Психологический мост 18+ (Свободная ассоциация) @psychomost Channel on Telegram

Психологический мост 18+ (Свободная ассоциация)

@psychomost


✔️Переводим с психоаналитического - на человеческий
✔️Мост от поп-психологии—к тому, что действительно работает
✔️Мы—за интерес и уважение к внутреннему миру
ПСИХОЛОГИ
help-consulting.ru (СПб)
moskva.help-consulting.ru (Мск)
online-psy-rus.com (Онлайн)

Психологический мост 18+ (Свободная ассоциация) (Russian)

Психологический мост 18+ (Свободная ассоциация) - это канал, который поможет вам перевести сложные психоаналитические концепции на простой и понятный для каждого человека язык. Здесь вы найдете поддержку и помощь от настоящих профессионалов в области психологии. Мы стоим за интерес к внутреннему миру и уважение к личности каждого человека. Наша команда состоит из опытных психологов, готовых помочь вам разобраться в своих эмоциях, мыслях и взаимоотношениях. Мы не пропагандируем поп-психологию, а стремимся предоставить вам только проверенные и действенные методики и техники. На канале вы найдете полезные материалы и ссылки на наши партнеров-психологов, готовых помочь вам как офлайн, так и онлайн. Присоединяйтесь к нам, чтобы открыть для себя новые пути к психологическому росту и самопознанию!

Психологический мост 18+ (Свободная ассоциация)

06 Jan, 10:59


#МысльДня

Когда меня в очередной раз спросили,  чем психоаналитический подход отличается от всех иных, и потребовали ответить простыми словами, я в очередной раз ответила это ⬇️

Представьте,  что вас мучают кошмары, или снится один и тот же сон, в котором нет развития сюжета. Первые вас пугают,  вторые - лишают удовольствия от сна и сновИдения.

Так вот все прочие методы стараются вас разбудить, пробудить ото сна. А психоаналитический метод предлагает досмотреть сновидение до конца и проснуться самому.

В этом и состоит принципиальная разница: быть разбуженным или проснуться.

А вы уж судите сами, к чему больше вас влечёт, ибо в разных обстоятельствах имеет смысл - разное.

Иногда быть разбуженным от кошмара просто необходимо. Однако,  кошмары возвращаются, и нам снова и снова требуется внешний будильник. Но если сновидение исчерпает себя, то вопрос о том, чтобы быть разбуженным просто перестанет быть актуальным, тк кошмары перестают сниться. И, конечно,  я говорю о сновидЕнии как метафоре.

Я говорю о так называемом сновИдении наяву, когда нас преследуют страхи, тревоги, боль, которые должны бы были остаться в прошлом, а мы продолжаем видеть их повсюду как матрицу, наложенную на реальность.

Так вот аналитик не будит вас, а идёт с вами в сновидение. То, через что трудно пройти одному, становится под силу вдвоем (ну... втроем так-то: вы, аналитик и Метод).

И все мастерство аналитика состоит в том, чтобы сновидеть вместе с вами, но не спать самому. Согласиться стать частью вашего сновидения (частью психической реальности Другого),  но помнить, что существует тот уровень реальности (внешняя реальность), где это не так.

__

☕️Ну как, вы уже отоспались за эти каникулы и пробуждаетесь к реальности? 😉

Пойду гляну Inception с Дикаприо)
Очень музыка там кайфовая от Ханса Циммера ❄️

Психологический мост 18+ (Свободная ассоциация)

27 Dec, 09:00


Послание второе:
"ЭТО ТОЛЬКО ЧАСТЬ"

🐛Я знаю, что в праздники бывает непросто тем из нас, для кого густые контакты с родственниками вызывают тревогу. Особенно,  если мы - дети или подростки, и нам некуда спрятаться от слишком близких или слишком громких родственников.

Я желаю вам крепко помнить - это только ЧАСТЬ вашей жизни. Так не будет всегда.
Ваша жизнь больше,  чем то, что может захватывать вас сейчас и казаться бесконечным. Нет. Это не бесконечно и не тотально.
Это только ЧАСТЬ.

Есть, и ещё будет, и другой опыт,  и другие люди, и другой (изменяющийся и повзрослевший) вы 🤝 Новый опыт прибавится с сегодняшнему и дополнит, и разбавит его, существенно обогатив 🎁

Уже сейчас, в потенциале, есть тот вы, который... например, читает своему ребёнку книжку перед сном, а сегодняшний день - только часть его истории.

🐴Родителям, которые стараются порадовать детей в праздники, а также успеть порадовать себя, и могут что-то накосячить в процессе... Тоже желаю помнить - это только ЧАСТЬ вашей жизни. Да, да. Дети - часть вашей жизни! Важная (!), но только часть. Не пугайтесь ❤️ - это правда ❤️

И косяки - часть! ) Не позволяйте чему-то "плохому" вытолкнуть "хорошее" и занять ВСЁ место в вашей душе. Прибавляйте (а не замещайте): пусть "хорошее" смягчает "плохое". ☝️Пусть всему место найдётся, вы же - человек,  простой смертный, так-то..

🐰Всем-всем остальным тоже желаю помнить про "ЧАСТЬ". И это не для того, чтобы снять с себя ответственность. Это только для дружбы с реальностью! Психопаты мой блог не читают, а остальным часто не хватает поддержки вместо излишней критики.

У всего есть границы в пространстве и времени.

Вернее не так. Только то, что имеет границы в пространстве и времени, может быть названо словом, пережито и присвоено в опыте, может быть взято с собой или оставлено позади.

А чтобы быть названным - оно должно быть наблюдаемым. А если мы можем что-то наблюдать, значит есть наблюдатель и наблюдаемое. А раз так, значит наблюдаемое - только часть нас. Мы - всегда больше, чем то, что мы наблюдаем.

Наблюдайте. Все неназванное или не имеющее границ - неподъемно. А значит - не может быть интегрировано, не может сделать нас сильнее.

Ладно) Стоп философия!

С наступающим Новым Годом, друзья! 💥

Спасибо вам большое за ваш интерес к моему каналу и психоанализу.
Да пребудет с нами Фрейд
🍌


Психологический мост 18+ (Свободная ассоциация)

27 Dec, 08:01


Дорогие друзья!
Скоро Новый год!

Сам праздник ещё впереди,  но корпоративы-то уже идут, да и до чтения ли пси-каналов будет нам в праздники!

Поэтому я хочу оставить  несколько посланий уже сейчас ❤️

Вообще-то я их считаю позитивными, но связаны они со сложными моментами. Вы мне скажите в комментах,  загружаю я или помогаю 🙏

Послание первое:
"ЗАГОВОР ОТ ИРРАЦИОНАЛЬНОГО СТЫДА"

Я желаю всем помнить, что у вас есть внутренний мир!

Простите за мой пафос (как всегда 😁), но я сейчас объяснюсь что я имею в виду, когда ставлю акцент на наличии внутреннего мира (что не для всех так уж и очевидно).

Я всегда считала важной легализацию человеческой многогранности и сложности!

В праздники мы позволяем себе меньше контроля,  чем обычно,  тк НГ (и прочие хлопушки) непременно провоцируют некоторый регресс и делают нас больше детьми.

А потом, когда мы возвращаемся в реальность, нам иногда бывает.. непросто.

Мы можем что-то не то сказать или сделать. Кто-то увидит нас несовершенными, оступившимися и ошибившимися (когда в последний раз вы употребляли слово "ошибившимися" 😁)

В итоге, иногда праздники перекликаются с излишним стыдом или сожалениями.

Вы знаете, я - за границы и зрелость. Но все-таки... давайте помнить, что принцип "милосердие превыше справедливости" - это цивилизация (в отличие от дикого "ока за око"). И конечно не только к ближнему,  но и к себе.

Все несовершенны. И наши оценщики, и мы сами. Мы не можем управлять тем, кто и что о нас подумает.

Но то, что мы можем - это не присоединяться к упрощённому взгляду на себя.

Я желаю нам помнить, что наши слова и поступки - только видимая часть нас. Важная! Очень важная. Та, за которую мы несем ответственность. Но это лишь ЧАСТЬ нас.

А внутри у каждого из нас - своя история, свой опыт, свои чувства,  мысли и конфликты.

Внутри так всего много, а снаружи - только что-то одно.

Желаю уважать свой внутренний мир и свои причины.

И даже если вам эти причины не нравятся - подать себе руку, а не наручники.

⬇️

Психологический мост 18+ (Свободная ассоциация)

26 Dec, 16:01


Как вы понимаете,  все ответы могут быть "правильными", так как все мы разные и Ларисыванны - тоже, и их способы говорить комплименты - тоже.

Ну и плюс наша интуиция: когда-то мы восторги с благодарностью принимаем, а когда-то хочется сказать: "горшочек не вари".

И вот среди прочих недоверительных, есть такой особый вид восхищения.. такого чрезмерного, без конкретики, типа: "Вы были лучше всех!", "Никогда ничего подобного не испытвала!"

Но в чем лучше?
Чего не испытывала?
А что испытала?

Так вот мой ответ в опросе выше - номер 3 (посередине). И вот почему:

‼️ИДЕАЛИЗАЦИЯ - это разновидность обесценивания,

так как
воспевание моего ВСЕмогущества - обесценивает моё мОгущество (ударение на первый слог).

