Open Space @openspace121 Channel on Telegram

Open Space

@openspace121


Канал Ивана Косенкова (ex. Skolkovo Space). Здесь вы найдёте:
-новости космонавтики
-свежую аналитику по космическим рынкам
-размышления о покорении "последнего рубежа"

Чтобы связаться пишите в ЛС: @xg121

Open Space (Russian)

Добро пожаловать на канал "Open Space" в Telegram! Этот канал принадлежит Ивану Косенкову (бывший Skolkovo Space) и посвящен всему, что касается космоса. Здесь вы найдете самые свежие новости из мира космонавтики, аналитику по космическим рынкам, а также размышления о покорении "последнего рубежа". Если вы увлечены вселенной и хотите быть в курсе всех событий, то этот канал именно для вас! Присоединяйтесь к нам, чтобы расширить свои знания и обогатить свой опыт в области космоса. Для связи и вопросов обращайтесь по указанному контакту: @xg121

Open Space

07 Feb, 18:39


И конечно, некоторые коллеги пишут, что европейский космос ничего из себя не представляет (по разным причинам, включая радужные флаги в центре Берлина) и что жизнь людей, подобных мне, лишена смысла и полна фрустрации от осознания прогрессивного пути России как великой космической державы.

Ну что же, с такими вещами не спорят, может быть кому-то лучше видно с расстояния 😉
Но я вижу немного другое.

Open Space

07 Feb, 18:32


Я - двенадцатый человек, нанятый компанией.

Сейчас, спустя всего два с половиной года нас уже более 60.

Я думаю что это только начало и дальше будет интереснее.

Open Space

07 Feb, 17:01


Картинка для понимания размерности аппарата.

Open Space

07 Feb, 17:00


Аппарат установлен на РН Falcon 9, миссия Transporter 12, запущенная 14 января 2025.

Open Space

07 Feb, 16:56


Перед запуском к космическому аппарату прикрепили табличку с именами всех причастных к его созданию.

Так приятно ощущать себя частью этого. И это - самое сильное приближение к космосу, которое у меня было на текущий момент: аппарат с моим именем на борту обращается вокруг Земли.

Open Space

07 Feb, 16:50


А ещё хотелось бы всё же поделиться видео о создании и запуске первого космического аппарата компанией, в которой я сейчас работаю.
Мне кажется, что это очень круто - спроектировать с нуля, построить, испытать кастомный спутник 100+ кг класса за 15 месяцев.
Сейчас аппарат на орбите и работает.

https://youtu.be/9POvaIXhDG0?si=Q-7ncRrQjg-ddsNQ

Open Space

07 Feb, 16:33


Изнутри про ОКБ5 и не только можно почитать вот в этом канале. Володя шарит.
https://t.me/Kesslersyndrome

Open Space

07 Feb, 16:30


Про "Гонец" и ОКБ5 писали здесь
https://nauka.tass.ru/nauka/20378381

Open Space

07 Feb, 16:29


Наткнулся в Линкедине на очень интересный апдейт от новосибирских ребят ОКБ5. Помимо самого содержания новостей от одного из моих любимых российских космических стартапов, мне интересно, что все материалы – на английском.

Из этого можно сделать только один вывод – что компания, которая является одним из немногих частных производителей спутников в России, активно старается работать с международным рынком. Вероятно в нынешних условиях это африканский, азиатский и южноамериканские рынки.

Что ещё интересно – ранее ОКБ5 упоминалось в новостях в связи с развёртыванием дополнительных аппаратов для «Гонца» и в новости на английском говорится про два аппарата «Клеон». Интересно как это связано?

Также интересно, как отразится назначение бывшего руководителя «Гонца» на пост главы Роскосмоса на перспективах ОКБ5?

https://www.linkedin.com/pulse/from-vision-orbit-2025-space-opportunities-await-okb5-7lbwc/?trackingId=6u52IQVtc8K3UBxteGPa4w%3D%3D

Open Space

07 Feb, 12:41


Путин назначил новым главой Роскосмоса аудитора

Владимир Путин в четверг утром уволил гендиректора Роскосмоса Юрия Борисова. На его место назначен замминистра транспорта Дмитрий Баканов. В 2010-х годах он уже руководил госкомпанией — спутниковой системой «Гонец», где разбирался в многомиллионных нарушениях предыдущего руководства. Именно он инициировал уголовное дело против своего предшественника.

Детали. Свою карьеру 39-летний уроженец города Ленинск (с 1995 года — Байконур) и выпускник Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов начал в коммерческом секторе. С середине 2000-х он работал сначала аналитиком и операционистом, а потом аудитором в нескольких банках. В 2008-м Баканов получил первую менеджерскую позицию, став начальником отдела аудита корпоративных рисков IT-компании «Ситроникс».

▪️Именно аудитом Баканов занялся, когда его в 2011 году назначили сначала президентом, а затем и гендиректором государственной спутниковой системы «Гонец» — единого оператора по системам связи, вещания и ретрансляции Роскосмоса. «После того как я возглавил компанию, в 2011 году, возникла необходимость разобраться, что происходит. Для этого я провел внутренний аудит. Компания, по сути, была в предбанкротном состоянии — любой кредитор мог инициировать процедуру банкротства», — говорил он позднее в интервью газете «Известия».

▪️В 2013 году Баканов отправил в Роскосмос итоги своей проверки. Они легли в основу уголовного дела о злоупотреблении полномочиями, заведенного против его предшественника на посту гендиректора Александра Галькевича. Как писали тогда «Коммерсант» и «Известия», следствие выяснило, что Галькевич устраивал на работу в компанию фиктивных сотрудников, начисляя каждому из них заработную плату. Галькевича также подозревали в нецелевом использовании бюджетных средств и в искусственном завышении цен на закупаемую микроэлектронику для спутников.

▪️Еще один эпизод, которым заинтересовалось следствие, был связан с размещением Галькевичем бюджетных денег на депозитном счете в Межтопэнергобанке. Заместителем председателя правления этого банка был сын бывшего главы Роскосмоса Анатолия Перминова Игорь. По информации «Новой газеты» и «Известий», Галькевич состоял в дружеских отношениях с Перминовым-старшим, и благодаря этому «Гонец» получил крупные госконтракты.

▪️В ходе обысков у Галькевича обнаружилось пять объектов недвижимости в Подмосковье, а также 12 элитных автомашин, писали «Известия».

▪️В декабре 2013 года дело было прекращено по амнистии, свидетельствуют утечки, проанализированные «Агентством». Сам Галькевич отвечать на вопросы «Агентства» в четверг утром отказался.

▪️К 2018 году 29% «Гонца» приобрели компании, которые «Коммерсант» связал с Ротенбергами. Еще 20% получила «Бизнес-сфера», входящая в группу компаний Coalco. Ее совладельцем является президент Федерации дзюдо России Василий Анисимов, которого Аркадий Ротенберг называл «своим другом». Представители Ротенбергов связь с «Гонцом» отрицали.

▪️В 2019 году Баканов перешел в Минтранс на пост главы только что созданного департамента цифровой трансформации. С 2021 по 2022 годы руководил структурой «Почты России» — «Почтовой логистической компанией». В 2022-м был назначен замминистра транспорта.

Контекст. По информации РБК, отставка Борисова связана с возросшими расходами на проект Национального космического центра в Москве, который строится на территории ГКНПЦ имени Хруничева.

▪️Одним из самых заметных провалов российской космической отрасли при Борисове стало крушение космического аппарата «Луна-25», на который было ушло не менее 12,6 млрд рублей, писало «Агентство». Запуск межпланетной станции был первой в истории современной России лунной миссией. Предполагалось, что «Луна-25» совершит мягкую посадку на Луну, а затем проведет исследования в южной приполярной области спутника и разведку ресурсов. Вместо этого аппарат разбился о лунную поверхность.

