Nonideal Mum @nonideal_mum Channel on Telegram

Nonideal Mum

@nonideal_mum


Детский психолог - Елена Головастикова

Перевожу с детского на взрослый

Доступно и понятно о детской психологии и развитии детей

Директ и запись на консультацию - @Elena_nonideal

Рекламы нет

Nonideal Mum (Russian)

Nonideal Mum - это канал в Telegram, ведущий детский психолог Елена Головастикова. Елена поможет вам понять вашего ребенка, переведя детский мир на ваш язык. Здесь вы найдете доступную информацию о детской психологии и развитии детей. Если вам нужна помощь или консультация, вы можете связаться с Еленой напрямую через Директ или записаться на консультацию по контакту @Elena_nonideal. На канале отсутствует реклама, вы получите только полезную информацию и поддержку от опытного специалиста. Присоединяйтесь к Nonideal Mum и узнавайте больше о воспитании и развитии ваших детей!

Nonideal Mum

11 Jan, 13:18


Лайфхак, как сходить с ребёнком в ближайший магазин, если он не хочет 9⃣

⬇️⬇️⬇️

Сделать вид, что ты забыл где находится магазин и попросить помочь найти дорогу 😆

Если согласится отвести забывчивого родителя, по дороге всё время сворачивать "не туда", повторять какой же ребёнок отличный проводник и как всё прекрасно знает и ориентируется.

Сработает после 4 лет! Вспоминайте про модель психического и реакцию на ошибки.

Вчера у меня прекрасно сработало с младшей дочкой.

Мне нужно было сходить в пункт выдачи за заказом для мужа, был вечер и идти не хотелось, но он был срочно нужен.

Я сделала грустное лицо и сказала:
- Ой, мне нужно забрать заказ из магазина, куда ты с папой ходила, но я не знаю как туда идти. Кто же мне поможет?
- Мам, давай я помогу! Я отлично знаю, где это и тебе покажу.
- Правда? Ты так меня выручишь!


⏺️ Мало того, что я прокачала её навигационные способности - действительно сбивала с пути, шла в другую сторону, но она справилась и пришла именно туда, куда мне нужно!

⏺️ Так ещё и простимулировала её самостоятельность и самооценку. Она потом была невероятно горда собой, а я это подкрепила, рассказав мужу при ней, как же она мне помогла.

Ну и ещё она была очень довольна, что сделала доброе дело для любимого папы, он тоже очень благодарил за помощь ❣️

В общем, берите себе в копилку вариантов и пользуйтесь при случае 👌🏻

♨️ Только не злоупотребляйте, а то ребёнок может подумать, что с мамой и правда что-то не то, раз она никуда дорогу не помнит 😁

#NIM_детская_психология

Nonideal Mum

10 Jan, 14:22


3️⃣ Если ни от родителя, ни от окружения ребёнок не узнал о Поттере, то может САМ где-то прочесть, где-то увидеть, где-то услышать и его может поразить просто потому, что он почувствует свой личный интерес!

🕙 Моя старшая дочка, кстати, впервые увидела фильм о Гарри, когда мы отдыхали. Это было без меня и ей на тот момент было 7 лет. Она не была особенно впечатлена и больше не просила меня включить или почитать о нём. А вот сейчас, вместе со мной и с учётом того, что она стала старше и интересы немного сместились - в самый раз!

Или есть ведь истории, когда, например, малышка в детстве увидела по телевизору балет, и всё! Загорелась!

Хотя в семье и окружении об этом и речи нет. Но вот её внутренние личностные особенности направили её именно туда.



И мы подходим к самому главному.

Если интересы родителя и ребёнка не совпадают - это вовсе не значит, что их стоит игнорировать или оставаться в стороне.

Самое интересное и увлекательное в детско-родительских отношениях - это то, что не только мы влияем на детей, но и дети влияют на нас.

И детские увлечения, которые нам могут казаться странными, неинтересными или бесполезными могут со временем понравится и нам!

Возможно, стоит просто дать этому шанс?

❣️ Потому что разделить увлечение близкого человека или даже просто внимательно выслушать его эмоциональный рассказ о том, что "стеклярус классно сочетается с фигурными пайетками" - уже сблизит вас и сделает ваши отношения лучше.

🎥 Вернусь к сериалу "Это мы". Когда Ребекка и Джек познакомились, она вообще ничего не понимала о футболе, но поскольку она его очень любила, то захотела узнать лучше то, что так ему нравится. И что же? Она становится таким же фанатом, как и он!

И теперь это не только его интересы, которыми он не может с ней поделиться, а их общие, которые их сближают.