И самое вредоносное в такого рода восхищении, это когда оно не от Ларисыванны, а от нас самих - себе же. Пытаясь впихнуть невпихуемое - не получаем ничего.

Представьте ребёнка,  которому мама говорит "Ты лучший!" (а из контекста, например, непонятно о чем речь)
Ловушка в том, что стремиться больше не к чему - высшая оценка (восторг матери) получена. Однако,  ничего не присвоено, ибо неясно ЧТО ИМЕННО у ребёнка получилось хорошо.

Вот то же самое потом мы делаем с собой сами. Но не всегда только потому, что не получаем уточнений. Иногда уточнения есть, но в них явный перебор.

Внушая себе "я самая обаятельная и привлекательная, все мужчины без ума от меня.." (с), мы, типа уже достигли и перестигли, но.. чего??

Правду о том, что я достаточно обаятельная и привлекательная, и меня могут любить мужчины, я так и не узнаю, тк я уже в курсе, что я - САМАЯ и что "ВСЕ мужчины от меня без ума".

Я не присвою себе первое, тк буду соблазнена (и обманута) вторым.

Я не вкушу и не усвою необходимый для роста и сил белок, тк перебью себе аппетит сахарком.

👎А ведь часто и ошибочно считается наоборот: дескать, поверь в перегиб, и тогда реальность тем более у тебя в кармане👎

Да и это всё не главное.

Это все признаки чего-то скрытого, но не само скрытое.

Главное, мы почему-то чувствуем в этом восторге что-то ранящее нас. И это что-то - то самое обесценивание.

Да. ‼️в обёртке переоценивания - обесценивание.

Посему изречение ☝️:

Слышите превосходную степень и не доверяете ей? - Не впадайте в крайность брать или отбрасывать все целиком.
Возьмите адекватную часть, например: "я кажется что-то сделал, от чего Ларисыванну разрывает от чувств" 😁


ПС. По комментариям я поняла, что большинство из нас улавливает это обесценивание похожим 🤝🤝 образом: "меня -то не видно".

#МысльВечера

Психологический мост 18+ (Свободная ассоциация)

26 Dec, 07:00


Всем доброе утро!

#МысльВечера, которой делюсь с утра, а к вечеру закончу делиться 😁

Вот кому из вас знакомо чувство, что вас хвалят, говорят комплименты, превозносят, а вам почему-то... неприятно?

Вот именно сейчас,  именно от Ларисыванны, но вот неприятно и всё тут. Хочется её остановить.

Как думаете,  почему так может быть?

(Ниже опрос, а вечером - мой вариант ⬇️)

__
Картинка:
Владимир Кожух
арь
Это гениально, 2017
холст, масло

Психологический мост 18+ (Свободная ассоциация)

24 Dec, 07:00


«ГАРРИ ПОТТЕР и БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЕ ФАНТАЗИИ».
Психоаналитическое исследование волшебной вселенной.

Приглашаем психологов любых направлений на 4ю встречу курса.

28 декабря, 12:00-14:00 мск, zoom.
Обсуждаем фильм «Гарри Поттер и кубок огня».
Ведущие – Ася Митренина и Наталья Кафидова, психоаналитические терапевты, работающие в кляйнианском подходе.
Стоимость одной встречи 3000 рублей.

Как устроена встреча:

1.  Два коротких доклада от ведущих.
2.  Знакомство и разговор об общих впечатлениях от фильма.
3.  Групповое обсуждение предложенных ведущими вопросов с привлечением психологических теорий.

Мы обсуждаем характеры персонажей, их взаимоотношения и психоаналитические идеи:
- бессознательный выбор друзей и возлюбленных,
- каким может быть суперэго,
- виды тревоги,
- отличие депрессивной вины от преследующей,
- как травма влияет на развитие,
- как работает проекция
и многое другое.

По всем вопросам пишите на [email protected]

⚡️Подробная программа курса и регистрация на встречу

______
А это ТГ- каналы:
https://t.me/KafidovaN_psy
https://t.me/mitrenina_psy

Психологический мост 18+ (Свободная ассоциация)

24 Dec, 06:59


Всем доброе утро!
Психологам - внимание ⚡️

Когда-нибудь (лет через 100) я тоже сделаю что-нибудь подобное по "Алисе"!

Но смотрите, что делают коллеги по "Свободной Ассоциации" уже сейчас

(Кто пойдёт - лучше пересмотреть "Гарри Поттер и кубок огня" накануне, освежить в памяти)

⚡️⬇️⚡️

Психологический мост 18+ (Свободная ассоциация)

23 Dec, 07:02


"Выйти на свободу" можно через принятие нового хорошего опыта, улучшенной "отцовской функции" (взятой из новых отношений,  например - с терапевтом), вместо настаивания на старом опыте, который дает иллюзию торжества над старым агрессором и скрывает закулисное подчинение новому агрессору (банде).

Как это выглядит для терапевта.

Живёт себе человек и чувствует себя жертвой постоянного преследования, например. Потом выясняет в терапии,  что он в заложниках у внутренней патологичесеой организации, а снаружи власти над ним давно нет (это называется паранойя).

Потом выясняет,  что он сам создал эту организацию вокруг живой и уязвимой части себя. Для защиты.

А потом понимает,  что защита давно не работает, а только поддерживает паранойю. И тогда банда распадается (как защита), и на свободу выходит тот самый "внутренний ребенок" - символ живой, творческой части. Но. Он выходит заплаканный...

Ну или человек отступает назад,  тк "банда" внушает ему, что угроза не внутри, а снаружи. Внутри - защитники. Терапевт - засланный казачок от вражеской садистической системы, а истинная свобода - в службе "банде".

То, насколько последнее соблазнительно, видели те,  кто смотрел "Во все тяжкие" и идентифицировался с главным героем (сериал-🔥).

И то, как с этого крючка непросто, но можно сняться, видели те,  кто смотрел "Лучше звоните Солу"  (что-то типа приквела к "Тяжким", тоже - 🔥)

На картинке - Сол Гудман.

Психологический мост 18+ (Свободная ассоциация)

19 Dec, 13:02


"Раб мечтает не о свободе,  а о своих рабах" (Цицерон)
или
как мы выбираем месть вместо свободы.

Представьте, что вы сбежали от террористов из заложников, а ваш ребёнок там остался.

Потом вы очухались, набрались сил и поняли, что в состоянии за ним вернуться (то, для чего существует психотерапия, например).

И вот у вас есть два пути, что вы захотите с этим своим новым потенциалом сделать:

1. Вернуться и забрать из заложников ребенка и вместе оттуда уйти, развалив всю эту гнилую контору, которая не позволяла ему свободно развиваться.

2. Вернуться и возглавить эту бандитскую шайку, которая держала в заложниках ребёнка, отомстив за него и сделав этого ребёнка там паханом над бывшими террористами.

Часто бессознательно мы выбираем второй вариант. Он такой соблазнительный!

Мы держим связь с прошлым, чтобы хранить верность обиженному ребёнку, который хочет отомстить, вместо вырасти.

Это бсз процесс. Неочевидный. Его ещё надо отыскать в своей психике.

Сознательно мы уверены, что хотим только одного - свободы.

Но чуть перефразировав Цицерона, намекну о том, что есть разница между мечтой о свободе и мечтой о собственных "рабах".

Во втором случае,  мы никогда не обретаем свободу.  Просто теперь во внутренней тюрьме мы не сидельцы, а конвоиры. И что? Дом-то наш - все равно тюрьма: спасаясь от боли, заковываем себя в бесконечное чувство вины, и снова - боль.

#МысльДня

Психологический мост 18+ (Свободная ассоциация)

11 Dec, 15:05


Отличие будет в том, что вам будут говорить: СНАЧАЛА НАУЧИСЬ - ПОТОМ ДЕЛАЙ ПРАВИЛЬНО вместо ПРИДЕТ ВРЕМЯ - ЗАХОЧЕШЬ, НАЧНЕШЬ ДЕЛАТЬ - НАУЧИШЬСЯ.

Да. Не стоит садиться за руль, пока не выучишь правила дорожного движения. Но для начала, не стоит отказывать себе в изучении правил дорожного движения только потому, что они не помогут тебе сразу ехать, смотреть в зеркала, слушать музыку и курить одновременно.

Да. Все описанное - еще одна вариация на тему “зоны ближайшего развития”.

Но я хочу подчеркнуть тему культивации ПРОПАСТИ между точкой А и точкой Б.

Когда в вас пытаются разместить идею образа ПРОПАСТИ вместо идеи ДОРОГИ - различайте это. Особенно различайте, если вы делаете это сами с собой.

Потому, что главная идея ДОРОГИ - это ШАГИ НОГАМИ, где с каждым новым шагом будет возникать ЕСТЕСТВЕННЫЙ вопрос и ответ именно на него, а не ВООБЩЕ КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ.

Ибо когда внутри у нас концепция ПРОПАСТИ, то вопрос не в размере шагов, маленькие они или большие. ПРОПАСТЬ намекает нам, что для перемещения из точки А в точку Б нужны КРЫЛЬЯ, которые якобы есть у тети Маши или дяди Васи, но которых явно нет у нас.