Подпишитесь на «Агентство»

Open Space

07 Feb, 12:41


Меня просят прокомментировать что я думаю о новом главе Роскосмоса.
Могу сказать, что ничего не думаю, потому что не знаю. Любые оценки мне кажутся сейчас очень странными - и позитивные, и негативные.

Если гадать на кофейной гуще, у меня ощущение, что чувак будет пытаться сфокусироваться на прикладной космонавтике - связи, спутниковой съёмке и использовании результатов космической деятельности. Это логично, исходя из ранее занимаемых должностей.

Также у меня ощущение что там будет больший фокус на взаимодействие с частными космическими компаниями, типа Бюро 1440 и СПУТНИКС (который сейчас часть Ситроникса).

Но на самом деле для меня всё это в довольно ограниченной степени релевантно.

Open Space

31 Jan, 10:41


Я вот только не вижу где про 5G написано. Хотя это логично на самом деле - какие ещё сейчас есть?🤔

Open Space

31 Jan, 10:41


SpaceX начнет бета-тестирование спутников Starlink Direct-to-Cell (DTC)

Спутники DTC позволят подавать сигнал спутникового интернета напрямую на смартфон, без промежуточных наземных станций на стороне пользователя. Детали работы системы пока не разглашаются, но предварительно приём будет работать на смартфонах, поддерживающих определенный диапазон 5G.

Тестовый период продлится с 27.01 по 27.07.2025 г. в разных частях мира с разными операторами-партнёрами Starlink. Такие операторы-партнёры есть в США, Канаде, Австралии, Н. Зеландии, Японии, Швейцарии, Чили и Перу.

#news #космос

https://www.nasaspaceflight.com/2025/01/direct-to-cell-beta/

Open Space

28 Jan, 09:36


График количества заказов спутников для ГСО весьма показательный.

Конечно, рынок спутников на ГСО очень цикличный, связанный с длительными сроками активного существования - 15 лет стандарт в индустрии, так что рост количества заказов в ближайшие годы вполне возможен.

И конечно, ГСО решения не исчезнут совсем, но абсолютно точно, что традиционные подходы уступят место новым, гибридным.

И вряд ли ГСО рынок будет ожидать какой-то динамичный рост.

Open Space

28 Jan, 09:32


Ещё один видимый тренд, связанный с развитием мегагруппировок - изменение рынка спутниковой связи с использованием аппаратов на геостационарной орбите.

Коллеги предсказывают, что ГСО решения скорее всего станут частью многоорбитальных решений, включающих аппараты на MEO и LEO. Это видно по тому, как исторические игроки развивают многоорбитальные возможности, например, O3B от SES или слияние Eutelsat с OneWeb.

https://www.analysysmason.com/research/content/articles/geo-pivot-perish-nsi121-nsi141/

Open Space

25 Jan, 10:29


Тренды развития космической отрасли от инженеров БЮРО 1440

Завтра, 25 января в 15:00 в рамках паблик-тока «Это просто космос: лазерные технологии, экология орбиты Земли и другие тренды 2025 года» в Музее криптографии выступят с лекциями действующие сотрудники БЮРО 1440 и эксперты космической индустрии.

🛰 C какими вызовами сталкивается космическая отрасль сегодня и какие из них планирует решить в этом году? Правда ли, что мусор в космосе так никто и не убирает? Как устроена спутниковая связь и при чем тут лазерные технологии? – вас ждут ответы на эти и другие вопросы о развитии современной космонавтики.

Спикеры:
Антон Громов - системный инженер БЮРО 1440
Яна Харлан - директор департамента «Двигательные установки» БЮРО 1440
Ксения Лазаренко - директор департамента «Лазерная связь» БЮРО 1440

После лекций участники смогут принять участие в космическом квизе, получить уникальные призы и посетить выставку «При чем тут космос» c экскурсией от экспертов БЮРО 1440.

3️⃣ Подключиться к онлайн трансляции можно по ссылке
2️⃣ Для очного участия в мероприятии требуется регистрация

Open Space

25 Jan, 10:29


Те, кто не пойдет на мою лекцию в Белграде, потому что они в Москве, могут пойти вот сюда сегодня.

Ребят дичайше котирую со времён когда они ещё работали в сколковских стартапах.

Любопытно, кстати, будет понять насколько наши оценки трендов космонавтики отличаются.

Open Space

22 Jan, 16:37


Ладно, это всё шум. Вернёмся к сигналу.
Очень интересный отчёт с оригинальной методологией получения "сигналов" о перспективных направлениях поддержки технологий в ЕС. В итоге набор полученных перспективных направлений довольно нетривиальный, однако заставляет задуматься, потому что отражает те заявки на финансирование технологий на ранних TRL, которые были получены EIC за прошедшие годы.

Из 34 "сигналов" к космосу относятся непосредственно три:
-Новые технологии для спутников на VLEO (орбитах от 100 до 450 км)
-Лидары для мониторинга Земли из космоса
-Гибкие печатные платы для применения в космических системах

Я бы ещё добавил к важным упомянутый в отчёте вне космического контекста Edge AI - больно уж часто всплывает тема повышения автономности спутников за счёт использования ИИ+edge computing

https://eic.ec.europa.eu/document/download/6db51313-d1d5-4866-be94-ac7cee6dfb77_en?filename=EIC-tech-report-2024.pdf

Open Space

22 Jan, 16:08


Вой на патриотических болотах звучит примерно так, кстати.

Уровень аргументации можете оценить сами.

Open Space

22 Jan, 15:59


И ещё вот что интересно, чисто из голосования - количество голосов, считающих, что дела в российской космонавтике идут лучше, чем описано, в 2,5 раза меньше, чем тех, кто считает, что дела на самом деле сильно хуже, чем описано.

Возможно диспропорция вызвана слишком уж сильным соблазном назвать админа пидором, но вопреки вою на патриотических болотах о сравнительно загнивающей европейской космической программе, реально тех, кто считает, что дела сейчас идут отлично в отечественной космонавтике - кажется не так много.

Open Space

22 Jan, 09:18


Ћао, сербские! Уже в субботу будет наша первая лекция в этом году, поэтому регистрируйтесь на неё скорее;)

А пока хотим рассказать чуть больше про Ивана и про то, почему мы считаем, что он классный и вообще почему позвали к нам выступить! Иван ведёт телеграм-канал «Open Space». Он посвящён космонавтике и всему, что связано с освоением последнего рубежа человечества. Там собраны свежие новости, аналитика и уникальные комментарии от автора.

Основные темы канала:
- Новости космонавтики
Иван рассказывает о самых значимых событиях в космической отрасли: запусках ракет, миссиях к другим планетам, новых технологиях и открытиях.

- Аналитика
Иван делится своими размышлениями о состоянии космических рынков, а также о развитии ключевых игроков в этой области – от NASA до частных компаний.

- Рефлексии и дискуссии
Иван размышляет о будущем космической индустрии, перспективах колонизации других планет и значении космоса для человечества.

Подписывайтесь на «Open Space», чтобы быть в курсе последних событий и аналитики в мире космонавтики;)

UPD: кажется, я забыла всратые опросы, мемы и кружочки! Там это тоже есть!

Open Space

22 Jan, 09:18


Когда хотел просто съездить в очередной отпуск и внезапно выступаешь с лекцией.

Open Space

21 Jan, 13:23


вот эта картинка показывает, что космического рынка в space economy чуть больше трети - $224 B от $596 B.

