как ни один из нобелевских лауреатов. И это только современники, не буду вспоминать про обойденного еще в прошлые времена Набокова и пр. Зато премию получает "этнический и постколониальный писатель" Абдулразак Гурна. Совершенно сказочная личность - черный мусульманин из Танзании, который почему то живет не на родине, а в Лондоне. С формулировкой "За его бескомпромиссное и чувственное обличение последствий колониализма и судьбы беженцев в водовороте культур и континентов".

Видимо сейчас важно именно "обличение", а не качество литературы.

Хроники заката цивилизации

09 Nov, 08:37


А знаете, как жили в селе Еловатка(в котором во время коллективизации, случился страшный голод и массовое вымирание) до так называемой революции? В 1917 году, в селе Еловатка, по переписи, было 757 хозяйств, в которых было 1711 лошадей и 1046 коровок. Хозяйств, в которых не было ни одной коровы, было 71, то есть меньше 10%. На одно хозяйство, в среднем, приходилось примерно две с половиной лошади и полторы коровы. Кроме того, в селе было: 1430 плугов, 879 сеялок,  63 косилок, 35 молотилок, 244 веялок.

Для понимания смысла и целей т.н. "революции 1917 г." надо всего лишь одно: знать, что 1917 был ради того, чтобы за ним настал 1991. То есть смысл и цели революции состояли в том, чтобы максимально безжалостно ограбить русский народ. И ни для чего больше.

В 1917 году русские были слишком сильны для того, чтобы грабить их сразу. Поэтому пришлось запустить большой проект, который должен был затуманить разум целого народа. Затем, в течении 70 лет этот народ требовалось хорошенько так помучать, а после всего, когда они впадут в полнейшее отчаяние, под шумок своровать все, что имелось.

Ну и заодно надо было окраины выкормить. Создать там из местных баев и ханов "интеллигенцию". Разгулять национальное движение. Чтоб сработало надежно. С гарантией.

Хроники заката цивилизации

08 Nov, 14:52


Чтение на выходные

На Бусти опубликован лонгрид "Великая загадка Японской империи". В нем подробно разбирается вопрос, почему Япония начала войну в которой не имела никакого шанса выиграть. Как Токио подталкивали к роковому решению и какую роль в этом сыграли президент Рузвельт и адмирал Ямамото.

Хроники заката цивилизации

07 Nov, 09:49


Сегодня очередная годовщина одного из самых трагических событий в истории русского народа, Октябрьского переворота 1917 года

Насильственный переворот большевиков, привёл к чудовищным последствиям:

1) к разрушению хрупкого социального мира и разжиганию Гражданской войны в России, в результате которой, только на полях сражений, погибло более 2 млн. человек

2) к чудовищному красному террору, кровавым расправам над лучшими представителям русского народа со стороны леворадикалов и примкнувших к ним маргиналов, который унёс, по разным оценкам, от 1.2 до 2 млн. жизней

3) к уничтожению русской национальной элиты, культурной, военной и управленческой, а так же к массовому истреблению русской интеллигенции, только 40% представителей русского образованного слоя осталось в России после окончания Гражданской войны, остальные либо были убиты, либо вынуждены были уехать (уничтожение национальной элиты является одним из критериев геноцида)

4) к двум самым страшным голодовкам в истории России:
- голод в Поволжье в начале 1920х, который унёс 5.5 миллионов жизней
- голод 1932-33 годов, который произошёл в следствие насильственной коллективизации, в процессе которой только от голода погибло около 7 млн. человек и около 1 млн. в лагерях и спецпосёлках (что можно с уверенностью считать стратоцидом русского крестьянства, или геноцидом русских)

5) к массовым смертям от эпидемий, в следствие голода и недоедания

6) к массовым репрессиям, в следствие которых только в 1937-1938 годах было уничтожено около 700 тысяч человек, большинство из которых русские крестьяне (и до и после репрессии, разумеется были тоже, и количество жертв шло на сотни тысяч), а так же к массовым заключениям миллионов невинных русских людей в большевицкие концлагеря, в которых русские подвергались чудовищным унижениям и погибали от голода и непосильного труда

7) к семикратному падению промышленного производства в России (не считая Финляндии, которой большевики подарили русские территории, Прибалтики и Польши), к разрушению торговли, хозяйства и промышленности

8) к массовой эмиграции более 2 млн. представителей наиболее культурных и образованных слоёв русского общества, а если считать русских, которые вынуждены были остаться в Польше, Прибалтике и Финляндии, то до 3 млн. человек

9) к лишению прав и свобод, русские потеряли возможность свободно передвигаться, заниматься торговлей и предпринимательством, иметь собственность и накапливать имущество и так далее

10) к лишению политической субъектности русского народа, дарованной русскими императорами в период с 1861 по 1916 годы, и установлению русофобского режима, при котором у русских не было даже своей компартии

11) к тотальному геополитическому ослаблению России, к разрезанию её по-живому на отдельные республики, где проводилась политика дерусификации и навязывания русским не существовавших до этого враждебных идентичностей, последствия чего мы расхлёбываем на Украине до сих пор