Кто-то скажет, что говоря про «маленькие шаги простых смертных», я “подрезаю крылья” великим целям. Не согласна. «Крылья» переносят нас фантазийно в точку Б - это и есть цель, мечта, план.. Но ноги нас туда приведут реально. И если уж держаться пафоса, то я просто воспеваю ноги )

Оставьте вы себе крылья, ок. Но ноги-то зачем подрезать…

#МысльВечера

Психологический мост 18+ (Свободная ассоциация)

11 Dec, 15:01


Ноги VS крылья

#МысльВечера
Человек начинает новое дело и оно кажется ему неподъемным, когда он слушает некоего профессионала, который вещает о таком количестве нюансов в его деле, что между ним и начинающим - ПРОПАСТЬ

Молодая девушка боится рожать, когда слышит рассказ своей матери или другой рожавшей женщины о том, как это больно и травматично. Или боится заводить детей, так как слышит рассказы бывалых родителей о том, какой же это адов труд растить детей. Между молодой девушкой (и даже девочкой) и опытной матерью - ПРОПАСТЬ

Молодой человек боится водить машину, когда бывалый водила рассказывает о том, как много надо знать и уметь для этого, какие опасности предусмотреть и все такое. Между молодым ответственным человеком, мечтающим сесть за руль, и опытным водителем - ПРОПАСТЬ

«Не умеешь - не берись», говорят им прямо или косвенно, вещая о множестве деталей, которые надо предусмотреть, чтобы стать «умеющим как они».

Так говорят и делают для того, чтобы бессознательно скинуть свою зависть в «молодого». Эдакая дедовщина. Я завидовал - теперь ты позавидуешь. Так культивируется разрыв, чтобы воспеть то, что уже ими освоено. Словно успех в даном деле - это свойства человека, а не его путь.

Однако, правда состоит в том, что родила та, кто выносила. Вырастила та, что родила. Не девочка 15 лет, что внезапно ЗАСТАЛА себя беременной или «обремененной» детьми, и УЖЕ должна справиться по факту.

Правда состоит в том, что за рулем не просто водитель, а парень, который сначала дошел до автошколы, отучился в ней, проехал первые метры и первый раз коряво припарковался. Все остальные примочки, тонкости и нюансы появились ПО ПУТИ. А ответы - ПО МЕРЕ ПОСТУПЛЕНИЯ ВОПРОСОВ.

Также правда в том, что профессионал не сидел в тайной комнате, обучался, а потом как вышел и показал всем класс. Он начал как попало, а потом ПО МЕРЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНКРЕТНЫХ СЛОЖНОСТЕЙ - последовательно искал ответы только на возникающие вопросы, а НЕ ВООБЩЕ на все вопросы о профессии.

Это очень важный момент: ПО МЕРЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВОПРОСОВ.
Потому, что через это читается, что новые знания были ему - В ПОМОЩЬ, а не в ОБРЕМЕНЕНИЕ.
Они (знания) служили ему, а не ОН - ИМ.

Ведь я не пытаюсь воспеть идею о том, что ВСЕ ВСЁ СМОГУТ ЕСЛИ ЗАХОТЯТ, НЕТ. Что-то и не смогут в силу своих особенностей. Но что бы мы ни выбрали даже с учетом своих особенностей - всегда найдется профессионал, который создает впечатление сознательно сходившего на Голгофу и вещающего оттуда о том, через что он прошел аки избранный (а не простой смертный).

Девочка, которая в 15 лет не хочет рожать - это норма. Так и должно быть. Она сначала влюбится, а только потом захочет ребенка именно от Васи, а НЕ ВООБЩЕ ребенка. Ее живот будет постепенно расти, и к 9 месяцам она ЗАХОЧЕТ родить. Ее органы постепенно станут готовыми к родам, а схватки будут постепенными и ЕСТЕСТВЕННО приведут к рождению ребенка.

Молодая мама будет сначала кормить грудью, а отдавать ребенка в садик - только через несколько лет. Она будет общаться с ним так или иначе, и столкнется ровно с теми сложностями и хорошестями, которые будет создавать в отношениях с ребенком изо дня в день, а не ВООБЩЕ и не С ЛЮБЫМ ребенком В ПРИНЦИПЕ.

Поэтому ПРОПАСТИ не будет. Есть одно условие для этого: решать задачи по мере их поступления. А для этого надо начать “поступать”, чтобы “мера поступления” засуществовала.

Вы всегда отличите опытных рожениц, которых стоит слушать, от тех, кто просто сливает в вас свою зависть к вашей непуганности или необремененности. Бывалых водил, которые хотят помочь, от тех, что хотят чтобы вы не совались на дорогу и не создавали помех или конкуренции. Профессионалов, которые хотят своим опытом помочь, от тех, кто хочет, чтобы вы всегда восхищались и завидовали им, понимая, что никогда ими не станете.

⬇️

Психологический мост 18+ (Свободная ассоциация)

04 Dec, 07:01


Удовлетворить потребность VS исполнить желание

🕷Иногда наша потребность состоит в том, чтобы наше страдание было понято, а не устранено. Устранение страдания раньше его понимания может быть просто отказом давать внимание и разбираться в его причинах.

🐀Иногда ребенок нуждается в том, чтобы его остановили, когда он требует, чтобы все делалось как ему хочется, а не исполнять все его желания.

🪿Иногда послание важнее текста. Так вот требования текста - это желание, а послание - это глубинная потребность, скрытая за желанием.

🦎Иногда ценнее «накормить» искренним пониманием нехватки и сочувствием, чем реально накормить.

🐊Если этого не понимать, тогда то, что выглядит как «кормящая грудь», может стать просто способом заткнуть ею рот. Нечто, что продолжит выглядеть способом проявить заботу, на самом деле будет отвержением.

🤓Поэтому держите правило для детей и сложных случаев*: удовлетворяем - ПОТРЕБНОСТИ, ЖЕЛАНИЯ - исследуем (чтобы понять потребность)

ПС. А еще, если это понимать - мы будем меньше бояться своих и чужих желаний (как обреченных на исполнение при их опознании), а больше любопытствовать по отношению к ним.

____
*Сложный случай - это когда исполняешь желание, исполняешь, а страдание не уходит.

ысльДня

Психологический мост 18+ (Свободная ассоциация)

03 Dec, 07:08


✍️Приглашаю практикующих коллег в пролонгированную супервизионную группу для психологов,  которые работают не в психоаналитическом направлении, но кто хотел бы расширить свое видение и инструментарий с точки зрения психоаналитического подхода.

Цель группы: бережно и не торопясь помочь себе вырастить или укрепить психотерапевтическую позицию в кругу понимающих и поддерживающих коллег.

Работаем 1 раз в 2 недели, по средам с 19:00 до 20:30

Каникулы - с 15 июля по 15 сентября.
Встречи проходят онлайн (zoom).
4-7 участников.
Стоимость 3000р (90 минут).
Оплата за каждую встречу, пропуски оплачиваются.
Протоколы для супервизии - обязательны.
Полная конфиденциальность, видеозаписи не ведутся.
С вашей стороны также необходимы уединенное рабочее место, включенная видеокамера и хорошая связь.

Присоединиться к группе можно после беседы-знакомства с ведущей группы.

Ведущая: Жанна Беликова - психолог, окончила психфак СПбГУ, член ОПП (Общество психоаналитической психотерапии ЕФПП). Опыт 15 лет.

Психологический мост 18+ (Свободная ассоциация)

03 Dec, 07:02


Здравствуйте всем!

Продолжаю разбирать интересы моих активных подписчиков. Некоторые из них про обучение, поэтому далее - деловое предложение.

‼️Внимание практикующим коллегам из других подходов, кого интересует психоаналитический взгляд, кто сам имеет личную терапию, и кто обучился или обучается в каком-то конкретном психотерапевтическом методе.

Если вам подойдёт описанное ниже, пишите пожалуйста для дальнейшего - в личку: @free_association_admin

Психологический мост 18+ (Свободная ассоциация)

30 Nov, 08:33


В НАВИГАЦИИ расписала подробнее тему "Выбор"🦎 (кто-то просил в анкете, кстати)


Картинка - 🔥

Пугает?
Манит?
Не? )

Психологический мост 18+ (Свободная ассоциация)

28 Nov, 07:01


Пока мир успешно пытается синтезировать виртуальное присутствие, мы тут как раз радуемся старому- доброму контакту в реальности!!

Совместными усилиями члены и кандидаты МПА (Международная психоаналитическая ассоциация, основанная З.Фрейдом) вместе с членами и кандидатами ОПП (Общество психоаналитической психотерапии) организовали и провели прекрасную Психоаналитическую конференцию в СПб (впервые за последние несколько лет!)

Были рады и друг другу, и удовольствию совместного психоаналитического мышления.

В общем. Один из докладов Конференции вдохновил меня снять видео (или видео-интервью со специалистами "Свободной Ассоциации")

Начать хочу с темы «Обесценивающий пациент» (Ну, это такой пациент, которому "невозможно угодить").

Я знаю,  что для многих начинающих психологов это очень актуально: научиться понимать что происходит на таких сессиях.

Но читатели нашего канала тоже уже понимают, что с психологами в частном случае разыгрывается некая общая тенденция в отношениях с другими людьми. Так что обычным людям тоже может быть интересно. Но это не точно. И поэтому, ПЕРВЫЙ ВОПРОС.