Я думаю, что примерно такая пропорция будет сохраняться с ростом всей Space Economy и когда она наконец достигнет триллиона долларов, собственно космонавтики там будет $300-400 B.

Open Space

21 Jan, 13:18


Ладно, тут у нас очередной обзор результатов года и прогнозов на новый для космической экономики от Евроконсалт (ныне Новаспейс).
Мне нравится, что анализ и прогноз довольно реалистичные, например тут наглядно показано, от чего и в какой мере отталкиваются аналитики и инвесторы, когда пророчат "trillion dollar space economy" (которая, как известно - довольно сильное лукавство). Типа из почти $600 B космической экономики, $308 B приходится на всякие PNT added value services и девайсы. Условно говоря - всякие уберы, сервисы доставки еды и прочее, использующее спутниковую навигацию, но напрямую не имеющее отношения к космосу. Я не помню, чтобы это соотношение кто-то ещё считал, поэтому это - ценное.

Что же у нас в обзоре итогов и прогнозах?

1. Снижение коммерческих инвестиций в космос три года подряд - с $18 B до $5,9 B. На этом фоне многие нью-спейс компании показали так себе результаты по сравнению с обещанными: Virgin Orbit, Momentus, Astra, не говоря уже о волне провальных SPAC, что в итоге поубавило оптимизм инвесторов в космос.

2. Зато государственное финансирование космонавтики растёт - до $135 B в 2024, увеличившись с $117 B в 2023. Поэтому я воспринимаю с крупицей соли восторги ребят, тяготеющих к правому дискурсу, о частниках, которые драйвят развитие космонавтики (конечно драйвят, но на государственные деньги). Опять же виден рост финансирования со стороны emerging space powers - космос всё больше осознаётся как необходимая составляющая стратегического технологического суверенитета.

3. Direct-to-Device (D2D) - видно, что это есть вообще во всех прогнозах. Конвергенция спутниковых и наземных сетей вселяет оптимизм в игроков рынка, несмотря на кучу вызовов, например - насколько спрос потребителей покрывает развёртывание инфраструктуры, какие частоты в итоге будут использоваться и т.д.

4. SpaceX (и его зигующий создатель) как фактор изменений. Конечно, хотелось бы, чтобы технологический прогресс претворялся в жизнь исключительно силами высокоморальных рукопожатных людей с прекрасными лицами, но имеем что имеем - пока что будущее космонавтики исключительно сильно завязано на SpaceX и его слегка/сильно/абсолютно (нужное подчеркнуть) поехавшего создателя. Про влияние Старшипа написана уже не одна статья и отчёт, можно посмотреть на этом же канале.

5. Консолидация промышленности - как одно из последствий дизрапшена со стороны SpaceX. Консолидируются операторы спутниковой связи под давлением Старлинка и NGSO группировок, консолидируются производители космической техники (тоже много об этом писалось ранее здесь) под давлением неудовлетворительных финансовых результатов. Плюс, происходит вертикальная интеграция спутниковых бизнесов.

Такие вот итоги от Евроконсалта: Старшип, Д2Д, Китай

https://nova.space/in-the-loop/highlights-of-the-2024-space-economy/

Open Space

21 Jan, 12:31


Кек.
Я тут конечно спровоцировал, но в целом мне кажется, что результаты голосования довольно понятно отвечают на вопрос, почему я не открываю комментарии к постам.

Open Space

20 Jan, 15:41


Ну то есть, я с трудом представляю как можно преодолеть систематическую проблему низкой производительности труда. Она порождена институциональной архаичностью отрасли, вот этим совмещением функционалов заказчика и подрядчика, который никуда не делся и несвойственной ролью собеса для пожилых сотрудников.

Отсюда мне просто сложно воспринимать всерьёз какие бы то ни было обещанные сроки реализации каких-либо программ, что собственной орбитальной станции, что лунных программ, что новых ракет-носителей.

Микроэлектроника тоже непонятно откуда возьмётся. Хотя само по себе использование коммерческой электроники мне не кажется предпосылкой для выводов о снижении потенциала создания конкурентоспособных группировок. Я думаю, что потенциал здесь значительный и в целом все идут к тому, чтобы как можно больше коммерческой электроники использовать.

Конечно, ничего до конца не развалится, но и блестящего будущего для отрасли в целом я ждать не могу. Мне кажется, что всё самое интересное будет происходить в сфере "частного" космоса (независимого от Роскосмоса, потому что Ситроникс, ИКС-Холдинг как-то довольно плотно срослись с государством), где возможны очень интересные прорывы и результаты.

Open Space

20 Jan, 15:23


вот этот мем.

Да, космическая программа какая-то будет, будут и спутники, и свои группировки от "СПУТНИКС", ОКБ 5, Бюро 1440.

Будут какие-то пилотируемые полёты и точно военная программа.

Что это как-то будет соперничать с США, Китаем или даже Европой - ну вряд ли наверное.

Open Space

20 Jan, 15:21


Luzin, Pavel. Russia’s Space Program After 2024. Foreign Policy Research Institute (FPRI), Eurasia Program, July 2024. URL: https://www.fpri.org/wp-content/uploads/2024/07/final-russias-space-program-after-2024.pdf

Open Space

20 Jan, 15:21


Я редко пишу про российскую космическую программу.
Одна из причин - довольно мало аналитики ей посвящённой.
Конечно, можно пересказывать заголовки новостей, но в целом количество доступной информации довольно скудное.
Приложенный отчёт в целом даёт на мой взгляд реалистичную картинку происходящего, которая напоминает мем про кандидата от партии "Неуверенная Россия"

Open Space

17 Jan, 17:09


Предсказания на 2025й год от Серафим - одних из самых влиятельных специализированных венчурных фондов.
В целом совпадает с тем, что уже раньше было написано. Ну чем больше источников подтверждает, тем больше вероятность того, что картинка будет близка к прогнозу.

Что обещают? В общем, наблюдается оптимизм относительно будущего спейстеха. Это связано как с политическими факторами (государствам нужно будет развивать свои космические компетенции), так и с технологическими (дешёвые запуски, зрелость новых технологий - D2D например).

1. SpaceX будет продолжать определять повестку всей отрасли ещё сильнее с новым американским президентом. Старшип полетит быстрее, Старлинк продолжит захват рынка спутниковой связи

2. Денег от государственных заказчиков в США/Европе будет больше. Европа будет финансировать собственную независимость в космосе.

3. Космическая гонка с Китаем будет наращивать интенсивность. Китай будет вкладывать больше денег в собственную космонавтику, поэтому мы увидим и быстрое развёртывание собственных низкоорбитальных группировок ШПД, и первые пуски китайских многоразовых ракет

4. Direct to Device спутниковая связь дойдёт до потребителей. Наряду с Apple всё больше игроков рынка наземной связи будут заходить в спутниковый телеком так или иначе.

5. Рынки отойдут от разочарований от SPAC. Я, по правде, не очень верю, что выводить космические компании на IPO всё равно будет хорошей идеей. Вообще, экзитов будет по-прежнему мало, вероятно как и в прошлом году оборонные интеграторы будут приобретать себе космические компетенции, чтобы подаваться на госконтракты. Плюс, будут всякие M&A сделки между историческими игроками, которые пытаются выжить в изменившихся обстоятельствах.


https://www.linkedin.com/pulse/seraphim-spacetech-predictions-2025-mark-boggett-bp7we/?trackingId=UlNLiC7CdjJlyxfFt1MOng%3D%3D

Open Space

17 Jan, 15:29


Ћао, сербские! Приглашаем на первую лекцию в 2025-м 🚀

Тренды, вызовы и предсказания в космонавтике на 2025 год — вот, о чём поговорим с вами уже в следующую субботу.