📎 Я, например, не люблю бегать и в целом далека от спорта. Но смотреть, как бегает дочка по манежу, махая ей рукой и разговаривать с тренером о соревнованиях - посильная задача, которая делает меня ближе к увлечению дочки и к ней.
И чтобы её порадовать, я дарю ей красивую форму и участвую в чате родителей для сбора денег на новогодние подарки с легкоатлетической тематикой.

Мне это может быть не особенно интересно, но я могу её поддержать в этом интересе.

📎 Или же мне казалось, что я вообще далёкий от творчества человек. Но понимая интерес девочек и пытаясь разнообразить их дороги в этом направлении - стала покупать разные творческие материалы и сама теперь увлеклась раскрашиванием по номерам.

Даже если нам кажется, что это "не наше", что это абсолютно не интересно или нет никакого желания погружаться - мне кажется, стоит дать шанс.

Посмотреть вместе выпуск его любимого влогера, поиграть вместе в компьютерную игру, почитать вместе "бессмысленную" книгу и обсудить - что там так нравится ребёнку? Что его там настолько увлекает?

И возможно в данном случае вы заразитесь этим энтузиазмом от него, расширите свои интересы.

Но даже если нет, то это совместное обсуждение ваших и его интересов - в любом случае сделает вас ближе.

Поэтому, мой основной посыл: интересы могут быть разными, а близкие отношения одни.

И в наших силах помочь ребёнку увидеть разное в этой жизни, раскрыть свои возможности и сделать свой выбор.

Даже если (а достаточно часто так и бывает) эти интересы никак не совпадают.


✔️Кто прочёл всё с начала до
✔️конца - с вас 🔥
✔️Если вы ещё здесь, то вам
✔️явно нравятся длинные
✔️посты 😅


🔀🩴 Особенно хотелось бы прочитать комментарий автора вопроса - а то возможно я ответила не совсем на то, что от меня хотели услышать 🙈


#NIM_детская_психология

Nonideal Mum

10 Jan, 14:21


ПРО РАЗНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

Спасибо, что поделились своими мыслями по этому вопросу! Особенно мне понравилась позиция "не париться" 😁 - потому что мы действительно порой загадываем, что и как будет в будущем с нашими детьми, какие у них будут увлечения или интересы и можем переживать заранее, хотя это абсолютно нам неподвластно.

Но, возвращаюсь к вопросу про разные интересы.

Хорошо, когда родитель чем-то увлечён и своим энтузиазмом заражает ребёнка. Получается такое классное семейное занятие, которое всем доставляет удовольствие и становится традицией, подпиткой для дальнейшего взросления, можно даже сказать связывающей ниточкой, которая сможет помочь при разногласиях и недопониманиях.

🎥 Кто смотрел сериал "Это мы" помнит, что у семьи Пирсонов важным семейным событием был американский футбол. Впоследствии, уже во взрослом возрасте, Кейт обязательно смотрела финал кубка, это было для неё как раз этим объединяющим моментом с любимым отцом.

🕑 Но что если родитель абсолютно нейтрально относится к какому-то занятию, хобби, виду спорта или, как в нашем примере, известной книге? Однако, хочется чтобы у ребёнка была возможность узнать мир и показать разные варианты.

То есть получается, что личным примером и горящими глазами ты оперировать не сможешь.

И здесь я хочу отметить три важных момента:

1️⃣ Родитель является проводником ребёнка в мир.
Именно с родителей/опекунов/значимых взрослых начинается та самая дорога жизни, которая может быть поначалу либо пустынной, скучной и однообразной, либо яркой, насыщенной и наполненной всяческими дополнительными тропинками, на которые можно сойти и изучить что же там ещё.

До определённого возраста, если родитель не покажет, не расскажет, не предложит, не проявит инициативу - ребёнок просто не будет знать о существовании этих вещей.

2️⃣ Родители НЕ единственные проводники.
С возрастом социальное окружение расширяется.
Родственники, сад, школа, двор, секции - все эти люди могут оказать огромное влияние на ребёнка.

▪️ Учитывая ещё, что с возрастом меняются и авторитеты - родитель ➡️учитель ➡️ сверстники ➡️ наставник - мы должны понимать, что если у ребёнка в жизни появится человек, который что-то обожает, то он может этим увлечь ребёнка.

🕙 Например, двоюродный брат, выжигающий по дереву рисунки или дядя, который фанатеет от Звёздных воинов или лучший друг-одноклассник, который только и говорит о Майнкрафт.

3️⃣ Ребёнок - отдельная личность.
И вполне вероятно, что мамино обожаемое макраме вообще обойдёт его стороной, а папины макеты кораблей, расставленные по всей квартире будут проигнорированы вплоть до подросткового возраста, а может так и не вызовут интереса.

Исходя из этих трёх моментов, мы и найдём ответ на вопрос про разные интересы.