12) к лишению миллионов русских людей прав собственности, к отъёму земли и разграблению имущества, недвижимости русских людей

13) к массовому истреблению Русской православной церкви (за 1920-30 годы было убито более 120 тысяч священников), к разграблению её имущества, храмов и прочей недвижимости

Русские, несмотря на численное превосходство врага и поддержку его иностранными боевиками (красными террористами и наёмниками со всего мира), смогли дать бой большевицким узурпаторам, и сопротивлялись большее 3 лет. Как писал Антон Иванович Деникин, один из русских героев, давших бой большевицкой заразе:

"Лично для меня было и осталось непререкаемым одно весьма важное положение, вытекающее из психологии октябрьского переворота: Если бы в этот трагический момент нашей истории не нашлось среди русского народа людей, готовых восстать против безумия и преступления большевицкой власти и принести свою кровь и жизнь за разрушаемую родину, — это был бы не народ, а навоз для удобрения беспредельных полей старого континента, обречённых на колонизацию пришельцев с Запада и Востока. К счастью мы принадлежим к замученному, но великому народу"

Хроники заката цивилизации

06 Nov, 13:28


Эта диаграмма - самое наглядное свидетельство того - почему у Скандинавии нет никаких перспектив.

Люди там добровольно выбрали самоубийство и теперь с энтузиазмом готовятся к эвтаназии.

Особенно интересно то, что процессы деградации наиболее сильно зашли именно в Северной Европе. Тут явно что то коррелирует или с религией или с антропологией, или и с тем и с другим.

Хроники заката цивилизации

06 Nov, 12:50


Никакой эйфории по поводу победы Трампа я не испытываю. Америка Трампа - это сильная Америка, по-прежнему претендующая на мировое господство. А нам желательна была бы Америка слабая, занятая собственными проблемами, раздираемая противоречиями.

Сочувствовать сейчас Трампу - все равно, что германцам выступать в поддержку Аэция. Рим, конечно все равно падет, но зачем же отдалять этот миг?

p.s. Справедливости ради надо сказать, что вестготы Аэция поддержали. Но только в тот момент, когда им самим угрожала гибель. И ценой заметных уступок со стороны Рима. Собственно это видимо и есть оптимальный путь России. Если вместе с Америкой, то только на выгодных условиях.

Хроники заката цивилизации

06 Nov, 11:22


И эти люди в то же самое время (начало ХХ века) обзывали Российскую империю "архаичной" и "феодальной". Империю, где за век до этого вторым человеком в государстве стал Сперанский - сын священника. В Британии такое стало возможным лишь в 1920-х годах.

Хроники заката цивилизации

06 Nov, 11:06


Барбара Такман о высшем классе Британского общества.

Премьер-министром [в кабинете лорда Солсбери] был маркиз и наследный потомок отца и сына, служивших в свое время первыми министрами при королеве Елизавете и Якове I. Военным министром был еще один маркиз, в роду которого менее знатный титул барона наследовался с 1181 года. Его прадед был премьер-министром при Георге III, а дед служил в шести кабинетах при трех монархах.

Лорд председатель Тайного совета был герцогом. Он имел 186 000 акров земли в одиннадцати графствах. Его предки входили в правительство с XIV века, и сам он уже тридцать четыре года трудился в палате общин и трижды отказывался от поста премьер-министра.

Министром по делам Индии был сын герцога, чье родовое место в парламенте пожаловал еще Роберт Брюс в 1315 году и чьи четверо сыновей тоже служили в парламенте. Совет местного самоуправления возглавлял выдающийся сельский помещик. Шурином у него был герцог, зятем – маркиз, а предком – лорд-мэр Лондона при Карле II, да и сам сквайр уже двадцать семь лет заседал в парламенте.

Лорд-канцлер унаследовал родовое имя, привезенное в Англию норманнским сподвижником Вильгельма Завоевателя и сохранявшееся более семи веков, правда, без титулов. Лордом-наместником Ирландии был граф, внучатый племянник герцога Веллингтона и потомственный попечитель Британского музея. В кабинет также входили виконт, три барона и два баронета.

В числе шести простолюдинов были директор Банка Англии, а также сквайр, чье семейство представляло в парламенте одно и то же графство с XVI века, лидер палаты общин, приходившийся премьер-министру племянником и оказавшийся наследником огромного состояния в Шотландии – 4 000 000 фунтов стерлингов.

Члены кабинета лорда Солсбери, в большинстве своем, хотя и не все, имевшие земли, состояния и титулы, вошли в правительство не ради каких-то материальных благ. Они понимали свою миссию как единственно верное и необходимое предназначение: государственными делами должны заниматься люди, не подверженные, согласно лорду Солсбери, «приступам алчности».

В парламентской карьере, естественно, не оплачиваемой, видели не источник дохода, а средство обрести общественное признание. Палата общин была политической штаб-квартирой страны, всей империи, британского общества, здесь собрались лучшие люди королевства. Они пришли сюда, движимые амбициями, но и по зову долга; собственно, для многих это было столь же естественно и неизбежно, как и родиться аристократом. Отцов в парламенте сменяли сыновья, нередко те и другие служили в нем одновременно.