С вашей помощью хочу понять каким должен быть фокус этого диалога: говорим ли мы для спецов или для людей? ➡️ ЗДЕСЬ показать или НА ПРОФ ПЛОЩАДКЕ?

Прошу, друзья, выскажитесь (те, кому интересно такое интервью): вы обычный гражданин или человек-психолог? Спасибо!

⬇️

Психологический мост 18+ (Свободная ассоциация)

25 Nov, 20:09


Друзья, добрый вечер!

Вы представляете, что тему ВЫБОР мы разбираем с мая! 🤦‍♀️
Почти 7 месяцев!

Короче, я ж собиралась обдумать и внедрить всё (из возможного), что вы написали мне в обратной связи, помните?

Но так как я в некоторых вещах тот еще «Шелдон», то пока не закончила свои лонгриды про Выбор, не могла сосредоточиться как следует на новых подходах. А вот теперь - могу!

Теперь буду с вами обсуждаааать... Наконец-то диалоги, а не монологи. Ура.

⬇️

Психологический мост 18+ (Свободная ассоциация)

20 Nov, 07:00


Там где есть время - есть собирание опыта, накапливание. Там, где его нет - есть только периодическая экзаменовка, не подразумевающая обучение в промежутках, а только допускающая ошибочную оценку на прошлом экзамене (в ту или иную сторону).

Здоровое решение как всегда - в сочетании: прошли - остановились, прошли еще путь - остановились, проэкзаменовались.

Время - это НАКОПЛЕНИЕ изменений (то есть ПРОЦЕСС) с периодическими подведениями итогов (то есть РЕЗУЛЬТАТ).

Это как часы:
час - это и кратная единице конкретная зарубка на циферблате, но также и период, в который секундная стрелка ни секунды не стоит на месте и находится в постоянном движении.

Потому, когда я слышу, что "люди не меняются", я понимаю, что просто скорее всего имею дело с меланхоликом (ну или он там что-то свое имел в виду в духе "бабушка не станет дедушкой" и всё такое).

Ну или... каких изменений он ждет? Вася не станет Петей, а Маша - Колей (хотя даже это нынче вопрос спорный 😁)
Но разве если смотреть на изменения, как на накопленный внешний и внутренний опыт, который приводит тебя к новым решениям, переживаниям, желаниям, пониманиям и, в конечном итоге, к новым выборам и новому ощущению себя внутри.. разве тогда мы сказали бы, что человек не меняется? Кто переживал это, тот знает.

Я скажу более. Изреку 😁☝️
В каком-то смысле, только тогда человек и живет (чувствует себя живым), пока он меняется (имеет внутреннее согласие меняться). Ну как бы.. это и есть сама Жизнь - изменения (Внутренние, конечно. Так-то прически можно менять бесконечно и манекену)

Поэтому
👩‍🦰Иногда из точки А нет пути в точку Б для Алевтины в 15 лет. Но зато есть путь в точку В для Алевтины 20ти лет, транзитом через точку Г. А для Алевтины 30ти лет, из точки Г и пресловутая точка Б стала доступной. Но уже неинтересной. Возможно.

Будет ли Алевтина эти 30 лет жить с риском оказаться в неизведанной точке, или просто ожидать 30-летия, делая ставки на предсказанное в 5-15 лет будущее - её выбор.

Все. Про выбор у меня - всё! Спасибо всем за интерес и участие!


Психологический мост 18+ (Свободная ассоциация)

18 Nov, 07:02


Вот вы, возможно, думаете: почему мы говорим о каком-то «отсутствии срока давности для преступлений», о «навязчивых повторениях», о «меланхолии» и «экзаменовке», когда вопрос стоял о ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ??

Да вот потому, что вопрос стоял о лайфхаке, который позволил бы из сегодня с минимальными потерями определить свое завтра (в разрезе профессии, например).

Но сам поиск такого лайфхака часто может иметь под собой отсутствие психического восприятия времени - игнорирование этого параметра.

Да, я понимаю, что никто не отменял такие прекрасные штуки как профориентацию, склонности, и то, о чем я писала ранее: «обнаружь в себе то, чем ты и без того занимаешься, и монетизируй это».

Я просто хочу сказать, что делая эти обычные рутинные и реалистичные вещи, если сильная тревога "не ошибиться" сохраняется, то велика вероятность, что вы не мыслите категориями ИЗМЕНЕНИЙ и РОСТА, а только СИЮМИНУТНЫМИ КОНСТАТАЦИЯМИ.

То есть тут главное - это сильная тревога. Нормальная тревога - нормальна. Почему бы не озадачиться тем, чтобы понять к чему нас больше влечет и какова наша зона ближайшего развития. Но если мы боимся шаг шагнуть, чтобы не дай бог он не оказался «в неправильном направлении» - это мышление, не верящего во ВРЕМЯ как в дорогу, протаптываемую под ногами идущего, что называется. А индивида, для которого время - это просто срок, отмеренный ему для выигрыша в лотерею.

Еще раз, в самом конце, чтобы было понятно какое все это имеет отношение к ВЫБОРУ.

‼️Признание параметра времени - это признание таких штук как рост, развитие, опыт, репарация. Каждый шаг (навязчивое повторение - это топтание на месте) меняет нас. И на новом шаге, решение о следующем принимает не тот же самый человек, что был пару шагов назад, а «тот_же_плюс».

Если вы не измеряете время изменениями, то
‼️ каждый ваш шаг - не учеба, а только экзамен. А потому тревога возрастает в разы, а ответственность за «правильное решение» зашкаливает.

👍Хорошие лозунги на эту тему: «Важно не то, что ты упал, а то, сможешь ли ты встать и идти дальше» и все в таком духе.
👎Плохие лозунги на тему: «Если ты упал/ провалился/ ошибся - ты дебил/ тебе - двойка» и тп.

Наверняка вы прочитали «лозунги» и подумали, что это максимально банально. Ну, мол, и так понятно, что гнобить себя нельзя, а поддерживать - годно. Важная «деталь» тут не в гноблении или поддержке. Важное состоит в том, на какой вопрос мы себе отвечаем. Отвечаем ли мы на вопрос «КТО Я НА САМОМ ДЕЛЕ ТАКОЙ?» или на вопрос «ЧЕГО Я ТЕПЕРЬ ХОЧУ И МОГУ?».

Первый вопрос - нарциссический, связанный с самооценкой.
Второй - более зрелый, связанный с продуктивностью.

Второй возможен тогда, когда вопрос самоуважения и самоценности уже не стоит, а стоит вопрос плодов и ощущения благополучия.

Первый - постоянно проходит ЭКЗАМЕНОВКУ на предмет кто же он НА САМОМ ДЕЛЕ, словно он всех обманул и теперь живет в ожидании вскроется его ложь или нет.

Способность упасть - для него не шаг, а «вскрытие истины» о том кто он такой (падаль). «Тварь я дрожащая или право имею…».


Собственно, моя цель сейчас не научить как стоит или не стоит воспринимать время, а только обратить внимание на то, есть ли у нас в этом месте проблемы.

Ибо разрешить их волевым или интеллектуальным путем не всегда возможно, так как причины такого восприятия времени неочевидны и всегда связаны с нашей историей и бессознательным опытом.

⬇️

Психологический мост 18+ (Свободная ассоциация)

15 Nov, 07:01


🍌🍌🍌🍌Четвертый признак - постоянная ЭКЗАМЕНОВКА себя с целью определения «истины», а не целей.

Итак, еще один признак недружбы со ВРЕМЕНЕМ, который тоже можно вывести из ситуации с Валей состоит в том, что все произошедшее с нами мы НЕ ПРИБАВЛЯЕМ к нашему опыту, а ЗАМЕЩАЕМ новым опытом опыт прежний.

То есть новый опыт как бы ВЫДАВЛИВАЕТ старый, а не добавляется к нему. Отсюда постоянные качели в стиле: я - молодец/ я - 💩. Вместо: ВЧЕРА я узнал, что я - молодец, а СЕГОДНЯ я узнал, что ЕЩЁ И... немолодец 😉

Или. Сегодня я получил пятерку! - Так я НА САМОМ ДЕЛЕ крутой!!
Завтра я получил двойку… - Так вот кто я НА САМОМ ДЕЛЕ, дурачок. И так далее.

Каждая новая интерпретация себя обнуляет предыдущую. Вместо "ЕЩЁ И" - "НА САМОМ ДЕЛЕ", что означает отмену "ВЧЕРА" из-за "СЕГОДНЯ". То есть отмену ВРЕМЕНИ.

То есть живем в ощущении, что каждое наше сегодняшнее действие пишется не на следующей странице Дневника, а на первой странице нового Дневника. То есть у нас каждый день - не новая страница, а новый Дневник. Политика обнуления, так сказать.

И тогда получается, что у нас нет ИСТОРИИ (тоже время). Ничего не формируется, а только отлавливается и разоблачается неизменно существующее.

Условная Валя каждый день должна выяснять КТО ОНА ТАКАЯ.
Вернее так: кто она НА САМОМ ДЕЛЕ такая. Словно каждый новый поступок, выбор и решение, не прибавляют к ее опыту что-то еще, а просто ВСКРЫВАЮТ, РАЗОБЛАЧАЮТ то, кем она всегда и являлась.