На примере Гарри Поттера (подставьте сюда, что хотите)⤵️

1️⃣ Если мне, как родителю, не интересен Гарри Поттер, я пробовала - не понравилось, читать/смотреть не хочу, то вряд ли ребёнок узнает о нём от меня.

Но если я посчитаю эту историю важной или подходящей под интересы ребёнка, то в определённом возрасте предложу ребёнку книгу для ознакомления и расширения горизонтов его интересов. Сделаю эту "тропинку".

2️⃣ Если я не предложила, возможно даже чего-то не знала, то вполне вероятно что ребёнку расскажет кто-то другой.

🔜 Например, в нашей семье дедушка профессионально занимался в юности лёгкой атлетикой. Именно он предложил моей старшей дочке попробовать эту секцию, рассказывал о себе, показывал олимпийских чемпионов и до сих пор раз в неделю возит на эту секцию именно он.
Дочка занимается уже 3 года и уходить не собирается. В своей возрастной категории прыгает дальше всех.

Я бы вообще не подумала об этом направлении в спорте, предлагала ей танцы, акробатическую студию, гимнастику - ей всё не нравилось.

Но атлетика оказалась именно тем, что ей подошло.


⬇️⬇️⬇️

Nonideal Mum

10 Jan, 14:11


Так, готовьтесь к очередному лонгриду - я заранее предупредила 😅

Снова в один пост не поместилось 🙈

Послание календаря сегодня оказалось очень даже в тему.

#посланиекалендаря

Nonideal Mum

08 Jan, 18:00


В связи с этим, я учла несколько факторов и решила начать именно сейчас, в 8,5 лет.

Возможно, они пригодятся и вам, когда вы будете решать - в каком же возрасте предложить своему ребёнку начать знакомство с Гарри Поттером.

Потому что, как бы мы не хотели однозначного ответа про возраст - его не будет. Ведь каждый ребёнок уникален и у него будет своё наилучшее "окно" для этой истории.


1️⃣ Читательский опыт
Перед тем, как предлагать историю со сложными смыслами, неоднозначными ситуациями, жестокими поворотами и многочисленными волшебными описаниями (привидение с отрубленной головой, трёхголовый пёс, существо, пьющее кровь единорога и так далее), стоит убедиться - готов ли к этому ваш ребёнок.

💬 Что он уже читал?
💬 Как реагировал на разные сюжеты?
💬 Насколько ему нравились или не нравились похожие истории?

Например, моя старшая дочка в 5 лет с огромным удовольствием слушала "Волшебник изумрудного города", а в 6 лет уже была знакома со всеми книгами цикла Волкова. В 7 лет сама стала читать "Тайны Чароводья".

2️⃣ Восприимчивость и впечатлительность
Есть дети, у которых после описания Кощея Бессмертного в 5 лет начнутся нарушения сна - и это показатель.

Если у ребёнка есть какие-либо закрепившиеся страхи, повышенная тревожность, чрезмерная впечатлительность, высокая чувствительность - стоит сто раз взвесить необходимость погружения в подобные истории. Лучше подождать пару лет.

У моих дочек с этим всё в порядке. Старшая вчера, увидев дементора, сказала, что он "вполне нормальный" и ни разу не попросила с ней посидеть перед сном, потому что страшно.

Поэтому обязательно учитывайте эту особенность своего ребёнка.

3️⃣ Интересы ребёнка
Если ребёнок не любит истории про волшебников, магию и фантастических существ, то он может просто не захотеть это читать.

Я задолго до того, как начать смотреть фильм, рассказывала про Поттера, показывала в магазине картинки, фигурки, книги, рассказывала про свой опыт. И в чтении дочке предлагала книги в жанре фэнтези: "Хроники Нарнии", "Волшебник изумрудного города", "История, конца которой нет" и другие.

Этим была подготовлена своеобразная "почва" для того, чтобы события в Гарри Поттере были интересны и не были слишком странным форматом для неё.

4️⃣ Окружение
Примерно за полгода до того, как мы с дочкой начали смотреть Гарри Поттера, её окружение стало увлечённо ей об этом рассказывать. Одна подруга читает эту историю с родителями, другая - уже всё посмотрела и наряжается в мантию и шарф Гриффиндора на Хэллоуин, третья заказывает на день рождения книгу с рецептами Гарри Поттера.

Поэтому, её интерес к этой истории стал абсолютно естественным и даже необходимым, чтобы "быть в теме" и поддерживать разговоры и игры с подругами.

🔜 На днях, когда мы смотрели вторую часть, дочка сказала: "Так вот о каком Василиске она мне рассказывала!"

Но если в окружении сверстников Гарри Поттер будет признаком "детства" и "странных сказочек", то ребёнок может подхватить эти утверждения и категорически отказаться от чтения или просмотра.