Джеймс Лоутер, заместитель спикера с 1895 по 1905 год, а затем и спикер, происходил из семьи, представлявшей электорат Уэстморленда более или менее непрерывно в продолжение шести столетий. Его прадед и дед заседали в парламенте по полвека каждый, а отец посвятил палате общин двадцать пять лет. Представителем графства в парламенте обыкновенно был человек, чей дом все в округе почитали на расстоянии семидесяти миль, его семью знали несколько сот лет, а его самого – со дня рождения. Поскольку расходы на выборы и ублажение электората нес сам кандидат, то роскошь представлять избирателей в парламенте могли позволить себе люди определенного класса.

Из 670 членов палаты общин в 1895 году 420 были помещиками, офицерами, адвокатами и лицами без определенных занятий. Среди них насчитывалось двадцать три старших сына пэров, помимо множества их младших сыновей, братьев, кузенов, племянников и дядьев, включая лорда Стэнли, наследника 16-го графа Дерби, который, после герцогов, считался самым богатым пэром в Англии. Как младшему правительственному «кнуту», Стэнли надлежало стоять у дверей лобби и собирать непослушных депутатов для голосования, хотя ему самому не разрешалось входить в палату во время исполнения обязанностей надзирателя.

Хроники заката цивилизации

06 Nov, 09:08


То есть "репрессивное налогообложение". И вот это для американцев всегда - удар в самое больное место, ибо американская политическая культура построена на принципе "меньше налогов, меньше государства". Поэтому любое репрессивное налогообложение вызывает у американцев священную ненависть и мысли "ну теперь этих подлецов точно надо упромысливать".

Меж тем, на самом деле в Российской империи было самое низкое в Европе и самое либеральное налогообложение. То есть американские пропагандисты просто врали своим читателям, чтобы с максимальной эффективностью создать образ врага.

Хроники заката цивилизации

06 Nov, 09:08


И к вышесказанному вспомнилась старая моя публикация.

Вот карикатура из американского журнала PUCK. В ней представитель "порабощенного русского народа" (почему-то похожий на молодого Горького), из всех сил борется со спрутом царизма. Но для нас самое интересное представляют надписи на щупальцах, которые показывают американцам - а с чем же именно борется "народ".

Среди разнообразных "изгнаний" (при том, что эмиграция из России была одной из самых низких в Европе), деспотизма (это они про очень либеральную Российскую империю, где подданные имели такие свободы, какие нам сейчас немыслимы), "козакизма" (тут остается только сдерживаться от смеха) и пр. мы видим самое главное: Oppressive taxation!

(см. ниже)

Хроники заката цивилизации

06 Nov, 08:54


А знаете ли вы, как была организована налоговая система в ультраконсервативной викторианской Британии?

Очень просто: налоги платили лишь избиратели, имеющие доход от 150 фунтов в год (это около 15% населения в XIX веке и это очень приличный доход). Брать налоги с остального населения, считалось настолько неприличной идеей, что всеобщий налог протащили лишь лейбористы в эпоху больших реформ ХХ века. Причем это было левой повесткой.

То есть парадокс: налоги с небогатых слоев населения стали брать левые! Правые консерваторы считали это недостойным.

Хроники заката цивилизации

04 Nov, 10:41


Надо сказать, что Второй рейх был очень разумно устроен с точки зрения государственного строительства. Близко к идеалу.

Хроники заката цивилизации

04 Nov, 10:27


Пожалуй, это "Гибель империи" Гайдара. При всем моем критическом отношению к нему, книга эта очень добротная, объективная, наполненная огромным массивом данных.

Хроники заката цивилизации

04 Nov, 10:23


Это веселый клоун, которого по недоразумению считают историком. А меж тем его лучшая историческая роль была в клипе Свиридовой "Розовый фламинго", где Понасенков был очень органичен.

Хроники заката цивилизации

04 Nov, 10:18


Состояние экономики Российской империи в 1917 году было наилучшим среди экономик всех воюющих стран (кроме США, вступивших в войну уже после падения РИ). В России шла "военная индустриализация", в экономику вливались огромные средства, строились заводы. Отсутствовала безработица, значительно выросли доходы населения. Состояние сельского хозяйства позволяло не вводить карточную системы (она была введена лишь в части губерний и только на сахар, т.к. сахарные заводы в массе своей находились в Польше).

Говорить после этого о кризисе - это наглое вранье, до которого не опускалась даже советская пропаганда. Подобные измышления появились только сейчас у неосоветистов.

Хроники заката цивилизации

03 Nov, 10:57


Задумался над сопоставлением таких литературных персонажей как Берти Вустер (из известной серии рассказов П. Г. Вудхауза) и Роберт Кроули (графа Грэнтэма мы оцениваем как плод литературной деятельности барона Феллоуза, сценариста "Аббатства Даунтон").

Оба они как можно понять относятся к нетитулованному английскому дворянству - "эсквайрам". Но потенциально статус Берти выше, так как он является племянником лорда Яксли, то есть теоретически при очень удачном стечении обстоятельств может унаследовать пэрство.