Предсказание будущего — дело неблагодарное, но от того не менее привлекательное. На встрече вы узнаете, кто, как и когда полетит на Луну, почему не нужно серийное производство спутников, какое будущее ждёт Airbus и Boeing, зачем в космосе искусственный интеллект и когда уже сотовый телефон будет подключаться к спутникам напрямую.

Мы поговорим о том, кто на самом деле влияет на развитие космонавтики, какие проблемы и ограничения стоят перед отраслью и почему при всём этом можно считать, что космонавтика вступает в эру своего нового расцвета.

Спикер: Иван Косенков — эксперт в области космического права, политики и экономики, член Международного института космического права (IISL), автор телеграм-канала Open Space. Получил магистерскую степень по космическому праву в Университете Paris-Sud XI, работал в «Роскосмосе», «Сколково», а сейчас занимается анализом рынков в одном из европейских космических стартапов.

25 января, 18:00-20:00
💰1500 (наличными в RSD или переводом в RUB 1:1)
✍🏻 Регистрация по ссылке (количество мест ограничено)
📍D23 Creative space

Open Space

17 Jan, 15:29


Я не просто так спрашивал. Приходите на мою лекцию в Белграде 25 января вечером.

Open Space

14 Jan, 15:40


И ещё - если кто-то из моих подписчиков находится в Белграде, Сербия или будет там 25 января вечером, мы можем увидеться на лекции про космос.

Больше информации в несколько следующих дней

Open Space

14 Jan, 15:13


Так, кажется моя работа как-то связана с космонавтикой...

Хорошие были новогодние каникулы, интересные. Не до ТГ канала было, всё в основном ушло в инстаграм).
Если кто хочет красивых трэвел-фоточек, можете подписываться там
https://www.instagram.com/xg121/

Open Space

14 Jan, 15:06


Большое спасибо, что "Синдром Кесслера" не забывает меня. Я очень рад, что мы дружим. Я очень это ценю.

Open Space

14 Jan, 15:06


Беру практику поблагодарить каналы, которые делали репосты в 2024 году у канала Спутник-ДЗЗ (Например, https://t.me/sputnikDZZ/3808).

Спасибо, что поддерживаете интерес к моему каналу:
— Open Space
— Дистанционное зондирование и геоинформатика
— Собственно, Спутник-ДЗЗ
— Заметки инженера - исследователя
— Ветер Восточный 🚀
— Pro Космос | Космонавтика и астрофизика
— Zelenyikot и космос
— To Read to Build
— Университет онлайн
— Инженерная комната
— Закрытый космос
— Разработчик БПЛА
— SR Space
— Контакт подъема
— Космический проект ФМП МГУ

Моё авторское мнение не всегда совпадает с мнением перечисленных каналов, но оно и хорошо! Поэтому рекомендую — подписывайтесь, думайте своей головой, делайте выводы обо всём что читаете сами.

А авторов, и редакторские коллективы всех перечисленных в частности, и всех кто пишет о космосе в общем, поздравляю с наступающим 2025 годом!

Open Space

18 Dec, 22:43


продолжаем пояснять космонавтику через шутеечки и мемы

Open Space

17 Dec, 16:28


хехе

Open Space

17 Dec, 13:44


Итак, IRIS²
У многих читателей в голове возникает путаница насчёт стейкхолдеров программы, того как всё это финансируется и разворачивается.

Во-первых, это программа Европейской комиссии и 6 млрд. Евро на систему идут именно из бюджета ЕС, а не европейского космического агентства (ЕКА). Напомню, что это разные организации с разными целями, принципами и составом стран-участниц.
ЕКА предоставит финансирование в размере 550 млн Евро, которые пойдут на поддержку создания технологий, необходимых для создания системы, вероятно через программу ARTES.

Ещё четыре миллиарда должны вложить члены консорциума SpaceRISE во главе с Eutelsat OneWeb, Hispasat и SES не меньше полумиллиарда каждый (вероятно кто-то сильно больше). При этом, текущая группировка OneWeb не входит в систему. Откуда и как члены консорциума возьмут деньги пока неизвестно.

Состав группировки следующий: восемнадцать спутников будут работать на средней околоземной орбите (MEO) на высоте 8000 километров, предоставляя услуги связи в Ka-диапазоне. Группировка «LEO High» на высоте около 1200 километров будет включать 264 спутника работающих в Ku- и Ka-диапазонах. Система также будет включать 10 или более спутников «LEO Low» с орбитой высотой от 400 до 750 километров, для отработки будущих технологий.

Вероятно МЕО и LEO High будут делать крупные компании - головные подрядчики - Airbus, TAS, OHB, причём состав подрядчиков может сильно поменяться к моменту начала запуска группировки в 2029 в связи со слияниями и поглощениями. Стартапам и европейскому нью спейсу останется LEO Low.

Запуск группировки планируется в 2029 и 2030 годах. Для выведения потребуется 13 запусков Ariane 64: 10 для оболочки LEO High и 3 для оболочки MEO. Несколько спутников LEO Low могут быть запущены на других носителях в рамках предстоящего European Launcher Challenge.

Поскольку одна из основных целей программы амбициозное обеспечение европейской независимости в космосе "от сумасшедших миллиардеров" (дословная цитата), можно ожидать, что ЕС будет готов переплачивать, лишь бы не запускать спутники IRIS² на Фальконах или Старшипах. Также на это указывает всё больший интерес Еврокомиссии к обеспечению независимого доступа в космос для Европы.

Что имеем в итоге - вместо стоимости системы в 6 млрд евро и начала работы к 2027 получается не меньше 10,6 млрд евро и начало работы к 2031 году. Экономический смысл всего этого предприятия ещё предстоит найти, поскольку понятно, что со Старлинком система состязаться вряд ли будет. Политический смысл в целом очевиден - помимо обеспечения защищённых надёжных коммуникаций для государственных пользователей это ещё поддержка технологической независимости и финансирование промышленности.

В любм случае, всё это только начало. На пути к реализации системы вероятно будет много интересного, хоть сериал снимай.

https://spacenews.com/europe-signs-contracts-for-iris%C2%B2-constellation/

Open Space

16 Dec, 18:09


Ну-ну. Я готов поспорить, что всё запустят Ariane 6 и новыми носителями от частных компаний.

Open Space

16 Dec, 18:09


Все хотят свой Старлинк. Но Вега для этого проекта маловата, поэтому деньги за вывод получит SpaceX - скриньте!

Open Space

16 Dec, 18:09


Еврокомиссия (ЕК) подписала договор на реализацию программы развертывания нескольких сотен спутников IRIS2, которые предназначены для обеспечения доступа в интернет. Об этом говорится в заявлении ЕК.
Как сообщается, реализацией проекта займется консорциум SpaceRISE, в который входят три ведущих европейских оператора связи - люксембургский SES, французский Eutelsat и испанский Hispasat. Контракт будет действовать в течение 12 лет, финансирование программы будет обеспечиваться за счет средств ЕС, Европейского космического агентства (ЕКА) и консорциума.
В заявлении ЕК уточняется, что спутниковая система обеспечит "надежную связь для стран - членов ЕС и государственных ведомств", а также широкополосный доступ в интернет частным компаниям и гражданам ЕС на отдаленных территориях, не имеющих в настоящий момент такой связи, передаёт ТАСС.

Open Space

16 Dec, 13:27


Мудрёно, но своими словами, имеется в виду, что по его мысли, платформы, интегрирующие спутниковые данные должны быть специализированы с точки зрения юзкейсов и не специализированы с точки зрения используемых данных (спутниковые, не спутниковые, какие угодно).