⚽️⚽️⚽️

На данный момент мы посмотрели 3 фильма и на этом прервёмся до летних каникул. В этот промежуток начнём читать книги.

А дальше буду смотреть по факту. Вероятнее всего, последние 3 части отложу на год-два, но не хочу ничего загадывать.

В любом случае, если у дочки сейчас закрепятся положительные эмоциональные воспоминания (а я для этого постаралась - совместный просмотр в обнимку в обычно запретное время, которое предназначено для сна), которые являются весьма прочными, то это будет способствовать и отношению к миру Гарри Поттера.

А это значит, что в любом возрасте она уже сама сможет перечитать, пересмотреть, переосмыслить эту историю, наслаивая её на свой личный опыт в разном возрасте.

✔️Ну а теперь ваше мнение
✔️или опыт - в каком
✔️возрасте ребёнку можно
✔️предложить книги и
✔️фильмы о Гарри?
✔️
✔️А может, и вовсе не стоит -
✔️когда сам к этому придёт,
✔️тогда и нормально? ⚡️


#NIM_книгидлядетей
#NIM_фильмы

Nonideal Mum

08 Jan, 18:00


После того, как я рассказала о том, что мы со старшей дочкой 8,5 лет начали смотреть Гарри Поттера, в комментариях задали вопрос, который волнует многих. И что уж скрывать - волновал и меня тоже.

✔️С какого возраста стоит
✔️знакомить ребёнка с
✔️миром Гарри Поттера? 🏰

*️⃣ Я поделюсь исключительно своей точкой зрения, потому что на фильмах стоит возрастной ценз 12+ и 16+ в зависимости от части, а на всех книгах - 6+.

🔜 Есть часто встречающееся мнение, что истории о Поттере необходимо давать по частям с перерывом в год или больше, начиная с 10-11 лет (возраст Гарри в начале истории), потому что персонажи становятся старше и соответственно истории становятся сложнее и тяжелее для восприятия.

Многие вещи и смыслы, применимые к героям в 13-15 лет будут недоступны или чересчур шокирующи для ребёнка в 7-8 лет.

Я неоднократно читала или слышала о необходимости повтора нашего опыта знакомства с Гарри Поттером. Когда мы томились в ожидании следующей части, загадывали и воображали, что же там будет дальше и когда наконец книга появлялась, с жадностью поглощали её, поражаясь новым поворотам.
Это способствовало развитию терпения и воображения, создавало дефицит, который только повышал значимость этой истории и делал её ещё более любимой.

🔖 Однако, мы не можем исключить время, которое минуло с тех пор. С момента выхода первой книги (1997) прошло почти 30 лет!

У нас даже 20 лет назад не было гаджетов, не было такого разнообразия книг, фильмов и мультфильмов. И поэтому к современным детям, на мой взгляд, не совсем применима подобная стратегия.

▪️ Лично я знаю детей, которые просто "перерастали" Поттера, и когда им предлагали книгу или фильм в возрасте примерно 12 лет - даже не хотели смотреть в сторону "детских сказочек". Потому что подростковый возраст уже был в самом разгаре и интересы ребёнка полностью были сконцентрированы на общении со сверстниками, а не на уютном совместном просмотре или чтении с родителями.

Именно поэтому я пересмотрела своё отношение к этим книгам и фильмам. Мне хотелось разделить с дочкой свою любовь к этому волшебному миру, обсудить детали, вместе пережить страшные и радостные моменты, поговорить о разных гранях дружбы, предательства, злости, ненависти, любви, преданности, благородства, храбрости, стараний и страданий.

Ведь это не просто волшебный мир и интересная приключенческая история - это бездонный океан примеров характеров, взаимоотношений, поведенческих реакций.

И когда есть возможность всё это обсудить, осмыслить, ответить на наводящие вопросы, то это становится не просто историей. Это становится частью тебя

Но если тянуть до 10-11 лет (возраста Гарри) - захочет ли дочка так открыто и искренне обсуждать со мной всё это, смотреть и читать? И в целом, захочет ли знакомиться с этой историей или у неё уже будут совсем другие интересы?

📌 За последние годы начало подросткового возраста сместилось с 12 до 10 лет (согласно данным ВОЗ) и начинается у девочек раньше. И, если посмотреть на детей в фильме в 11 лет и на современных подростков в этом возрасте - мне кажется, разница колоссальная.

                     ❤️❤️❤️

Nonideal Mum

01 Jan, 20:11


Ну что же, понеслась...

Уложили спать младшую и сели со старшей дочкой смотреть Гарри Поттера!

Нет, книги ещё не читали. Я не принципиальна с порядком ознакомления с историей в данном случае: книга-фильм или фильм-книга.