Роберт Кроули же видимо является "титульным графом", то есть род Кроули (это их настоящая фамилия, кстати, простонародная) не пэрский (не случайно он никогда не ездит на заседания палаты лордов и его никто не титулует "лорд Грэнтэм"). Кроули используют купленный ими (где-то за границей) аристократический титул. Хотя граф Грэнтэм является офицером местного территориального полка ополчения, он занимает эту должность не как местный лорд-лейтенант, а просто как бывший офицер и самый богатый местный землевладелец.

Фактически Кроули - это богатые джентри, которые, как мы знаем из косвенных источников в сериале, сделали свое состояние в колониях в XVIII веке. Род этот относительно молодой. Даже их замок - это перестроенное после секуляризации церковных владений бывшее аббатство.

На 20-е годы ХХ века Берти Вустер обеспеченный британский джентльмен (он имеет титул баронета, вероятно купленный его отцом, который как младший сын лорда не имел права на наследовать титул своего отца, то есть деда Берти), но уровень состояния Берти относительно невелик.

Да он может себе позволить праздно жить в столице, путешествовать по миру, не особо отказывать себе в развлечениях, но если мы оценим общий уровень его расходов, то увидим что он совсем не соответствует верхушке аристократического общества. Берти имеет в Лондоне съемную квартиру, а не собственный дом, его штат прислуги ограничен одним камердинером. У Берти нет собственного экипажа и он пользуется наемными.

Лишен Вустер и собственного загородного имения - важного элемента в жизни британской аристократии. Судя по всему источник дохода для Берти это наследственная рента, выделенная его отцу как представителю младшей линии рода Яксли. После смерти отца ренту унаследовал сам Берти.

Сравним это с жизнью в замке Даунтон. Кроули имеют собственный замок, а также еще ряд усадеб на землях в собственных владении (в одной из таких усадеб живет Изабель Кроули). Замок Даунтон обслуживается более чем десятком слуг. Также Кроули принадлежит дом в Лондоне и усадьба во Франции. Помимо этого во владениях рода находится маленький городок Даунтон. Семью обслуживает гараж с 2 дорогими автомобилями.

Видно, что уровень доходов и расходов Кроули весьма высок. Судя по всему основной доход Кроули имеют с аренды земель, за которую им платят несколько десятков окрестных фермеров. Известно также, что часть доходов обеспечивали вложения в ценные бумаги.

Очевидно существенное отличие Кроули от Вустера. Если Берти наследник младшей линии род, майорат в которой принадлежит его дяде Джорджу, то Кроули сами являются старшей линией своего рода (младшая линия в лице Мэттью Кроули угасла в ходе сериала) и именно проблема сохранения майората является одной из основных движущих сил сюжета.

Если бы у графа Роберта Грэнтэма было не три дочери, а три сына, то старший сын унаследовал бы семейный майорат, а двум младшим, глава рода Кроули, выделил бы ренту, после чего их потомки стали бы точно такими же джентльменами, кем является Берти Вустер.

Хроники заката цивилизации

02 Nov, 07:48


А вот фотографии Афганистана до начала левацких экспериментов над людьми. Что там творится сейчас, лучше даже не показывать.

Хроники заката цивилизации

30 Oct, 09:01


Все научные работы безусловно должны находиться в свободном доступе в электронной форме. Все научные публикации, после выхода "на бумаге", должны поступать в свободный доступ максимум через год после публикации.

Необходимо добиться абсолютно свободного обмена информацией в сфере науки. Ситуация, когда ученый не может получить нужную ему книгу\статью потому что она вышла тиражом в 50 экземпляров и\или стоит 100500 рублей - категорически не допустима. Библиотеки эту проблему не решают. Все должно быть доступно в электронном виде.

Более того, необходимо создать единую государственную электронную библиотеку, в фондах которой сосредотачивать все научные работы, выходящие в стране и за рубежом. Доступ к фондам конечно же также должен быть свободным. Нужна большая программа по переводу изданных ранее научных книг в электронный формат.

И, разумеется, за копирастию в данной сфере надо жестоко карать.

Вы спросите, а что же делать издательствам, работающим с научной литературой? Ну во-первых, их необходимо переориентировать на выпуск электронных книг, издание которых надо поддерживать государством (развитие науки без свободного обмена информацией - невозможно). Во-вторых, есть множество книг которые все равно будут выходить также и на бумаге, просто потому что найдется достаточно людей, которых захотят их приобрести в таком виде. Например, исследования по археологии, с большим числом иллюстраций, исследования по истории материальной культуры, по искусствоведению, геральдике и т.п. научная литература где иллюстративная часть велика и играет большую роль. В-третьих, остается научно-популярная и учебная литература, которая в любом случае будет пользоваться спросом и на которой вполне можно зарабатывать.

Хроники заката цивилизации

29 Oct, 10:47


В Париже, в прекрасном большом здании построенном в стиле ар-деко - дворце Порт-Доре, расположен музей. Очень важный для современной Франции музей - музей иммиграции. Главный смысл этого заведения - пропаганда положительной роли деколонизации и последующего за этим заселения Франции мигрантами. В экспозиции музея проводится незамысловатая мысль: цветной француз - правильный француз. Ну а поскольку задача пропаганды важная, то при музее существует мультимедийный центр, театр, проводятся литературные чтения.