Open Space

16 Dec, 13:25


Может быть не самая новая, но неплохо сформулированная мысль от одного из топов Умбры, Джо Моррисона.

"За последние 10 лет наблюдались взлеты и падения чрезвычайно амбициозных, хорошо обеспеченных ресурсами, универсальных платформ для использования спутниковых снимков. Я думаю, что следующие 10 лет будут за небольшими, скромно финансируемыми командами, использующими современные базовые модели (https://aws.amazon.com/ru/what-is/foundation-models/) и агентов (https://aws.amazon.com/ru/what-is/ai-agents/) для создания высокоспециализированных продуктов. Для будущей успешной платформы свет не сходится клином на спутниковых снимках, они начнутся как информационно-аналитическая платформа (intelligence platform) использующая все источники данных или как платформа научных вычислений".

https://www.linkedin.com/posts/joe-morrison_the-last-10-years-saw-the-rise-and-fall-of-activity-7274101057910124544-f_kd?utm_source=share&utm_medium=member_desktop

Open Space

12 Dec, 14:06


Хороший отчёт для любителей военного космоса.
Интересно почитать про оценку способностей Китая и России в противостоянии США в космическом пространстве с историческим обзором.

Также значительное внимание уделено основным технологическим трендам военной космонавтики.

Конечно, я не в восторге, что космос во всё большей мере становится полем боя, но кто меня спрашивал?

Когда я говорю с людьми о колонизации космоса, многие говорят, что нам нужно сначала вырасти над собой как виду, чтобы не тащить войны, жадность и прочее за пределы планеты. Но давайте поглядим правде в глаза - люди не могут без этого.

Если вы спросите меня - что более реально, что земляне заселят Марс или искоренят свою воинственную хищническую природу, я скажу, что точно Марс будет реальнее.

Open Space

12 Dec, 13:17


Новости одной маленькой спутниковой компании.

https://www.reflexaerospace.com/news-articles/reflex-aerospace-announces-shipment-of-first-commercial-satellite/

Open Space

11 Dec, 15:14


Наше с вами будущее во многом определяют люди, которые сидят в венчурных фондах и финансируют те или иные технологии.
Поэтому я очень советую почитать вот этот материал от Andreessen Horowitz
.
Про космос там тоже есть. В число больших идей ожидаемо попал Старшип, оптические коммуникации и реализация потенциала данных спутниковой съёмки.

Тема ИИ конечно доминирует во всех сферах.
И ещё я не могу не похихикать, что страница про великое технологическое будущее от команды, претендующей на визионерское лидерство (или лидерское визионерство) так херово сделана, что тормозит и зависает на ровном месте. Классический сапожник без сапог.
https://a16z.com/big-ideas-in-tech-2025/

Open Space

11 Dec, 09:17


Презентация Эрика Кулу со SpaceTech Expo в Бремене в этом ноябре.

Рекомендую. Мне кажется очень ценная рефлексия над волнами хайпа в коммерческой космической промышленности.

Open Space

10 Dec, 15:38


Мне кажется, что 2024 можно отметить как год триумфа NewSpace, вернее одного самого важного представителя этого движения.

Как знак времени - Боинг, который собирается продать всё космическое подразделение Blue Origin, компании о которой никто 10 лет назад и не слышал (https://finance.yahoo.com/news/boeing-could-sell-space-business-161446682.html). И заодно Airbus, Leonardo, Thales c неясными перспективами формирования единого игрока всея европейского космоса (https://www.techtimes.com/articles/308569/20241203/europes-airbus-thales-leonardo-join-forces-new-satellite-ventures-rival-starlink.htm).

Вчерашние лидеры находятся в явно не лучшей ситуации. Classic space компании сдают свои позиции, в 2024 году это было видно как никогда ранее.

Open Space

10 Dec, 14:14


Да, плавно подкрался момент, когда 2024й начинает заканчиваться.
До Нового года осталось 20 дней и самое время подводить итоги 2024го и делать предсказания на 2025й.

Вот предсказания от Via Satellite: 10 Tech Trends That Will Impact the Satellite Industry in 2025ю Правда из 10 трендов к технологиям имеют отношение хорошо если половина.
Первый же из названных - про политику и бюрократию и их изменения со вторым сроком Трампа, второй - про темпы запусков на НОО и это тоже скорее не про технологии, а про программный аспект космической деятельности, так же как и рост количества лунных запусков. Рост влияния Китая и суверенные космические программы развивающихся стран это тоже не про технологии, а про политику.

Из собственно "технологических" трендов названы: "Старшип", Direct-to-Device, ИИ для автономных операций в космосе, оптические коммуникации и VLEO. Всё выглядит довольно похоже на картинку мира у меня в голове.

https://interactive.satellitetoday.com/via/december-2024/10-tech-trends-that-will-impact-the-satellite-industry-in-2025

Open Space

05 Dec, 14:19


Очень специфическая ниша - Greenwashing space startup
Часто водятся на ближневосточном рынке, помогая петрократиям создавать имидж ESG-compliant, передовых и инновационных стран.

Ну то есть, я конечно понимаю, дата-центры на орбите и всё такое, в целом есть такой тренд.
Но вот я никак не понимаю как это "by offloading data processing from Earth-based systems to space, we help reduce the environmental impact of energy-intensive terrestrial data centers"

Если я не прав, пищите в личку, мне очень интересно как это может работать.
https://www.entrepreneur.com/en-ae/entrepreneurs/startup-spotlight-uae-based-madari-spaces-low-earth-orbit/483638

Open Space

05 Dec, 13:18


Предсказания на 2025 от Analysis Mason (раньше это были NSR).
Если просуммировать, то всё будет зависеть от Старлинка и СпейсИкс. Такой вот доминирующий игрок на рынке. Всем остальным приходится подстраиваться.
Интрига в том, сможет ли кто-то конкурировать с ним - например Амазон или Eutelsat-OneWeb.
Про обслуживаемый космос и дозаправку - ну не знаю, может быть.
Про суверенное ДЗЗ - что нового по сравнению с прошлыми годами мне непонятно.

https://www.analysysmason.com/research/content/articles/predictions-space-2025-nsi139-nsi140-nsi141-nsi142-nsi146-nsi147-nsi148/

Open Space

04 Dec, 12:41


Продолжаем орать с Airbus.
Если помните их СЕО недавно сказал, что SpaceX никогда не прошли бы антитрастовое законодательство в Европах.

Следующая новость: Airbus, Thales, Leonardo планируют создание совместного предприятия чтобы соревноваться со Старлинком.
Во-первых, что там с антитрастовым законодательством? Нормально всё? Ничего не нарушает?

Во-вторых, я не могу понять, каким образом слепив спутниковые производства в один большой ком, промышленность собирается конкурировать со Старлинком. Спрос со стороны операторов вырастет что ли из-за этого? Старлинк не продаёт спутники (ну если не брать во внимание Старшилд, с которым всё непонятно), Старлинк продаёт сервисы потребителям и под это строит группировку. Я думаю, что в Airbus/Thales/Leonardo это точно понимают, поэтому такое заявление выглядит очевидным лукавством. Если только вышеперечисленные не собираются реально построить ещё одну группировку, в чём я сомневаюсь.