Смотреть будем только на каникулах.

Когда я озвучила дочке, что мы будем смотреть вместе Гарри Поттера после отбоя младшей (обычно они ложатся вместе), она сказала:

"Мама, но это можно только на каникулах. Перед школой мне нужно будет ложиться пораньше, чтобы выспаться"

Вот что значит ответственность 🤓

С таким отношением ребёнка к своим обязанностям подобные нарушения правил могут даже пойти на пользу 😉

И психологические бонусы:
🔜 совместное эмоциональное время с мамой
🔜 подкрепление сиблинговой позиции: старшему можно иногда не спать после отбоя и старшему можно смотреть те фильмы, которые нельзя младшему
🔜 мотивация быть старшим и более ответственным, так как это поощряется, и поощряется так, как хочется именно ей. Посмотреть Поттера вместе со мной она очень давно хотела.

#NIM_детская_психология
#NIM_сиблинги

Nonideal Mum

01 Jan, 14:11


Не смогла удержаться, поэтому показываю вам первый день из нового календарика.

В новом году слишком часто показывать не буду, но если что-то покажется достаточно важным/ценным или наведёт меня на определённые мысли, то буду делиться.

✔️Вам эта наша традиция с
✔️календариком нравится?

😍 - если да

#посланиекалендаря

Nonideal Mum

31 Dec, 16:37


Каждый год мы загадываем желания, ставим цели, строим планы и хотим, чтобы наши ожидания сбылись.

Но жизнь очень непредсказуема и всё может измениться за долю секунды.

От празднования Нового Года мы часто ждём картинку из фильма, где все счастливы, улыбчивы и довольны.

По факту, можно кормить грудью под бой курантов внезапно проснувшегося младенца, убирать осколки от разбитого бокала, выслушивать непрекращающееся недовольство трёхлетки и успокаивать разругавшихся детей.

Всё вышеперечисленное 👆🏻 случалось со мной в день празднования Нового Года в разное время.

Но на самом деле, это такие мелочи.

Потому что Новый Год сегодня или нет - каждый день случаются счастливые и радостные моменты, которые невозможно было запланировать или ожидать.

Уметь их заметить, увидеть и запомнить - чудо, подвластное каждому из нас

Я желаю всем нам, и себе в том числе - уметь замечать хорошее, радоваться в моменте и не концентрироваться на том, что не сбылось так, как мы хотели.

И, наверное, не строить слишком высоких ожиданий, особенно от маленьких детей.

Будьте счастливы!

Полноценно выйду на связь после 13 января, но если возникнет желание - напишу и раньше. Не хочется никаких планов 😉

Желаю всем хорошо отдохнуть!

С НОВЫМ ГОДОМ! 🥂

Nonideal Mum

30 Dec, 17:05


Я бы к сегодняшнему посланию календаря добавила ещё:

"ВЕРЬ В ЧУДО И ДЕЛАЙ ТО, ЧТО В ТВОИХ СИЛАХ, ЧТОБЫ ОНО СБЫЛОСЬ" 😅

Хотела вам сегодня рассказать, что девочки найдут под ёлкой, но предновогодняя суета меня слишком утомила 🫠

Поэтому расскажу уже в следующем году, заодно и расскажу сразу, понравилось или нет.

А на фото то, что делали вчера и сегодня.

Я не ожидала, что муж умеет так лепить из воздушного пластилина! Они со старшей дочкой вчера сделали игрушки на ёлку - и это отличная идея!

А сегодня в предпоследний день Адвента делали с девочками магниты в виде змеек. Рекомендовать не буду, качество не супер. Но процесс интересный и результат яркий

#NIM_занятия
#NIM_творчество

Nonideal Mum

28 Dec, 14:06


ФИЛЬМ ГОДА 2024

Сегодняшний вопрос календаря поднял очень хорошую тему.

✔️Какой фильм повлиял на
✔️тебя в этом году?

И я знаю какой. Я и сейчас его смотрю. Правда, это не фильм, а сериал.

"ЭТО МЫ"

Сериал о семье Пирсонов, в котором раскрывается вся жизнь семьи на протяжении длительного времени, влияние разных событий на каждого члена этой семьи и людей, которые с этой семьёй каким-то образом связаны.

▪️Практически каждая серия с пронизывающими смыслами, с очень значимыми и важными посылами.

❣️ Очень много про семейные ценности, про принятие, сопереживание, про силу духа, важность семьи и поддержки.

🥺 Много серий просмотрено сквозь пелену слёз и ком в горле.

✔️ Но что лично для меня самое цепляющее - огромное количество показательных кейсов по детской и семейной психологии.

Просто кладезь различных жизненных ситуаций, поведенческих реакций, последствий детско-родительских отношений.