И бюджет осваивается и правильные французы довольны.

Хроники заката цивилизации

26 Oct, 11:23


Гибрид абсолютистской и конституционной. Монарх самодержавен в вопросах армии, внешней политики и полиции, остальные министерства управляются кабинетом созданным по итогам выборов. На местах же общины имеют самое широкое самоуправление.

Хроники заката цивилизации

26 Oct, 11:21


Совершенно верно. Есть множество объективных причин тому, чтобы Китай не стал мировым гегемоном.

Проблема в том, что это совсем не останавливает Китай.

Хроники заката цивилизации

26 Oct, 08:51


У прибалтов был большой опыт в проведении политики угнетения "некоренных"...

6 октября 1939 года, выступая в рейхстаге Адольф Гитлер впервые заявил, что залогом стабильности послевоенного устройства мира должно стать соответствие государственных и этнографических границ. Немцев, живущих вне Рейха, в том числе и в Прибалтике, «позвали домой». И буквально в тот же день в Ригу и Таллин стали прибывать транспортные пароходы. Так начался Umsiedlung (переселение).

Власти Эстонии и Латвии с удовольствием поддержали это решение. Auf Niewiedersehen! (до несвидания), - кричал, провожая пароходы с немцами, диктатор Латвии Карлис Ульманис. Министр юстиции Латвии Х. Апситис радостно объявил: «Группа немецкого народа навсегда уходит с земли латышей и из общности латвийского государства». Он также добавил: «Мы расстаемся без ненависти и своим бывшим подданным желаем светлых дней в новых условиях жизни и работы».

Эстонская газета Uus Eesti, неожиданно для официоза обрела дар поэта, 18 октября 1939 года писала: «После ненастной ночи сияет теплое солнце. С ветвей деревьев на древние, но по-модному ныне заасфальтированные таллиннские тротуары падают пожелтевшие листья. Какая погода была семьсот или более лет назад, когда первый немец ступил на исконную землю эстонцев? Этого, к сожалению, никто не знает. Века погрузились в море минувшего, десятки поколений обрушились в землю - долго то время, которое разделяет тот исторический день и нынешний».

Этнические немцы Латвии должны были в течение двух месяцев покинуть территорию республик на совершенно грабительских условиях. До отъезда они должны были распродать свое движимое и недвижимое имущество. Немцам было запрещено увозить фамильные драгоценности, произведения искусства, старинные манускрипты. Им было запрещено вывозить любую валюту. При этом государство в это же время ввело запрет на продажу ювелирных изделий, так что конвертировать местные дензнаки в золото и драгоценности у немцев также не получалось.

Много имущества немцы были вынуждены просто бросить. За оставленное немцами имущество Латвия осталась должна Германии 91,6 миллиона тогдашних латов. В брошенные немцами квартиры вселялись коренные националы, мебель и бытовые предметы продавались вполцены. Эстонцы и латыши ликовали. Они вдруг почувствовали себя господами. Журналист А. Кродорс так оптимистически писал в латвийском официозе «Бриве земес» 25 ноября 1939 года: «перед латышским народом открывается более ясный и легкий путь к лучшему будущему».

Последние группы немцев выехали весной 1941 года, когда Латвия и Эстония были уже советскими республиками. При этом последние выезжавшие не получили никакой компенсации за оставленное имущество.

С. Лебедев "Остзейцы".

Хроники заката цивилизации

25 Oct, 16:58


Почта России что-то слишком заигралась в многонациональность. Это у них реклама для клиентов такая.

Хроники заката цивилизации

25 Oct, 12:48


На Бусти в открытом доступе скандальное детективное расследование рассказывающее о возможном похищении и продаже хранящейся в Эрмитаже картины знаменитой французской художницы Виже-Лебрен.

Подписывайтесь на Бусти, чтобы интересных публикаций было больше.

Хроники заката цивилизации

25 Oct, 11:46


Я редко пишу по экономике, но не сейчас. Ключевая ставка поднята с 19% до 21%. Рынок отреагировал катастрофическим падением. И оно будет продолжаться до тех пор, пока позиция Центробанка не будет пересмотрена.

Фактически дело идет к тому, что они дорегулируются до ситуации как в Турции, где высокая ключевая ставка привела к затяжному кризису экономики, который продолжается уже 10 лет.

Почему высокая ставка это плохо? Потому что она препятствует притоку денег в экономику. У бизнеса нет дешевых кредитов для развития, у населения нет денег на то, чтобы потреблять все, что производится на внутренний рынок. Именно так обстоят дела в Турции и именно так будет в РФ.

Положение могло бы немного улучшиться за счет стимулирования внутреннего спроса, но для этого правительством не делается ничего, а доходы в России продолжают оставаться низкими и потребление не растет, а сокращается. Люди все больше экономят. С такой политикой спрос на рынке не поднимется никогда.