На себе проверить это довольно легко. Если каждый раз после какого-то своего поступка, вы делаете вывод о том так вот кто вы есть НА САМОМ ДЕЛЕ, то вы - Валя. Если вы получаете знание о том, на что ЕЩЕ вы способны - время для вас идет.

ПС. Естественно, речь идёт о чувствах, а не о логике. Нынче мы все умные и "правильные ответы" знаем)

⬇️

Психологический мост 18+ (Свободная ассоциация)

14 Nov, 07:00


Историю вышеупомянутой Вали можно рассматривать ведь и как меланхолический эпизод.

Валя (в своем лице) бесконечно мучила и пытала некоего «предателя», бесконечно пожирая его зубами чудовища за то, что тот («предатель») воспользовался доверчивостью и наивностью некоего невинного ребенка.

Я не знаю подробности Валиного анализа, но что-то мне подсказывает, что без ненависти к любимому (но "предавшему" ее) объекту там не обошлось.

А ведь формула меланхолии примерно такая: «Ты не сможешь меня покинуть, если я сделаю тебя частью себя. И не сможешь избежать моей мести, так как с самим собой я могу делать что захочу».

Ну, то есть меланхолик создает внутри себя тюрьму, в которую запирает покинувшего его любимого, а дальше начинаются пытки.

Вы легко можете заметить это по (улавливаемому со временем) наслаждению, с которым меланхолик себя самобичует, словно кайфует от того, что бичует… кого-то другого (внутри себя). Чисто "по Достоевскому".

Это не умаляет страданий меланхолика ни на грамм. Но намекает на то, что есть некая выгода в этих искренних мучениях.

Эта выгода не обнуляет мук. Вы видели на примере Вали, что трудно назвать выгодным профитом поддержание жизни в любимом за счет бесконечного самопожирания. Поэтому, меланхолия - огромная боль и заслуживает огромного сочувствия.

Ведь от таких вещей нельзя избавиться волевым решением( Собственно, любой бессознательный выбор - это поиск лучшего решения. И когда я говорю «выгода», не надо это уравнивать с «умыслом». Все выгодно, что спасает нас от разрушения. Делаем, как говорится, что можем…

Итак
ВРЕМЯ - оно что? Оно предполагает, что все может начинаться, развиваться и заканчиваться. В этом его суть.

Проживание потери неизбежно, если ты жив. Но время можно КАК БЫ «заморозить» и оказаться в бесконечном «лимбе», если «поселить» любимого внутри себя. И тогда любимый, типа, не ушел.

И все бы хорошо (в этом и состоит процесс горевания: оплакать внешнюю потерю, переместив любовный счастливый опыт внутрь), да вот только меланхолик внутрь перемещает не опыт любви, а когда-то бросившего его «предателя». И, соответственно, внутри себя его не благодарит, а внутри себя его мучает.

Любящий внутренний объект развитие не останавливает, так как любовь заживляет раны и позволяет двигаться дальше.

«Предавший» внутренний объект - по определению есть раны растеребляющий. Он же БЕСКОНЕЧНО бросивший. Он не перестает быть бросившим НАВЕЧНО. Поэтому раны не рубцуются и поддерживаются в кровоточащем состоянии, пока в актуальном состоянии (внутри) держится опыт БРОШЕННОСТИ.

Иначе говоря, создается ситуация, когда ВРЕМЯ НЕ ЛЕЧИТ.

И да. Если кто-то из вас узнает состояние меланхолии в себе, но ума не приложит кого бы он мог отказываться «отпустить с миром», то в этом-то и есть важная проблема меланхолии: мы часто не можем оплакать и отпустить объект еще и потому, что НЕ ЗНАЕМ ПО КОМУ МЫ ПЛАЧЕМ.

Там, конечно, как правило, далеко ходить не надо, но ведь мы знаем, что истинное ЗНАНИЕ (пришедшее изнутри) не равно ИНФОРМАЦИЯ (пришедшая снаружи).


ПС. У Стайрона (это который «Выбор Софи») есть еще автобиографическое произведение «Зримая тьма», где он описывает то, как уже планировал суицид, и только на самой грани срастил все, что он знал о меланхолии, с простым фактом своей биографии: раннюю потерю матери. Ему в голову не приходило (естественно!) насколько он ненавидел ее потерю. («Неприемлемые» чувства мы всегда стараемся загнать в бессознательное.) В сознании была только ностальгия как что-то хорошее. Уже тогда он знал и о нагремевшей статье Фрейда «Печаль и меланхолия», и о своих потерях. Но он не соединял это. Ну, кароч, это я к тому, что в истории с мамой он причины своего недуга не искал. Однако, излечение началось тогда, когда он услышал рапсодию, которую любила слушать его мать… (Правда, я не уверена, что когда он писал эту свою «Зримую тьму», он вел к этому 😁 Он больше, как мне показалось, пытался рассказать о том, что к меланхолии надо относиться как к настоящей болезни и лечить ее под присмотром врачей ☝️)

Четвертый признак недружбы со Временем - далее
⬇️

Психологический мост 18+ (Свободная ассоциация)

13 Nov, 07:02


🍌🍌🍌Третий признак - МЕЛАНХОЛИЯ
или «когда Время не лечит»

Что такое АД? Это место, где вас в котле жарят черти? Но если это так, то волновать вас это будет пару секунд максимум. А дальше… вы умрете. Так что ужас ада не в жарке. Ужас ада - в БЕСКОНЕЧНОСТИ жарки. В состоянии уже нежизни, но еще - не смерти.

Почему среди реальных меланхоликов большой риск суицида? Потому, что они не видят свое страдание конечным. И оборвать его - видится как искренне хороший выход.

Но кто организовал эту вечность? Он же. Только он об этом не знает и поэтому страдает.

Ведь чем занят по сути меланхолик? Сохранением в живых - умершего. Сохранением в присутствии - ушедшего. Он занят остановкой времени.

Меланхолик - это тот, кто отказывается пережить утрату, так как ценный объект он сделал частью себя самого, и терять этого кого-то - терять самого себя (нарциссическая история).

Проживание горя потери - тяжко, небыстро, но конечно: оплакал, попрощался, сохранил в памяти, пошел жить жизнь дальше.

Меланхолик же бесконечно живет словно в мавзолее с незахороненным Лениным: и не закопать, и танцы не устроить (ибо вокруг гроба - не комильфо).

Вроде время для жизни идёт, но жить ты не можешь, у тебя тут... покойник

⬇️

Психологический мост 18+ (Свободная ассоциация)

11 Nov, 07:01


Вступление к вопросу о ВРЕМЕНИ было долгим, но в целом, все остальные пункты вытекают из приведенного выше примера про Валю.

Где нет времени? - В БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ.

Если мы застряли в травме (травма - это то, что субъективно чрезмерно для переработки), то мы накидываем один и тот же БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЙ травматический сценарий на все, что дает нам для этого повод.

Потом же мы снова и снова проживаем так называемый «день сурка». Формально - время идет, но для нас - время остановилось.

🍌🍌Поэтому, второй признак того, что мы не ладим со временем - то, что Фрейд называл НАВЯЗЧИВЫЕ ПОВТОРЕНИЯ.

Это время нашей НЕжизни. (Смертью это не назвать, так как формальное время движется, но и жизнью тоже - так как субъективно стрелка часов остановилась в момент внутренней катастрофы.)

Это переживание одних и тех же ситуаций, повторяющихся сценариев, отношений.

Гештальтисты скажут об этом «незавершенный гештальт». Обнаружив какую именно фигуру все время «рисует», но никак не может «дорисовать» человек, можно снова запустить ВРЕМЯ (развитие). Ведь только если он закончит свой «рисунок» - он сможет стать свободным от него.

Поэтому, если вы замечаете, что сталкиваетесь с ощущением повторяющихся ситуаций, то вы обнаружили часть, для которой время остановилось.

В качестве иллюстрации - «Безумное чаепитие» из Алисы, где часы указывали на то, что всегда «время пить чай», что бы ни происходило…

Ну и история Вали тому хороший пример. Частный случай её повторения - отсутствие "срока давности преступления", общий случай - само повторение внутренней ситуации во вне (то, о чем я сказала, что она постоянно находила себе ситуации, где должна была спасти "невинного ребенка" из клетки "чудовища", подменив его (ребенка) собой)

Третий признак недружбы со временем - далее
⬇️

Психологический мост 18+ (Свободная ассоциация)

08 Nov, 07:05


Может быть кто-то постарше помнит такой рассказ «Честное слово» Леонида Пантелеева.

Там мальчишки играли в войну, и одного мальчика по игре назначили «часовым около военного склада». Он дал честное слово, и не мог уйти с поста пока его не сменят, хотя те другие мальчишки над ним подшутили и давно разошлись по домам. Ну там потом рассказчик хотел помочь мальчику, и позвал на помощь проходившего мимо военного, так как только разрешение покинуть пост от «старшего по званию» позволяло мальчику уйти, не нарушив своего слова. Ну и резюме в духе "какой надёжный кремень-парень". И это- правда.

Однажды мы с уже взрослой Валей болтали о том, о сем, о честности и прочих понятиях, и я упомянула этот рассказ как пример нравственного образца из нашей школьной программы.