📔 Я даже завела отдельную папку, куда сохраняю важные мысли по следам увиденного, а это для меня показатель качества фильма или книги.

Вы уже поняли, что это моя искренняя рекомендация и я скорее всего ещё не раз буду возвращаться к этому сериалу с примерами отдельных случаев.

✔️Вам такое интересно,
✔️кстати?
✔️На примере сериала
✔️разбирать определённые
✔️моменты по детской
✔️психологии?

Дайте знать, поставив 💯 - если да

И пишите в комментариях, какой фильм повлиял на вас в этом году
                  ↩️↩️↩️


#NIM_фильмы

Nonideal Mum

27 Dec, 10:02


. ЭТАП 2️⃣
Возраст 3-4 года.

Ребёнок этого возраста не понимает, что может ошибаться.

Он считает, что всегда прав.

И даже если он разлил молоко, то с абсолютно честными глазами скажет, что это не он. И будет в это верить 😅

Это не потому, что он такой врун, а потому, что он действительно полагает, что ошибаться он не может.

📎 Отдельно отмечу, что он не только про себя так считает, но и про своих значимых взрослых.
Так как ребёнок ещё не может вычленять ошибочные действия, то считает, что всё, что делают родители - абсолютно правильно. А поскольку существуют зеркальные нейроны и такое понятие, как "импринтинг", то все действия повторяет за ними, не осознавая правильные они или нет. Но это уже другая история.

Так вот, ближе к 4 годам происходит такой важный переход, когда ребёнок начинает осознавать ошибки других и свои.

У него появляется больше опыта, насмотренности, социального взаимодействия. И считается, что с этого возраста дети могут действительно обманывать.

Это у них всё равно не очень хорошо получается, но всё же.

Как распознать этот переход?

➡️ Предложить ребёнку тест "Неожиданное содержимое".

Вы показываете коробку, на которой изображены конфеты, например, и спрашиваете у ребёнка:
"Как думаешь, что в коробке?"

Ребёнок отвечает: "Конфеты"

Вы открываете, а там... карандаши!

Тогда вы закрываете коробку и задаёте вопрос:
"Как думаешь, а если сюда войдёт папа и мы спросим у него что в коробке - он что ответит?"

Ребёнок в 3 года ответит - "карандаши", потому что ОН уже увидел, что внутри и считает, что и другой человек это знает.

⏺️ Помните про эгоцентризм? Тоже прямая взаимосвязь.

А вот ребёнок в 4 года ответит, что другой человек тоже подумает, что в коробке конфеты. Ведь другой человек ещё не открывал коробку и не знает, что там!

🔸 Но самое интересное, если вы спросите у ребёнка, что он ответил в начале:
"До того, как мы открыли коробку, ты как думал, что там находится?"

Трёхлетка с полной уверенностью скажет, что он и говорил, что там карандаши. Он не ошибается!

А четырёхлетка признает свою ошибку и скажет, что сначала подумал, что там конфеты.

И вот это будет значимым.
Модель психического развивается по плану 👌🏻

ЭТАП 3️⃣
Возраст 5-6 лет

К этому возрасту ребёнок уже начинает понимать, что другой человек может мыслить и чувствовать иначе.

И чтобы проверить сформирована ли модель психического, проводится тест "Салли и Энн"

▪️На самом деле, герои этого теста могут быть абсолютно любыми, я использовала любимые игрушки дочки: Беззубика и Дневную Фурию. В комментариях выложу вам видео с этими двумя тестами. У младшей в 4,5 года модель психического зреет, в 5 лет ещё раз проверю 😁

Итак, суть теста ↩️

Всё это вы делаете на глазах у ребёнка, чтобы он видел всё, что происходит.

Стоит корзинка и коробка, рядом лежит мячик и сидит кукла Энн. Заходит кукла Салли и кладёт мячик в корзинку, после чего уходит.

Энн берёт мячик и перекладывает его в коробку. Уходит.

Корзинка и коробка сверху накрыты или закрыты, чтобы куклы не видели, что внутри.

Возвращается Салли.

И тут вы задаёте ребёнку вопрос:
"Как думаешь, где Салли будет искать мячик?"

⏺️Ребёнок в 3-4 года ответит, что в коробке - потому что видел, как Энн его переложила и полагает, что Салли тоже знает об этом.

⏺️А вот ребёнок в 5-6 лет, со сформированной моделью психического, скажет, что в корзинке - потому что Салли не было и она не могла видеть, как мячик переложили и будет искать его там, где оставила.

От чего зависит формирование модели психического?

От многих факторов: влияние семьи, социума, культурного аспекта.

Можно ли повлиять на развитие модели психического?

Безусловно, и это доказано разными исследованиями. Подробнее расскажу об этом уже в следующем году.