Хроники заката цивилизации

25 Oct, 11:19


Читаю про съезд "Царьграда" и печалюсь. То, против чего всю жизнь боролся К. Крылов - торжествует. Отрицание Европы, старообрядчество, антипрогрессизм, краснота и всякое такое... Некоторым выступающим (Малофеев, Холмогоров, Антоновский) удалось отстраниться от всего этого, но не более.

Тренд задан. И такое ощущение, что писал его Сорокин. Как будто в издевку над русскими.

Хроники заката цивилизации

25 Oct, 10:48


Помните, я писал про проблему русского искусства в допетровский период?

Так вот русские художники XVII века эту проблему отлично понимали. Был такой Иосиф Владимиров, из числа учеников самого Симона Ушакова, художник первого эшелона того времени, как можно понимать из заказов, которые он выполнял. Он стал автором первого русского труда по искусствоведению, написанного в 1658 году, с длинным названием в традиции XVII века "Послание некоего изографа Иосифа к царёву изографу и мудрейшему живописцу Симону Фёдоровичу".

И вот в этом трактате Владимиров отмечает, что русская иконопись давно закоснела в слепом воспроизводстве старинных образцов, причем воспроизводстве бездумном. Так он пишет, что древние иконы были "светлы", но во временем краски потемнели и теперь иконописцы глядя на них пишут "черные иконы", считая, что это единственно верное следование заветам старины.

Владимиров сожалеет, что иностранцы "зазирают" и "смеются плохописанию" русской живописи. Он отмечает, что небольшое число истинных мастеров пишет хорошо, в то время как большая часть иконописцев, особенно ремесленники из Палеха, Шуи и Холуя пишут массовые иконы широко распространяющиеся среди простого народа и формирующие у народа дурной вкус. "Не походили на человеческие образы, но на диких людей обличием подобие намарано" - пишет Владмиров.

С особенным беспокойством он говорит о том, что "народные иконописцы" по необразованности своей распространяют суеверия и ереси. Так, Владимиров описывает икону с изображением архангела Михаила "в черном одеянии и посхимлена, с сатаною борющася", иллюстрирующую известный апокриф богумильского происхождения.

С особым интересом пишет Владимиров о порядках принятых среди европейских художников. "Есть то премудрое живописующих училище. Над всеми же приходит майстр или изрядный учитель живописного художества. И тому начертанное презнаменует (т.е. переписывает), и иному написанное приправляет. И всему подробно и искусно научает".

Главный же вывод Владимирова заключается в том, что подход к живописи надо менять, надо учиться у европейских художников и писать "живо". Кстати именно он придумал слово "живопись", которое мы используем и сейчас.

Хроники заката цивилизации

23 Oct, 12:34


Идет процесс распада Pax Americana. Процесс этот неизбежный, тем более что американская империя была наиболее эфемерной из всех, что создавались ранее.

Другое дело, что на смену одной империи неизбежно придет другая. И вот наша задача - сделать так, чтобы это был не Китай. Мир глобального гегемона Китая - это смерть.

Хроники заката цивилизации

23 Oct, 11:06


Последняя возможность освободить крестьян не вызвав проблем была в конце 1812 года. Тогда Александр мог издать манифест о личной свободе крестьян в награду за спасение державы. И дворянство на фоне энтузиазма вызванного победой это без проблем приняло бы.

Но император отложил решение вопроса на "после полной победы над Бонапартом". А вернувшись к вопросу в 1817 году обнаружил, что уже не получается (спасибо декабристам и полякам скажем).

Хроники заката цивилизации

23 Oct, 10:57


Писал про это неоднократно. Да шансы были. Но они были упущены после того, как Германская империя сдела ставку на союз с Австрией. А отойти от него на фоне яростного немецкого национализма германского общества и самого Вильгельма они потом уже не могли.

Так что никакой Бьоркский договор был уже не реален. Раньше надо было думать.

А жаль, честно говоря. Такой мир был бы куда лучше нашего.

Хроники заката цивилизации

23 Oct, 10:54


Вы гиперболизируете. Конечно же кандидатура явного дурака даже рассматриваться не должна.

А так вот французы в свое время получили гений Наполеона. Очень умного, но узурпатора. Помогло им это? Нет, только привело к тому что после него Франция навсегда рассталась с шансами на величие.

Хроники заката цивилизации

23 Oct, 10:49


Маловероятно. Все приходы к власти коммунистов были так или иначе, последствиями большевизма в России. Не было бы коммунизма у нас - не было бы ничего.

Ну и разумеется коммунизм это настолько инфернальное зло, что его даже врагам желать не хочется:) Потому что нам самим же он аукнется.

Хроники заката цивилизации

23 Oct, 10:39


Кстати Игнатьевы очень интересный род. Там были как люди совершенно выдающиеся, вроде Николая подписавшего Пекинский договор, так негодяи, вроде двух Алексеев, одного - предателя переметнувшегося к большевикам и другого - заговорщика, собиравшегося устроить военный мятеж против императора Николая II.

В общем Майкл Игнатьефф он не на пустом месте возник🙂

Хроники заката цивилизации

23 Oct, 10:24


В этом отношении страшно повезло Восточной Европе. Когда там кончилась сицилизьма, в страны вернулись люди которые отлично помнили, как все должно быть устроено по-человечески. Ведь прошло всего 40 лет. Да и реституцию там провели. Вот и элита была восстановлена.