Валя тогда мне сказала: «Все думают, что мальчик такой крутой в своей честности потому, что он, типа, делает достойный выбор. Дескать, он может уйти, но не уходит. Никто не понимает, что он не уходит не потому, что выбрал так, а потому, что у него нет выбора. Он обречен по-любому. Он не может уйти. С поста уйдешь, а от себя не уйдешь. Ему проще стоять на посту ночью под дождем и надеяться, что его отпустят, чем уйти, и всю оставшуюся жизнь жить под угрозой тн трибунала. Собственного трибунала. Трибунала своей совести»

- Понимаешь,- продолжала 40-летняя девочка Валя, - ему добровольно никогда не уйти с поста по-любому. Его «честное слово» стало его тюрьмой. Он не герой. Он - заложник.

Все, кого взволновала дальнейшая судьба Вали могут утешиться.
Валя прошла свой анализ и вышла из своей клетки, где ее пожирало свое же чудовище за вину перед своей же живой и беззаботной детской частью, которую когда-то ей пришлось принести в жертву, чтобы психически сохранить себя. (Ведь во сне мы видим элементы своего внутреннего мира, зашифрованные в обход цензуры. И Валя, и девочка, и даже чудовище - это все внутренние объекты Валиной психики.)

Но Валя была ярким представителем тех, для кого время остановилось. И да, оно остановилось в 6 лет (возраст травмы, результатом переработки которой стало это сновидение).

С этого момента время перестало течь горизонтально слева-направо или справа-налево. Время встало над ней как вертикальный столб нескончаемого дождя одинаковых дней.

Дни лились на нее сверху-вниз, и куда бы она ни шла - для "вертикального времени" она оставалась неподвижной на своем посту, как мальчик из «честного слова».

Снаружи она перемещалась изо дня в день. Но внутри - проживала один и тот же день, вернее ночь.

Ночь, в которой снова и снова она совершала предательство, спасала одной половине себя жизнь за счет того, что скармливала чудовищу другую половину себя. И чудовище бесконечно пожирало ее. Вот вам и «Выбор Софи»…

Но главное, для чего я рассказала вам историю Вали и мальчика из рассказа «Честное слово» - показать, как для них обоих полностью отсутствовало понятие «срок давности».

Для них не существовало понятий о деяниях (реальных или воображаемых), у которых есть начало, длительность и конец. Не было срока давности и для последствий их деяний, у которых тоже могли бы быть начало, длительность и конец. Их не было. Ибо не было для их психики (как минимум, для части их психики) такого понятия как время (читай ПЕРЕМЕНЫ, РОСТ, РАЗВИТИЕ, ВОССТАНОВЛЕНИЕ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА).

Вот это вот все: «Единожды солгавши, кто тебе поверит?», «Бывших алкоголиков не бывает. Бывают только алкоголики в ремиссии.» и тд. Совершивший преступление, даже отбывший срок и осуществивший репарации - навсегда преступник, верно?

Эх... Нам бы такие несгораемые опоры иметь, когда речь идёт о наших хороших поступках... Ан, нет) Но сейчас не об этом.

Итак
Один их признаков того, что у нас нелады с параметром «время» -
ОТСУТСТВИЕ СРОКА ДАВНОСТИ для всех наших «преступлений».

Продложение следует
⬇️

Психологический мост 18+ (Свободная ассоциация)

08 Nov, 07:00


Когда Вале было 6 лет, ей приснился страшный сон.

Во сне она сидела в клетке, где за ней должно было прийти чудовище и съесть ее. И несмотря на то, что дверь клетки была открыта, Валя понимала, что сбежать невозможно - чудовище ее все равно будет искать всю жизнь и, конечно, рано или поздно найдет. Но вдруг мимо Вали проходит девочка, которая очень на нее похожа. И Валя поняла, что если она выдаст эту девочку за себя, то чудище сожрет девочку, думая, что это Валя, и искать ее никогда больше не будет.
Валя просит эту девочку подменить её на минутку, и та соглашается. Но спустя минутку Валя не возвращается, а возвращается тогда, когда клетка уже опустела, а значит все самое страшное уже произошло. Валя получает свободу и... просыпается.

Вот такой вот сон. С хорошим концом, кажется. Однако, то, что казалось свободой во сне, в реальности обернулось бесконечной клеткой, в которой ее бесконечно жрало и жрало чудовище.

А чудовищем было огромное и невыносимое чувство - сгусток вины, стыда и страха. И срок, отмеренный вариться в этом адовом котле - бесконечность.

Чудовище преследовало ее повсюду. Казалось бы, она могла бы проснуться и обрадоваться, что это всего лишь сон. Разве первый раз ей снится плохой сон? - Нет, конечно: она просыпалась и испытывала облегчение, что реальность иная и все хорошо. Но не в этот раз.

Обычно, "плохой сон" означал сновидение, в котором она - жертва. В этом же сне она не стала жертвой, но стала преступницей.

Проснувшись, она так и не проснулась. Сон не смог оказаться в прошлом, так как даже понимая, что ничего подобного в реальности Валя не сделала, она помнила, что во сне всё было так реалистично и так страшно, что у Вали не было сомнений, что так она узнала о своей тайной подлой натуре.

То, что она выбрала сделать во сне, сказало ей не о том, что она СДЕЛАЛА, а о том, КТО ОНА ТАКАЯ ЕСТЬ.

На какое преступление она способна. Подставить вместо себя другого человека!

Всю последующую жизнь Валя посвятила искуплению своей вины. Ну как посвятила… Она снова и снова толкала себя в ситуации, которые требовали на этот раз принести в жертву уже себя, ради спасения другого. Жила в постоянном страхе пропустить, не заметить трагедию заложника, которого никто не спасет. И снова, и снова "спасала".

Но вина не искупалась, возвращалась снова и снова как "платочек Фриды". Потому, что искупиться она могла только возвращением в клетку к чудовищу: жизнь за жизнь.

У Вали всегда было много друзей, ее многие любили и ценили. Валя была честной и надежной. Никто не мог бы представить, что внутри о себе она думает только одно: «Я подлая трусиха. Они просто не знают меня. Просто ситуация критическая не сложилась. Если бы сложилась - я знаю, что спасала бы свою шкуру любой ценой»
⬇️

Психологический мост 18+ (Свободная ассоциация)

25 Oct, 07:05


Итак, ВРЕМЯ

Кто мы такие ЕСТЬ сейчас и ЕСТЬ в потенциале, обращает нас к вопросу о таком параметре как ВРЕМЯ

И, как выясняется, с этим параметром реальности многие из нас совсем не дружат. Поэтому нас так пугают возможные «ошибки» 

Потому, что очень часто бессознательно мы мыслим ВРЕМЯ как бесконечное РАССТОЯНИЕ, отмеряемое количеством оборотов часовой стрелки.

А ведь время измеряется ИЗМЕНЕНИЯМИ.

Попробую пояснить

Вернемся, например, к Косте из примера выше.

Дело в том, что мы не можем до сих пор сказать: "Костя выбрал правильную профессию". Ибо… какой Костя??

Костя, который заменил своей матери мужа и мать?
Костя, который влюбился?
Костя, который сделал выбор в пользу отношений с женщиной, проведя между собой и мамой границу?
Костя, который пошел на психотерапию?
Костя, которому (в процессе психотерапии) оказалось по силам перенести чувство вины?

Какой именно Костя захотел работать психологом?
Это все разные Кости. Разные Кати, Пети и Васи.

Ибо ВРЕМЯ - это не длящаяся, и в какой-то момент обрывающаяся, бесконечность (лимб).
По-настоящему ВРЕМЯ течет лишь для тех, кто меняется.

Для тех, у кого вообще в принципе внутри психически существует параметр времени.

Думаете, что это само собой разумеется? - Вообщеееее нет.

‼️ Тот из нас, кто планирует из точки А увидеть точку Б конца своей жизни для того, чтобы не ошибиться со ставкой, тот сравним с 5-летним ребенком, который планирует выйти замуж за папу или жениться на маме.

Словно мы не изменимся и ничего из опыта нашей жизни на нас не повлияет.

Так-то норм план.
Но ВРЕМЯ его поправит.
Но не у всех, правда. Кто-то продолжит свое существование в "лимбе": «вечно молодой, вечно пьяный».

Дальше расскажу что я имею в виду под "психическим параметром времени" и как обнаружить, если у нас с этим проблемы)

Продолжение следует
⬇️

Психологический мост 18+ (Свободная ассоциация)

25 Oct, 07:00


Приведенные мной иллюстрации - компиляции разных историй коллег, друзей и знакомых.

Да, как-то много среди них оказалось программистов и психологов, потому я их и описала)) Но вы же понимаете, что все что угодно может привести почти в любую профессию.

Я специально внутри одной профессии привела по 2 разных примера, чтобы показать, что единой интерпретации для причин выбора какой-то конкретной профессии не существует.

Чтобы не прогадать с инвестированием - всегда инвестируйте в себя, в то, кто мы такие ЕСТЬ, чтобы стать тем, кем мы МОЖЕМ СТАТЬ.

Как вам такой взгляд?
Тот, кем мы можем стать - это тот, кто я ЕСТЬ - в потенциале. Но как найти способ воплощения себя потенциального? У каждого из нас не одна потенция.