Но что можно делать ежедневно:
🔸Читать и рефлексировать по следам прочитанного
🔸Общаться как можно больше на разные темы
🔸Рассказывать о себе и других: что они могут чувствовать, почему могут вести себя так или иначе


▫️Ну что?
▫️Как чувствуете себя после
▫️этих новых знаний? 😉

#NIM_детская_психология

Nonideal Mum

27 Dec, 10:00


Очень даже в тему сегодняшнее послание календаря.

Умение понимать себя - важный навык.

У меня сегодня такое спокойное, достаточно умиротворённое состояние.

Написала для вас длиннющую и полезнейшую статью про модель психического и предвкушаю вашу обратную связь.

Надеюсь, вам понравится 🤞🏻

Это заключительный экспертный лонгрид в этом году, но в следующем продолжим 😉

Приятного чтения ⬇️

Nonideal Mum

26 Dec, 16:44


В ноябре мы с младшей дочкой читали книгу про ведьмочку Винни.

Там есть история про цирк, где ведьмочка пытается делать разные трюки, но то падает, то ныряет головой в ведро.

А дети, которые смотрят представление - хохочут, надрывая животы.

Я это начинаю читать и тут дочка меняется в лице и говорит:

- Мама, эти дети злые! Это совсем не смешно! Ей же может быть больно!

                  ❤️❤️❤️

И вот это 👆🏻 яркий пример формирования модели психического, о которой я расскажу вам уже завтра.

▶️ Умение понять другого, способность сопереживать и  сочувствовать.

▶️ Понимание того, что другой человек, в отличие от тебя, может совсем иначе относиться к одной и той же ситуации.

И не зря мы с вами вчера так эмоционально обсуждали чтение книг с детьми. Ведь книги и их обсуждение, разговоры с ребёнком о разных ситуациях, героях, поступках - способствуют формированию невероятно важных структур личности.

#NIM_детская_психология

Nonideal Mum

26 Dec, 11:15


Мы будем встречать Новый Год дома. К сожалению, не все родные смогут приехать, но увидимся позже!

А вы обычно дома встречаете или к кому-то едете на Новый Год?

Nonideal Mum

25 Dec, 18:14


Ну и завершая тему чтения, вот несколько фото и видео из личного архива для вдохновения

На первом фото младшей дочке почти 4 месяца. Со старшей точно также начинали.

🔜 Это к частому вопросу о том, в каком возрасте начинать.

Да, будут порванные книги - для этого я выделяла специальные книги, чтобы не отбить интерес.

Будут периоды, когда ребёнок не будет хотеть читать, и тогда можно читать игрушкам и в игре.

И все усилия родителей вовсе не являются гарантией, что ребёнок будет любить читать, когда станет старше.

Но во всяком случае, мы с вами будем точно знать, что делали для этого всё, что было в наших силах 😉

Nonideal Mum

06 Dec, 15:12


ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЁНОК СТОЛКНУЛСЯ С ТРАВЛЕЙ (буллингом, моббингом)

Я разделю эту статью на 2 части, потому что как мы с вами уже обсуждали, есть разная интенсивность травли. Бывает, что и от конфликта не очень отличить, а бывает, что уже всё совсем плохо и требуются решительные меры взрослых. Поэтому для начала я расскажу о профилактике, а потом уже о конкретных действиях при явной травле.


ПРОФИЛАКТИКА ТРАВЛИ:

1️⃣ Умение понимать и отстаивать свои личные границы
И снова возвращаемся к этой теме, потому что она является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни.

Если ребёнок понимает, как с ним можно, а как нельзя – это уже будет помогать ему отличить просто шутку от издевательства.

А умение обозначить свои границы может помочь предотвратить травлю в зачатке. Ведь в большинстве случаев агрессору важна реакция, внимание свиты и наблюдателей, подкрепление своей значимости, и если попробовать сразу чётко обозначить свою позицию, то ему может стать просто не интересно.

Опять же, не всегда! Про жертву мы уже обсуждали.

📌 Конечно, многое закладывается в семье и то, как с ребёнком обращаются и как относятся к его границам дома – давят, заставляют или договариваются и всё обсуждают – зависит и его самоощущение в социуме.

2️⃣ Обучение давать обратную связь словами
Не всегда слова помогают и если сразу бьют, то стоит обучить самозащите. Но если это зачатки травли, ребёнка оскорбляют, обижают, пытаются толкнуть, задеть, делают то, что ему обидно и неприятно, то стоит тренировать навык ответов.

🔜 Именно тренировать.

🕚 По себе знаю, что порой просто не успеваешь среагировать на грубое высказывание и мысленно начинаешь вести диалог с обидчиком уже спустя время.