Хроники заката цивилизации

23 Oct, 10:16


Есть. В самую верхушку западной элиты они не входят, но имеются весьма богатые и влиятельные люди. Все же аристократы умеют выбираться из самых глубоких ям и занимать подобающее им положение.

Однако нам не повезло. Время еще не было упущено, пока были живы эмигранты первой волны. Нынешнее же поколение уже не то. Взять хотя бы матёрого либерала и русофоба графа Игнатьеффа в Канаде (бывший глава либеральной партии).

Возможно помогла бы реституция. Но понятно, что ее не будет.

Хроники заката цивилизации

23 Oct, 10:11


Сапковского не люблю и не понимаю. Этакое местечковое фентези. К тому же пан - русофоб. А за это надо наказывать.

Хроники заката цивилизации

23 Oct, 10:09


Сложный вопрос. Вообще конечно в рамках политической игры идея заманчивая. Но есть риск самим впасть в маргинальщину. А так то да - с греками старостильниками и с католиками, отрицающим Второй Ватиканский собор, стоит работать.

Хроники заката цивилизации

23 Oct, 10:03


Скептически.

Хроники заката цивилизации

23 Oct, 10:02


Прямой связи нет. А так, и те и другие - индоевропейцы.

Хроники заката цивилизации

23 Oct, 10:01


Надо признать, что люди вообще несовершенны, а часто ещё и неприятны:).

Однако это проходит. Вместе с людьми:)

Но если в основе власти не лежит закон, то это очень большая проблема.

Хроники заката цивилизации

23 Oct, 09:58


О, это интересный большой вопрос, ответ на который я, пожалуй, напишу на Бусти. Тут же отмечу, что есть концепция Хобсбаума и его последователя Тревора Роупера, который как раз писал о Шотландии. Она мне не близка, но кое что объясняет.

Хроники заката цивилизации

23 Oct, 09:54


А вообще чтобы разобраться с тем как всё было устроено, лучше наверное начать читать про Венецию. Хотя бы Норвича. Собственно с Венеции все и началось:)

Хроники заката цивилизации

23 Oct, 09:52


А вот с этим проблема. Есть книга Фурсова с махровой конспирологией и книга Махова, который левак и британофил (как и положено товарищам). То есть на русском языке выбор невелик: или читать про заговоры или про то как англичане всех нагнули. На английском языке выбор не сильно лучше - сейчас на волне левацкой повесточки идёт мода писать про ОИК как про жуткого эксплуататора и угнетателя трудящихся:)))

Хроники заката цивилизации

23 Oct, 09:47


Про Греческий проект обязательно напишу.

Хроники заката цивилизации

23 Oct, 09:46


Сперанский был прав. Тогда ещё можно (и нужно) было реформировать империю либеральными методами.

И спасибо за поздравление!

Хроники заката цивилизации

23 Oct, 09:44


Хотя надо сказать дому Рюриковичей примерно 1400 лет и ничего, существует. Габсбургам 1100 лет, д'Эсте 1100 лет и т.д.

Хроники заката цивилизации

23 Oct, 09:41


Я не Мартин, поэтому все сказанное лишь предположения. В книгах ПЛиО занятия жителей Железных островов описаны. Они заняты тем, чем в подобной экосистеме и могут заниматься. То есть ловят рыбу, добывают железо, нанимаются на военную службу и ходят в набеги. Нормальная такая жизнь викингов эпохи их расцвета. Понятное дело, что последнее мало кому нравится. Но ведь и статус ЖО в королевстве очень низкий.
Что касается продолжительности существования знатных домов, скажу больше:) тем же Старкам 8 тысяч лет!!! Но это я полагаю, условность мира ПЛиО.

Хроники заката цивилизации

21 Oct, 07:06


Лучшая аналитика о ситуации в Молдавии.

Хроники заката цивилизации

20 Oct, 10:35


Чтение на воскресенье. Для подписчиков на Бусти.

Англия стала страной создавшей самую классическую империю Нового времени. Именно английский империализм оказался одновременно примером для подражания и объектом ненависти, именно английская империя достигла наибольших размеров по территории и населению. Но при всем внешнем блеске, судьба Английской колониальной империи была незавидна. Англия дважды создавала и дважды теряла свою империю, при этом общий срок жизни английской империи едва превысил двести лет, что существенно меньше продолжительности существования держав ее конкурентов.

Хроники заката цивилизации

18 Oct, 17:41


Не прямая аналогия, но можно привести пример смены дома Стюартов в Великобритании на Ганноверский дом.

Хроники заката цивилизации

18 Oct, 16:38


Комментаторы пишут.

Но в истории с письмом важен тот факт, что подложность письма не доказана. Равно как и его подлинность. То есть ответ на вопрос: в каком качестве рассматривать этот источник - личное дело каждого.

Хроники заката цивилизации

18 Oct, 16:36


Сегодня день рождения нашего великого философа Константина Крылова. К сожалению ныне покойного. В общем то, если говорить прямо - убитого нашей безжалостной политической системой.