Ну, прежде всего, исходя из «ЗОНЫ БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ». Это и есть принцип «свари самый лучший суп из того, что есть прямо сейчас». Но «ЗОНА» - это как будто про пространство. На самом деле - про «ПРОСТРАНСТВО-ВРЕМЯ»

⬇️

Психологический мост 18+ (Свободная ассоциация)

23 Oct, 07:02


👨‍🦱Костя все свое детство заботился о матери, которая развелась с его отцом.

Он считал, что должен позаботиться о ней, так как отец о ней не позаботился. Мать же была рада стараться показать ему насколько он прекрасен в этой роли - не то, что его отец.

Костя идентифицировался с матерью, исполняя для нее то, что делает хорошая мать для своего младенца-ребенка.

В итоге одичал, терялся в общении с женщинами. Но хорошо освоил материнскую функцию.

Многие назовут это «настоящий мужчина», подразумевая конечно, главным образом, надёжность под этим.

Однако, часто под этой мечтой о "настоящем мужчине" бессознательно скрывается на самом деле образ "идеальной матери".

Как в известном мультике «Маша и медведь» (терпеть его не могу). Ведь медведь там - не мужчина, медведь там - материнский объект, в обличьи укрощенного зверя. Так сказать "мама, которая получается из кастрированного папы".

И вот, значит, Костя исполняет эту роль. Но вот у него случается влюбленность.
Впервые так сильно его сильно влечёт к женщине.

И Костя становится для матери таким же «предателем», как когда-то стал отец, который ее оставил.

Костю мучает огромное чувство вины. Конфликт между желаниями обнаруженного в себе мужчины и взрощенной в себе "матери для своей матери", требовал разрешения.

Так Костя оказался сначала в терапии, а потом и сам в кресле психолога.

Собственный анализ помог ему сепарироваться, сыграв для него роль символического отца.

Для тех, кто мог счесть, что сепарироваться - равно "послать подальше мать", спешу сообщить, что нет, Костя так не сделал.

Сепарация как раз позволяет без страха поглощения БЫТЬ РЯДОМ. Просто мать заняла свое место в психике Кости, любимая женщина - своё.

Почему? Потому, что у Кости так же занял свое место и внутренний отец, которого он восстановил в себе.

Костя прекрасный специалист, пришедший в профессию из какого-то своего дефицита, да. Но мы часто приходим куда-то из дефицита.

Вопрос в том, с чего бы считать этот путь неверным, если он привёл к тому, чтобы со временем работать в той же профессии, но, например, на новых основаниях? Не из дефицита, а "от щедрот своих"?

Планировал ли он так? Мог ли он это предположить из так называемой пресловутой «точки А»?

Нет конечно. И, опять же, это было бы невозможно (как и во всех предыдущих иллюстрациях) по одной наиважнейшей причине!!

О ней - далее
⬇️

Психологический мост 18+ (Свободная ассоциация)

19 Oct, 07:05


Жила-была одна девочка…

👩‍🦰Катя еще со школы объединяла вокруг себя всех незамеченных и … замечала их.

Наблюдала, а потом рассказывала им как видит их мельчайшие хорошие аспекты. Девочка обладала такой чувствительностью к окружающим так как видела в них незамеченную себя.

Сначала она делала это безо всякой очевидной выгоды, а потом оказалось, что другие дети тянутся к ней, и это делало видимой ее саму.

Когда она выросла, она понятия не имела кем ей быть. Можно было бы сказать, что в семье ей давали полную свободу. Но можно и иначе: ее не замечали.

Поэтому знала она о себе мало и пошла учиться в технический ВУЗ, который был просто рядом с домом. Ну и потому еще, что она училась в физмат классе и верила, что она технарь.

Потом она долго работала по своей технической специальности, и довольно успешно, хотя ей было тоскливо работать в сфере, где качество ее работы выражалось в том, чтобы на производстве не было проблем. Ее труд мог быть оценен ровно настолько, насколько отсутствовали ее технические ошибки. Она ничего не создавала, кроме «покоя окружающих».

Поэтому в работе у нее были только две позиции: или она - проблема (если сделала ошибку), или ее вовсе нет.

«О, что-то мне это напоминает», - подумала однажды Катя. Ну да. Не создавать проблем, не оставлять следов своего присутствия - цель ее работы, как и способ ее существования в родительской семье в детстве.

Ей же хотелось что-то производить, привносить, а не только не портить (как она ощущала свою работу).

Поэтому однажды она снова задалась вопросом кем же ей быть. Предстояло увидеть полезные аспекты уже самой себя, а не других "незамеченных".

И на этот раз она задала себе ПРАВИЛЬНЫЙ вопрос.

Она спросила себя не о том что ей делать ДАЛЬШЕ, а о том, что она делает ВСЕГДА, УЖЕ, вне зависимости от заработка денег.

Ответ был таким: разглядывает людей, делая их видимыми.

А где это обращено в профессию? Да психология ж! Не монетизировать ли мне именно эту свою деятельность? - подумала Катя.

Так Катя оставила свою первую профессию и пошла приобретать вторую.

После 30ти, кстати.

Продолжение следует
⬇️

Психологический мост 18+ (Свободная ассоциация)

19 Oct, 07:00


Или возьмем тех же психологов

О разнообразии их путей в профессию я, пожалуй, знаю больше, чем о других. И не только потому, что это и мой путь, а потому, что окружение соответствующее. Все приходят из какой-то фрустрации. Ну так это - в любую профессию.

По большому счету, все мы в профессии или компенсируем что-то или творчески создаем что-то. Чаще - делаем и то, и другое.

Например
⬇️

Психологический мост 18+ (Свободная ассоциация)

18 Oct, 07:02


Жил-был один мальчик… - 2

Другой программист скажет, что его влечет в профессии: желание создавать свои цифровые миры

Плохо ли то, что кого-то манят цифры, алгоритмы, пиршество интеллекта и красивые решения? Конечно нет! Спасибо любителям порядка за то, что они несут в этот мир.

А то, что именно этот результат снижает тревогу и дает возможность творчества в защищенной от бурных страстей среде - это может послужить отличной сублимации.

👨‍🦰Петя всегда хотел творить. Соединять нули и единицы так, чтобы они рождали миры, где он был бы Богом. Творчество в чистом виде, лишенное больших рисков потерь и ошибок. Создал что-то, что не понравилось - переделал.
И так далее.

Да разве такие задачи решаются только в программировании? Конечно нет.

Актеры, художники, поэты, музыканты, писатели… Как бы откровенно творческие профессии, но разве программист не может воплощать в себе художника, сотворяя свой продукт, свои решения?

Я к чему? Как мы можем знать в чем нам жизнь и обстоятельства предложат выразить и осуществить себя?
Себя и свои творческие задачи, во-первых, а во-вторых - да, решать свои проблемы.

Итак, Петя ведь всегда хотел творить.
Эмоционально он был похож на свою мать. А его мыть была творческой личностью в привычном смысле - художница.  Отец же был работягой дальнобойщиком.

Экзальтированная, страстная мать соблазняла сына богемой и презрением к жизни «приземленного» отца. Но эмоциональная близость с матерью пугала Петю. Отсутствующий, и физически, и эмоционально, отец, не создавал должной дистанции между Петей и его матерью, а потому бессознательный страх нарушения границ преследовал Петю.

Пространство, где могли совместиться свобода и границы, Петя нашел в IT-сфере. Как ни странно, но именно там он мог реализовать свою страсть к творчеству без страха опасной близости к страстям плотским, которые в его бессознательном символизировали его мать. Теперь же он может творить, не «натворив дел».

Или возьмем тех же психологов
(Продолжение следует) ⬇️

Психологический мост 18+ (Свободная ассоциация)

17 Oct, 07:03


Рубрика «Жил-был один мальчик…»

🧔Вася всегда тяготился бытовой рутиной. Ему было крайне невыносимо решать каждую жизненную задачу креативно, так сказать "ориентируясь по ситуации". Вместо этого он искал «формулу всего».

Жил по принципу того мультика, где "лучше день потерять, чтобы за час долететь"

Должен же быть такой «правильный» вариант, универсальный алгоритм, при воплощении которого результат однозначен и не требует никакого там индивидуального подхода.

Вася всегда, еще со школы, интересовался разными типизациями личности. Первое, что он делал, если кто-то высказывал свое мнение о вещах - проверял эти гипотезы на годность, экстраполируя на все вокруг, доводя их проверку до абсурда. Делал так до тех пор, пока гипотезы не разрушались.

Вася искал однозначное и неразрушимое. Слово «мера» его пугало тем, что означало необходимость маневрировать и экспериментировать, самостоятельно нащупывая границу.

Что это значит: "искать свою меру"? Как ее искать? - Дайте алгоритм!

Глубоко внутри он боялся свободы, которая непременно столкнула бы его со своими собственными желаниями, которые его пугали.

В детстве ему пришлось испугаться своих желаний и своей свободы… Вошел, так сказать, с ноги «не в ту дверь» и с тех пор ожидает напороться на повторение в любой момент. (При этом, забыв, конечно, о напугавшем его исходнике)

Потому и проверяет любое утверждение на «истинность», дабы не выражать себя "не оптимально" (спонтанно), и потом не нести за это непосильную ответственность.

Вы думаете, что программисты - это сухие люди, которые не имеют страстей? А вот и нет. Их страсти могут быть так велики, что они просто боятся не справиться с ними.