Сомневаюсь например потому что Airbus, например, на днях продал свою дочку, UP42, которая занимается обработкой спутниковых данных саудитам NEO SPACE GROUP (NSG) https://www.prnewswire.com/news-releases/neo-space-group-to-acquire-up42-earth-observation-digital-platform-from-airbus-302320660.html

Если финансовые дела у компании идут не очень, то скорее она будет избавляться от рисковых амбициозных проектов и сосредотачиваться на core business и поэтому говорить, что сейчас Эрбас возьмёт и станет оператором группировки, похожей на Старлинк кажется нельзя.

https://www.reuters.com/technology/space/space-firms-plot-new-european-satellite-venture-take-starlink-2024-12-03/

Open Space

04 Dec, 09:25


Здоровская адаптация поста Аравинда Равичандрана под русскоязычного читателя, призванная ответить на вопрос "зачем нужны данные ДЗЗ"

Open Space

04 Dec, 09:25


Структурированный шаблон для понимания, как использовать данные ДЗЗ

Одной из ключевых причин недооцененности сектора ДЗЗ является слабая осведомленность заказчиков о возможностях применения спутниковых снимков

🗂️ Для решения этой проблемы на уровне первых лиц компаний Аравинд Равичандран, помня о своем бэкграунде в стратегическом консалтинге, разработал универсальный шаблон структурирования кейсов ДЗЗ – фреймворк 5М: Mapping, Measuring, Monitoring, Modelling, Managing

🦉 Для русскоязычной аудитории я адаптировал его с названием УМНИК: Управление, Моделирование, Наблюдение, Измерение, Картографирование

Кейсы ДЗЗ структурированы по 4 категориям:

▸ требования к космической съемке
▸ характеристики рынка
▸ современные технологии обработки
▸ примеры использования

p.s. Аравинд может быть знаком многим из вас как интерпретатор кривой Гартнера (циклов принятия новых технологий) в приложениях к ДЗЗ <1><2>

#EO

Open Space

21 Nov, 13:24


Последняя панель, про будущие космические станции.

ЕКА: мы полагаемся на Orion и SLS для доставки европейского модуля Gateway на Лунную орбиту

Open Space

21 Nov, 12:42


Так работают системы отделения для спутников, выводимых в качестве попутной нагрузки Exolaunch

Open Space

21 Nov, 12:10


Но вообще в таком контексте вопрос про гигантских невидимых лунных пауков тоже легитимен

Open Space

21 Nov, 12:06


Последний вопрос доставляет особенно

Open Space

21 Nov, 12:03


Тут говорят что час назад Локхид-Мартин презентовал свои планы по использованию ядерной энергии на Луне и предлагал отходы просто выкидывать, да и всё.

Open Space

21 Nov, 12:01


Типа "освоение Луны должно вестись in a sustainable way".
Это, дорогие читатели, пример так называемого bullshit bingo в лучшем случае.

Open Space

21 Nov, 11:57


PWC вещает про защиту лунной среды. Это конечно ржач

Open Space

21 Nov, 11:56


Airbus - cislunar economy будет реальностью примерно в течение 15-20 лет

Open Space

21 Nov, 11:54


Чуваки кажется плохо знают про лунные планы Китая, но твердо уверены что Artemis будет быстрее и лучше. Великолепно

Open Space

21 Nov, 11:50


Торстен в ответ просто распинает чувака из PWC: "А как влияет война в Украине, вы учли? А влияние Китая? То есть прогноз ваш по-прежнему верный?"

Open Space

21 Nov, 11:48


Чувак мажется в ответ. Типа медленнее чем я думал и все задержится на 3-5-10 лет.

Open Space

21 Nov, 11:47


https://newspaceeconomy.ca/2023/04/23/report-lunar-market-assessment-pwc-2021/
Вопрос к PWC - отчёт по ссылке выше вышел 3 года назад. Как вы оцениваете реализацию вашего прогноза?

Open Space

21 Nov, 11:42


Чувак из PWC конечно фантазирует на тему лунной экономики. И автомобилям интересно, и добывающей промышленности по его словам. Но как-то это всё далеко от реальности по моему мнению

Open Space

21 Nov, 11:39


Торстен из них самый скептичный:
-Когда вы говорите про инвестиции со стороны automotive компаний, осторожнее. Лунные планы Ауди уже успели начаться и кончиться

Open Space

21 Nov, 11:36


Спикеры конечно же согласны, что людям надо лететь на Луну и на Марс, учиться жить и работать на других небесных телах

Open Space

21 Nov, 11:34


Панель про exploration с Торстеном Кринингом на сладкое

Open Space

20 Nov, 15:20


Опять же, игроки рынка рассчитывают на регуляторику, стимулирующую обслуживание спутников.

Вот так вот, с одной стороны многие жалуются на европейскую регуляторику как удушающую, а с другой стороны рассчитывают на неё для стимуляции роста рынка

Open Space

20 Nov, 15:18


Morpheus - с падающими стоимостями запусков будет проще запустить новый аппарат, чем обслуживать старый

Open Space

20 Nov, 15:16


Например что ЕКА должно включать требования по обслуживаемости в ТЗ на свои программы.

Open Space

20 Nov, 15:15


Государство должно быть якорным заказчиком под обслуживаемый космос

Open Space

20 Nov, 15:08


Особенно без стандартных и совместимых интерфейсов для спутников

Open Space

20 Nov, 15:07


В ближайшие 10 лет орбитальной сборки аппаратов из модулей ожидать не стоит

Open Space

20 Nov, 14:58


Обслуживание сильно повлияет на конструкцию аппаратов. Помимо модульности, можно запасать меньше горючего на ьорту

Open Space

20 Nov, 14:54


Хотят ещё в SSA рынок, чтобы подсказывать куда двигать космический объект в случае опасного сближения

Open Space

20 Nov, 14:52


Morpheus space - космические активы надо защищать. Они делают космические двигатели

Open Space

20 Nov, 14:50


Фокус на ГСО. Ну понятно почему, экономический смысл это имеет только для ГСО

Open Space

20 Nov, 14:49


Нужно сделать обслуживание cost effective

Open Space

20 Nov, 14:48


Infinite orbits: хотят сделать космические объекты serviceable. По их логике это сделает космос более sustainable

Open Space

20 Nov, 14:46


Именно созданием такой инфраструктуры занимается д-орбит. Буксиры это только первый шаг

Open Space

20 Nov, 14:44


Имеется в виду дозаправка, связь и т.д.

Open Space

20 Nov, 14:44


D-orbit "без инфраструктуры в космосе, дальнейшая экспансия сложно реализуема“

Open Space

20 Nov, 14:40


Сессия про in orbit servicing

Open Space

20 Nov, 13:57


Стенд Люксембурга в этом году почему-то без Mission Space.
Интересно, что с ними случилось?

Open Space

20 Nov, 09:42


А вот космический самолёт от немецких Polaris.
Оно может быть и летает но пока и низко и небыстро.

Open Space

20 Nov, 09:39


Китай привёз на выставку свои гиперзвуковые двигатели. Reaction engines обанкротились, но дело их живёт

Open Space

11 Nov, 12:40


Если вдруг кто-то хочет повидаться - пообщаться на следующей неделе в Бремене - пишите в личку.

Space Tech Expo Europe - крупнейшая выставка по тематике космических технологий в Европе. В этом году более 700 компаний представят свою продукцию на выставке. Так что должно быть очень интересно. Ну и конференционная часть тоже должна быть сильна.

Open Space

07 Nov, 18:25


Мне кажется важным написать, что в итоге соглашение по IRIS² вероятно всё же будет подписано в декабре этого года. Напомню, что речь идёт о масштабной европейской программе по созданию мультиорбитальной группировки для предоставления защищённых услуг связи государственным и коммерческим пользователям. Сейчас проект выглядит как некий гибрид между Старлинком и американской системой SDA.