К разговору о Крылове, нельзя не сослаться на хорошую рекомендацию.

Хроники заката цивилизации

18 Oct, 12:09


Вот, например, диптих фламндца ван Кристуса XV века с текстом письма Лентула и изображением, составленным на его основе.

Хроники заката цивилизации

18 Oct, 11:02


Хорошее. Я вообще сам во многом либерал. Только не в нынешнем, довольно мерзком значении этого слова, а такой классический либерал XVIII-XIX вв. Т.е. за свободу, но с пониманием неизбежности неравенства, за просвещенный империализм, за "меньше государства" и все такое. Некоторые формы нынешнего безумного псевдоконсерватизма в стилистике Стерлигова и подобных ему "традиционалистов", вызывают у меня реакцию исключительно юмористическую.

Хроники заката цивилизации

18 Oct, 10:58


Станнис - очень хороший человек и правитель. Один из лучших во всей истории "Войны Пяти королей".

Хроники заката цивилизации

18 Oct, 10:56


Потому что сил Италии не хватило даже на реализацию плана "Маре нострум". Попытки Италии получить контроль над Грецией, территориями Османской империи полностью провалились. Даже Абиссинию они завоевывали с таким трудом, что говорить после этого об итальянском великодержавии стало немного смешно.
Куда уж там гегемония в Восточной Европе. Там были куда более сильные игроки, нежели итальянцы.

Хроники заката цивилизации

18 Oct, 10:31


Интересная закономерность

Если мы возьмем свидетельства иностранцев о России XVI столетия, то обнаружим, очень интересное разделение: католики фон Штаден, Поссевино, фон Герберштейн, Тьеполо обычно используют для наименования России термин "Московия", в то время как протестанты Ченслер, Флетчер, Дженкинсон называют русское государство - "Россия".

Почему? Вероятно потому, что католики находились под идеологическим воздействием польской культуры, которая для католического мира выступала в роли передатчика информации о России.

Хроники заката цивилизации

16 Oct, 12:33


Потому что при победе союзников именно США становились сверхдержавой.

Хроники заката цивилизации

16 Oct, 12:30


Да, считаю. Ведь фентези - это мифы XXI века.

Хроники заката цивилизации

16 Oct, 12:27


Тут какая то мутная история. Цитата кочует по интернету (что уже сразу настораживает) без достоверной верификации. В научных публикациях я нашел ее лишь у какого то израильского автора, который как мне кажется вряд ли работал в Центральном государственном архиве Узбекистана. С другой стороны фонд 717 ЦГА У действительно содержит дела с журналами Совета Туркестанского генерал-губернатора. То есть возможно цитата есть, но не совсем такая.
Да и смысл её резко расходится с реальностью. Ведь русские колонисты очень активно вытесняли местное население и хозяйствовали гораздо более эффективно.

Хроники заката цивилизации

16 Oct, 10:47


Я историк, преподаватель университета, бывший чиновник, работал в сфере ИТ, консалтинга, аналитики.

Хроники заката цивилизации

16 Oct, 10:44


Его ранние работы в кино очень хороши. Но то, что он делал в последние 25 лет - это ужас, ужас, ужас.

Хроники заката цивилизации

16 Oct, 10:42


Да, согласен. Только разумеется ни Сталин, ни большевики эти задачи не решали. Их действия были продиктованы совсем иными, прежде всего идеологическими, мотивами. И решение задачи у них напоминало лечение головной боли через отрубание головы.

Хроники заката цивилизации

16 Oct, 08:40


В интернетах ходит вот эта картина с удивительной подписью "Офицер в отпуске".

На самом деле - это конечно же ошибка. Почему?

1. На картине изображен студент, что предельно ясно видно по его мундиру. В 1897 г. в русской армии ничего похожего не носили.
2. Офицеру категорически запрещалось носить в руках тяжелую кладь больше чем портфель с документами. Это считалось унижающим его достоинство. Тюк с вещами должен был нести денщик или носильщик. Гитары это тоже касается.
3. Офицер категорически не мог появиться на улице в накинутой на плечи шинели. За это арест и гауптвахта.

Хроники заката цивилизации

15 Oct, 15:40


Вот с этим мнением:

Существует три основных модели общества. Либеральная, где главную роль в обществе играют олигархи, левая - где эту роль играет тоталитарная партия, и консервативная, традиционная, где главную роль играет некий субъект, являющийся моральным ориентиром, например монархия и легитимизирующая её религия.

можно согласиться, но стоит отметить, что для левой модели не обязательно характерна тоталитарная партия. Скорее для левого государственного устройства характерно наличие политической секты, которая захватывает власть и далее удерживает ее силой. Ну или можно сказать иначе - в терминах Шафаревича - об удержании власти "малым народом". А скорее будет как в СССР, где была и политическая секта в лице большевизма и малый народ в лице новиопов.

Хроники заката цивилизации

15 Oct, 14:16


А вот некоторые портреты султанов. Не правда ли, они совсем не похожи на тех турок, что мы встретим в наши дни на улицах турецких городов?

У Сулеймана Великолепного и Селима Светловласого еще и светло-голубые глаза:)