«Алгоритм», «норма», «правила», «оптимальное решение»… Это все то, за чем можно спрятать себя. Не быть «выпуклым». Ибо все, что выпукло - может быть кастрировано.

Так бессознательная фантазия о создании безупречного алгоритма, который защитит от угрозы покушения на личную «выпуклость», который маскирует любые конкретные желания и проявления, интеллектуализируя и схлопывая все выборы просто до «здравого смысла», "соответствия правилам" и тд, получает свое воплощение в выборе профессии: ничего личного, всего лишь объективно оптимальные решения.

Это был «например», не более того.
Продолжение следует ⬇️

Психологический мост 18+ (Свободная ассоциация)

17 Oct, 07:02


На выбор профессии можно посмотреть как на ВОПЛОЩЕНИЕ СВОИХ БЕССОЗНАТЕЛЬНЫХ ФАНТАЗИЙ.

В одной и той же деятельности мы можем видеть воплощение очень разных желаний. Неосознанных.

Например, известные всем программисты, с легкой руки «диких психологов» обозванные в лучшем случае социофобами.

Что они могут искать в этом? Что именно их больше всего возбуждает в этой профессии? Отсутствие контактов с людьми? - Да вообще не факт. Это следствие, а не причина.

Например, кто-то из программистов скажет, что его привлекает оптимизация процессов 🤓
Как, например, Васю
⬇️

Психологический мост 18+ (Свободная ассоциация)

10 Oct, 07:00


Хочешь почувствовать себя всемогущим и эпичным? - Разрушай!

Ибо в процессе созидания эпичности мало, и всемогущества тоже. В созидании - в основном маленькие шаги в направлении неопределенности, и постоянная необходимость держать связь с реальностью, которая влияет на наши шаги.

Созидание основано на росте и развитии, а это всегда длящиеся процессы, а не просто одиночный акт. Поэтому созидать - не может быть быстро, легко и гарантировано.

Можно купить абонемент в спортзал (совершить акт), но нельзя купить силу и выносливость (их можно только постепенно вырастить).

Поэтому проявление такой силы - достояние взрослых.
Разрушать* же может кто угодно, даже ребенок (что он и делает, когда хочет почувствовать себя сильным задешево). Разрушать - много ума не надо.

Самая большая бессознательная зависть Ребенка к Взрослому - это зависть к его способности созидать (взрослые создали самого ребёнка).

Когда мне говорят, что созидать непросто, всегда хочется ответить: «Естественно! Было б это легко - все б так делали! 😁 И в чем бы тогда измерялась взрослость?» Что ребёнку тяжело - взрослому по силам.

Так что чаще всего мы разрушаем не оттого, что мы злобные негодяи. А оттого, что просто не смогли созидать, а силу-то ощутить все равно же хочется.
__
* Не
путать с созидательным разрушением!

___
‼️Поэтому. Увидела,  что кое-кто делает регулярный контент, а ты не можешь? - Напомни себе,  что у нее дурацкая челка, и что она "тся" с "ться" путает. Всё. Суть разрушена "опущенной" формой. Ты - на высоте! 🏆

#МысльДня

Психологический мост 18+ (Свободная ассоциация)

10 Oct, 06:58


Друзья, спасибо за ваш юмор и, особенно, за бананы 🍌😁

Вернула больше адекватных реакций 👌
Ну почти )) Гуся оставила🪿

Психологический мост 18+ (Свободная ассоциация)

03 Oct, 07:01


Если не найдётся подходящей реакции, то просто ставьте звезду⭐️😁!
Или пишите комментарий)

Психологический мост 18+ (Свободная ассоциация)

03 Oct, 07:00


Лайфхак для квантового скачка во взрослость

Маленький ребенок верит в то, что существует лайфхак, который знают взрослые, но не знает ребенок. И что если этот лайфхак выкрасть или выпросить у взрослых, то он и сам станет взрослым.

Но повзрослел ли ребенок, который проник в спальню к родителям и увидел то, что доступно только взрослым за закрытыми дверями?
...

Примерно так же некоторые пациенты жаждут от психотерапевта не пространства для психического роста и не совместности, а лайфхака для прыжка в зрелость.

Они хотят увидеть "сношения" мыслей в голове психотерапевта, и полагают, что через это сделают «квантовый скачок» туда, куда возможно только вырасти своим чередом.

___
‼️Поэтому. Большое горе испытывают те, кто понимает, что для того, чтобы расти, надо будет вернуться в ту точку, где рост остановился, и двигаться - оттуда. Ведь «у нас нет на это времени!». Однако, наступает и заметное облегчение для тех из нас, кто понимает, что у нас еще и нет выбора (если мы собрались расти).

Пс. Ну, ещё утешением может стать то, что никто не просит ставить жизнь на паузу - это раз. А два - время в анализе течёт быстрее, чем в реальности за счёт сгущенного и специально организованного нового опыта.

#МысльДня

Психологический мост 18+ (Свободная ассоциация)

30 Sep, 07:00


Рубрика «по понятиям» 🤘

БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Иногда под безответственностью на самом деле понимают обвинение Другого в том, что общество потеряло над ним контроль и управление. Обвинение в том, что Другой нарушил какую-то границу, правило, порядок, обещание и тд.

Это искажение. Нарушить границу можно И ответственно, И безответственно.

Это как разница между тем, чтобы не уважать родителя, отрицать его право на установление границ и тем, чтобы иметь уважение к границам и к родителю, но быть способным выходить за установленные пределы, если того требует собственное решение.

То есть нарушать, раз уж на то пошло, но со способностью держать за это ответ (перед своим внутренним родителем, прежде всего).

Один и тот же поступок, но с уважением или без уважения к границам (с признанием, или нет, факта нарушения и доли своего авторства в наступивших последствиях) - вот то, чем отличается ответственный поступок от безответственного. А не самим фактом нарушения.

__
‼️Поэтому. Перестраиваешься около самого перекрестка в крайний левый для поворота? - Ответственно все маты молча собрала и аварийкой все равно спасибо сказала. В знак уважения ибо☝️

#МысльДня
#ПоПонятиям

Психологический мост 18+ (Свободная ассоциация)

29 Sep, 07:04


О, смотрите что я нашла в архивах! 🤩

Это апрель 2022 года. Моя последняя дорога на ОЧНУЮ (!)🥲 супервизию! А после этого многие из нас разъехались кто куда.
С тех пор всё что было - было только онлайн.

Не знаю как вы, а я залипаю на видео дороги!

Психологический мост 18+ (Свободная ассоциация)

25 Sep, 14:00


Как легко внутренне соскользнуть от Милосердия к Самоотверженности и не заметить принципиальной разницы - разницы между любовью (к себе или другому) и отвержением (себя).

По форме одно и то же может быть таким разным по духу. Начав "за здравие", кончить "за упокой".


#МысльДня

Психологический мост 18+ (Свободная ассоциация)

21 Sep, 07:00


Быть Героем - не обязательно про подвиг.
Что если быть Героем - это быть главным героем произведения, написанного о собственной жизни?

Подвиги можно совершать и будучи второстепенным героем чужих историй. А ты поди-создай собственное произведение о себе... Возможно, это и есть самый большой и трудный подвиг.


#МысльДня

Психологический мост 18+ (Свободная ассоциация)

20 Sep, 16:01


В этой ⬆️ сценке из видео герой врет Другому, а герой вопроса подписчицы - видимо, самому себе.

И я уже сказала, что причина может быть какая угодно из перечисленных выше, но давайте рассмотрим например вот такой первертненький вариант…

Что если у героя есть опасения, что некая инстанция внутри него не должна знать о его истинных намерениях. А инстанция «видит его насквозь».

Кстати, имейте ввиду, что когда вы опасаетесь кого-то, кто якобы видит вас насквозь, вы имеете дело просто с внутренним объектом, спроецированным на кого-то. Ибо «видит он вас насквозь» только потому, что это - вы сами.

Поэтому, что если герой чувствует себя под преследованием некоего «всевидящего ока», которое надо обмануть? Но как его обмануть, если оно «всевидящее»!?
Вот вам «лайфхак», который знает каждый перверт))) И, конечно, я)))

Единственная уловка, чтобы быть честным и прозрачным, когда надо соврать - это обмануть самого себя.

Уверовать в то, что я действительно ХОЧУ того, что НАДО (преследующей инстанции, банде, совести и тп внутренним объектам). А вот только «туловище», «обстоятельства» и тп. диктуют свое.

И что если это на самом деле - трагедия, а не комедия?
Ибо это, например, ровно то, что называется «идентификация с агрессором» (ну или «Стокгольмский синдром»). Когда чтобы выжить и не чувствовать себя жертвой, надо начать сочувствовать агрессору, идентифицировавшись с ним и его желаниями.

Вот ведь. И такое бывает…


❤️Хорошей всем вечерней пятницы!

А завтра с утра встречайте очередное «Мудрое изречение» 😁😁Оно как раз по смыслу предваряет следующую тему про ВЫБОР ПРОФЕССИИ
⬇️

Психологический мост 18+ (Свободная ассоциация)

19 Sep, 14:56


Жаль, что нет конкретного примера в вопросе. Но может из-за некоторой усталости от серьезных тем, в голову приходит вот эта сценка из «Соломенной шляпки» 😁

Продолжение следует ⬇️

1,364

subscribers

110

photos

15

videos