Что важно, в итоговый консорциум SpaceRise вошли операторы SES, Eutelsat и Hispasat, в то время как спутниковая промышленность в лице Airbus, Thales и OHB будет в итоге выступать в качестве подрядчиков. Почему так? Вероятно потому что система предусматривает, что в её создание помимо ЕС вложатся и участники консорциума, которые в будущем будут получать прибыль от сервисов. Но создатели спутников предпочли не вкладывать свои деньги в систему.

Почему? Вероятно потому что финансовое положение не очень позволяет. Это предположение можно сделать основываясь на ходящих слухах о возможном слиянии космических подразделений Thales и Airbus.

Руководство Airbus не очень довольно положением дел в космическом подразделении, выручка которого просела в связи с падением спроса на геостационарные спутники, связанной со Старлинком.

Ещё интересно, что теперь сроки запуска системы сдвинулись на 2030, в то время как ранее заявлялось, что система будет работать уже к 2027.

Понятно что с задержкой более года при согласовании проекта с консорциумом, члены которого не испытывают друг к другу особенных симпатий, 2027 никогда не выглядел реалистичным.

Посмотрим что там будет дальше. Еврокомиссия вероятно всё же мотивирована довести проект до реализации, вопрос в том, как, когда и сколько это будет стоить.

https://defence-industry-space.ec.europa.eu/iris2-european-commission-awards-concession-contract-spacerise-consortium-2024-10-31_en

Open Space

06 Nov, 09:51


Меня, конечно, в главном событии сегодняшнего дня интересует больше всего следующий пункт программы республиканской партии

https://www.presidency.ucsb.edu/documents/2024-republican-party-platform (раздел 5)

Expanding Freedom, Prosperity and Safety in Space

Under Republican Leadership, the United States will create a robust Manufacturing Industry in Near Earth Orbit, send American Astronauts back to the Moon, and onward to Mars, and enhance partnerships with the rapidly expanding Commercial Space sector to revolutionize our ability to access, live in, and develop assets in Space.

Хочу посмотреть как это будет реализовано. Особенно про robust Manufacturing Industry in Near Earth Orbit.

Open Space

05 Nov, 12:21


Предсказывается что рынок пусковых услуг разделится на две большие части: эконом-класс и "responsive launch".

И все лёгкие и сверхлёгкие ракеты-носители попадают во вторую, намного менее многочисленную категорию.

И им ещё предстоит доказать, что они могут оперативно запускать ракеты в сжатые сроки на нужную орбиту.

Open Space

05 Nov, 12:12


Вдохновляющий отчёт от Space Capital про Старшип.

Авторы делятся интересным выводом - несмотря на то, что опрошенные лидеры космической промышленности признают значимость Старшипа и того, как он перевернёт космонавтику, мало кто готов к этим изменениям.

На инженерном уровне Starship «положит конец тирании массовой эффективности», Этот фундаментальный сдвиг позволит проектировать космические аппараты с большими возможностями, производить их более простыми методами. В более широком смысле, Starship ускорит переход от сложных, дорогих и уникальных инженерных решений для создания космической инфраструктуры вчерашнего дня к массовым, недорогим, крупногабаритным и распределенным платформам завтрашнего дня.

Open Space

01 Nov, 14:13


Напомню как выглядела голубая мечта Reaction Engines, орбитальный самолёт Skylon
https://ru.wikipedia.org/wiki/Skylon

Open Space

01 Nov, 11:51


Очень жаль, что не вышел у Reaction Engines Single stage to orbit. В итоге, если я правильно понимаю, получилось создать действительно выдающийся прекулер для двигателя, который мог бы работать на разных скоростях и высотах - от уровня моря до космоса и от 0 до гиперзвуковых скоростей. Очень сложная задача и как обычно не хватило денег. Посмотрим, кто дальше продолжит работу над этой технологией.

Но да, с взлётной полосы прямо в космос придётся повременить. Хотя мне в принципе симпатичен этот подход, хоть и сложнореализуем

https://aviationweek.com/aerospace/emerging-technologies/reaction-engines-folds-after-funding-shortfall

Open Space

31 Oct, 12:25


3. Большую роль играют университеты, в частности National Central University, которые работают с крупными микроэлектронными предприятиями, такими как Foxconn. В сотрудничестве с ними и были запущены первые университетские кубсаты, направленные на отработку технологий.

4. Микроэлектронная промышленность Тайваня заинтересована в участии в космических проектах. Поскольку тайваньские предприятия уже и так работают с OneWeb и SpaceX, поставляя им компоненты для наземного и космического сегмента, у них возникают мысли "а почему бы нам самим такую систему не построить". Но опять же, для микроэлектронной промышленности Тайваня нужны проекты, которые принесут деньги и желательно чтобы выпускать целевую продукцию тысячами единиц, а не десятками и сотнями. Мне кажется, что наличие такого проекта - основной камень преткновения для участия промышленности в космической деятельности. B5G TASA не очень подходит на эту роль, поскольку перспективы экономической отдачи проекта кажется не понимает никто.

Open Space

31 Oct, 11:53


2. Ещё один значимый игрок - Институт разработки промышленных технологий (Industrial Technology Research Institute, ITRI). Такая компания как TSMC является его спин-оффом. Институт ведёт работы по ряду приоритетных для страны направлений и с недавних пор в приоритетные попал и космос, в связи с чем ITRI организовал акселерационную программу для зарубежных стартапов с целью усиления космического сектора Тайваня в которой я и принимал участие.

Open Space

31 Oct, 11:46


Если коротко: Договор о космосе 1967 запрещает национальное присвоение космоса и небесных тел. США и Китай ратифицировали это соглашение и подчёркивают его значимость, соответственно вряд ли кто-то всерьёз будет претендовать на территорию Луны.

С другой стороны, в районе полюсов сосредоточены возможные запасы льда, которые могут реально облегчить долговременные миссии. Опять же, по поводу Луны, существует Соглашение о Луне 1979, где говорится "что Луна и ее природные ресурсы являются общим наследием человечества и государства-участники обязуются установить международный режим, включая соответствующие процедуры, для регулирования эксплуатации природных ресурсов Луны, когда будет очевидно, что такая эксплуатация станет возможной в ближайшее время". Ни США, ни Китай не являются подписантами этого соглашения, более того, США в своём внутреннем законодательстве указывают на необходимость противодействия признания положений этого договора нормами обычного права (customary law). США, а вслед за ними и Люксембург, и ряд других стран приняли законы, разрешающие присвоение ресурсов других небесных тел.

При этом мне не очень понятно как использовать Луну в оборонных целях. Я склонен считать, что американская космическая промышленность таким образом пытается обосновать увеличение государственного финансирования.
И здесь действительно интересная ситуация - небесные тела и их части присваивать нельзя, а ресурсы - вроде как можно.

Open Space

31 Oct, 11:43


https://www.youtube.com/live/1NKh_9p1b8c?si=geHQ9Ulpien3Vfo7&t=988

Open Space

31 Oct, 11:43


Сегодня на "Дожде" рассказывал про "Договор по космосу" 1967 года и "Конвенцию о Луне и небесных телах" 1979 года в разрезе лунных планов Китая и опасений США касательно милитаризации Луны.

Поскольку эфир был в 8 утра, вещаю из собственной кровати, надев пиджак.

Open Space

30 Oct, 16:07


Закончился мой месяц на Тайване с исследованием зарождающегося космического сектора этой страны. Очень интересно прошло моё время. Организаторы акселератора сделали фантастическую работу вручную познакомив почти со всеми ключевыми игроками тайваньского космического сектора. Кто же они? Попробую рассказать в серии постов.

1. Космическое агентство - TASA. У него интересное институциональное положение - оно с одной стороны занимается целеполаганием для национальной космической программы, определяет программы, которые будут реализовываться, с другой - самостоятельно занимается производством, интеграцией и тестированием например космических аппаратов, например спутников серии Formosat, которые в основном предназначаются для ДЗЗ. Агентство раздаёт подряды на подсистемы аппаратов тайваньским (в приоритете) компаниям. Основной целью космического агентства является создание независимого космического потенциала Тайваня - ракет-носителей, спутников и т.д. При этом, соображения экономической целесообразности могут носит вторичный характер. Так, например, планируемая группировка B5G создаётся в первую очередь для обеспечения коммуникаций в случае, если страна будет отрезана от наземных коммуникаций. Агентство кажется минимально волнует, как будет происходить коммерциализация системы и будет ли вообще.

Open Space

24 Oct, 09:01


Евтелсат: "Нам цена терминала не так важна, потому что мы B2B".

Ахахаха. Ребят, вы B2B потому что из b2c вас вы3,14здили уже и конкурировать вы не можете

Open Space

24 Oct, 08:13


Ubiqconn, Тайваньский системный интегратор: "Как вы собираетесь конкурировать со Старлинком, который с помощью тайваньских поставщиков снизил стоимость своих терминалов в разы"?

Хороший вопрос

Open Space

24 Oct, 08:09


В то время когда будет продолжаться консолидация больших сатком операторов, малые национальные сатком операторы будут продолжать оставаться независимыми и будут в стороне от консолидации.

Open Space

24 Oct, 08:05


Но видно, что большие сатком операторы видят Тайвань в основном как поставщиков наземных терминалов, не спутникового сегмента

Open Space

24 Oct, 08:00


При этом уже многие компании в Тайване заняты этим вопросом

Open Space

24 Oct, 07:58


Но вторые до сих пор страгглят с разработкой терминала, работающего с НОО и ГСО

Open Space

24 Oct, 07:56


Чувак из Интелсат фокусируется на обслуживании аппаратов на ГСО, в то время как Eutelsat OneWeb на мультиорбитальности и гибкости. И при всей моей симпатии к обслуживаемому космосу, кажется что второй подход перспективнее.

Open Space

24 Oct, 07:35


Интересно, что сатком операторы в Азии в основном сидят в Сингапуре. На сцене Eutelsat и Intelsat и они там.

Хардвера больше на Тайване

Open Space

18 Oct, 06:12


Международный конгресс астронавтики, IAC-2024, проходит в Милане с 14 по 18 октября

Собрал для вас тайм-коды пленарных заседаний и тематических сессий:

14 октября
💡 Driving Innovation Through Collaboration: Public-Private Partnerships in Space. Топ-менеджмент лидеров рынка спутникостроения и главы космических агентств ОАЭ и Люксембурга <9>
💰 The Institutional Investor Gap in Space (and How to Close It). Главы международных консалтинговых компаний и инвестиционных банков <10>

💼 One-to-One with Heads of Agencies. Главы космических агентств Индии, Китая, Японии, Канады, США, ЕС <1>
♻️ Responsible and Sustainable Space Exploration: Moon to Mars. Топ-менеджмент ООН и космических агентств Италии, ЕС и США <2>

15 октября
🌕 New Lunar Frontiers: How the Non-Space Industry is Unlocking Future Markets. Руководители частных космических компаний Франции, Великобритании, Южной Кореи <3>
⛏️ Value of Resources: Recipe for In-Situ Resource Utilization on Space Frontiers. Представители академического сообщества Италии, Люксембурга, США <4>
🇨🇳 Chang'E Mission Highlight Report: Mankind's First Lunar Farside Sampling Return. Лидеры космического агентства Китая <5>
🔭 Unveiling of a New Cosmic Vision from Euclid. Лидеры космического агентства ЕС <6>

🏙 Lunar City, the First Metaverse Platform Solely Dedicated to Space Allowing Reaching and Operating in Space from an Iconic Spaceport. Профессура Италии <11>
💧 A Collaborative, Water-Based Lunar Vision. Топ-менеджмент частных компаний Италии, США и Великобритании <12>
♻️ Protecting Our People and Planet: IRIDE Constellation as a Global Catalyst for Sustainability. Лидеры коммерческих компаний, космического агентства и академического сообщества Италии <13>
🛰 Space Stations 2.0: Opportunities on Commercial LEO Destinations. Топ-менеджмент частных компаний и космических агентств США, Кореи и Люксембурга <14>

16 октября
🤖 Intelligent Space: Big Data, Advanced Algorithms, and Autonomous Robotics in Space. Представители академического сообщества Японии, Нидерландов, Канады, Австралии, США <7>
🌍 Observing the Earth, Serving our Societies: Space in the Age of Climate Change. Представители исследовательских подразделений космических агентств Франции, Италии, ЕС <8>

🧥 Axiom Space / Prada Press conference at IAC 2024
🌤 Climate & Environmental Action and Sustainability. Представители финансовых учреждений ЕС <15>
🌳 The World Breathes: Restoring the Amazon. Лидеры космических агентств Бразилии и Норвегии, представители Planet и ICEYE <16>
🔬 A New Era in Human Presence: NASA’s Strategy to Advance Microgravity Science, Technology, and Exploration in Low Earth Orbit. Топ-менеджмент НАСА <17>
🌐 The Global Space Economy, International Organizations and Emerging Communities: Challenges and Opportunities. Главы космических агентств Индии, Японии, Египта <18>
👨🏻‍🚀 Accessibility of Human Spaceflight. Топ-менеджмент пилотируемых программ Великобритании, США, ЕС <19>

Open Space

18 Oct, 06:12


Должен был ехать туда, но выбрал Тайвань.

Open Space

17 Oct, 06:38


Ничего не понятно

Open Space

17 Oct, 06:01


Всё равно на местном синкансэне за два часа можно добраться от самой северной точки до самой южной.
Очень хорошая транспортная доступность всего здесь

Open Space

17 Oct, 05:57


В Тайбэе не так много чего-то по космонавтике. Основная промышленность в Синчу, где располагаются основные хай-тек компании Тайваня

Open Space

17 Oct, 05:55


Будущий тайваньский космодром на Юге страны

Open Space

09 Oct, 13:19


Ну то есть и на термовакуумной камере, и на машинке для домашнего производства печатных плат, и на 3d принтере, и на серверной стойке лежат эти чипсы.

Интересное поверие конечно

Open Space

09 Oct, 13:17


Сенсация! Шок! Обнаружен секрет лидерства микроэлектронной промышленности Тайваня!

Инженеры в Тайване часто кладут на сложное оборудование пакет чипсов, название которых переводится как "Be good". Это обязательно должен быть зелёный пакет с чипсами. Считается, что от этого оборудование будет работать правильно и хорошо.

Думаю купить с десяток таких на всякий случай.

Open Space

08 Oct, 09:32


А это корпус, где производится сборка и тестирование спутников серии Formosat.
На второй фотографии видно расширение производственных и испытательных мощностей.
Внутри здания чистые комнаты, безэховая камера, вибростенд, термовакуумная камера и ещё что-то

Open Space

08 Oct, 08:34


Спутник Formosat 5, первый аппарат разработанный и построенный в Тайване

Open Space

08 Oct, 05:49


Juhasz, Iulian-Emil, Felix Rottmann, Pavel Solenov, Carla Filotico, Niveditha Schmoldt, Vincenzo Schiavo, Manuel Gutiérrez, and Ivan Kosenkov. High Aspect Ratio Satellite Platforms: Understanding and Leveraging the Potential of Slender Satellite Configurations. European Space Agency Contract Report. March-November 2023. URL: https://nova.space/esr-executive-summary-report-esa-har/