А что уж говорить про детей?


Поэтому лучше всего «положить ребёнку в кармашек» заготовки ответов. Можно тренировать на игрушках, перед зеркалом, на братьях/сёстрах (мои дочки, кстати, очень любят отговорки).

Для дошкольников есть отличные отговорки:

✔️ Бла-бла, ква-ква, вот и все твои слова
✔️ Кто как обзывается, так сам и называется
✔️ Обзывайся целый век, я – хороший человек
✔️ Обзывайся хоть охрипни, ничего ко мне не липни!
✔️ Говоришь на меня, переводишь на себя!

Но и простым фразам о своих ощущениях стоит учить с дошкольного возраста:
✔️ Со мной так нельзя
✔️ Прекрати! Мне так неприятно!
✔️ Я в этом не участвую.
✔️ Хватит
✔️ Перестань
✔️ Стоп! Мне не нравится, когда так делают
✔️ Я не для этого! Прекрати

3️⃣ Пояснять ребёнку, что обзывательства – это не про него.

С ним всё в порядке.

Люди бывают разные и это нормально.

И если ребёнку говорят про его явные отличия, то спокойно это воспринимать:

- Ты очкарик
- Да, я ношу очки. И что?


- Ты жирный
- Да, я полнее, чем вы, и?


4️⃣ Уметь отличать конфликт от травли
Донести до ребёнка мысль, что если ему сделали по-настоящему больно, если испортили его вещи, одежду, отняли деньги, мешали есть, пользоваться туалетом – вот это уже не просто травля, а настоящее насилие.

И оно преследуется по закону.
Это терпеть нельзя!

И стоит сразу же сообщить воспитателю, учителю, родителям.

Необходимо пояснить, что от этого ребёнок не станет ябедой. Часто дети опасаются этого прозвища или переживают, что дети не будут дружить, если начнёт жаловаться.

🔸 Ябедничество – это жаловаться взрослым по пустякам, а если речь про насилие, то это необходимо прекратить.

5️⃣ Создавать и беречь доверительные отношения с ребёнком
Когда ребёнок может поделиться своими проблемами и огорчениями и понимает, что родители его поддержат – это значительно снижает риск перехода травли на серьёзный уровень.

Потому что если взрослые включатся в этот процесс в самом начале и пресекут это, то велика вероятность, что до сложной ситуации дело не дойдёт.

6️⃣ Привлечение специальных организаций для проведения тематических лекций для класса с целью профилактики
Из того, что я знаю – Школа Ольги Бочковой.

7️⃣ Чтение тематических книг и просмотр видео/мультфильмов (сделаю подборку)

Продолжение ниже ⬇️

#NIM_конфликты

Nonideal Mum

06 Dec, 15:11


Добрый пятничный вечер!

Молчание затянулось, потому что жизнь бурлит и дел полно, но накопилось слишком много всего, чем хочется поделиться и о чём рассказать.

Начну с того, что никак не завершу, а именно - тему про буллинг 👇🏻

Nonideal Mum

30 Nov, 10:30


2 особенности детей, о которых не стоит забывать

Вчерашний разговор перед сном с младшей дочкой (4г4мес):
- Мам, почему ты не улыбаешься и не смеёшься? Я очень хочу тебя развеселить - говорит дочка, пока я ищу книгу для чтения перед сном, а она вместо того, чтобы одеваться - кувыркается и танцует на диване.
- Я вижу. Тебе нравится, когда я весёлая и улыбчивая?
- Да, очень.
- выдаёт бешеный кувырок и корчит смешную рожицу.
- Понимаю, но сейчас я очень устала, доченька. Я не могу быть всегда улыбчивая и весёлая. Иногда я устаю, грущу, злюсь и тогда я не могу взять и начать веселиться. Нужно время, чтобы усталость или грусть прошла. У тебя же тоже так бывает, ты начинаешь кричать, а мне очень хочется, чтобы ты была спокойная. Но ты не можешь, я знаю, ты стараешься, но не можешь сразу перестать. Но проходит немного времени и ты успокаиваешься.

Всё это время она очень внимательно меня слушает.

- Да, мам! Вот кто-то же не может всегда смеяться
, он может и кричать, и плакать. Но он потом переплачет и успокоится и потом тоже будет улыбаться, когда захочет.
- Точно. Именно так.


Ещё один наш с дочкой разговор навёл меня на мысль о двух важных особенностях детей ❤️

1️⃣ Им очень важно, чтобы родители были довольны, рады, счастливы и вовлечены.

🔜 Это ведь про привязанность и базовую потребность в принятии.

💭 "Мне важно знать, что я значим, что мама/папа мне рады, что мама/папа здесь, со мной".

И они начинают использовать разные способы, чтобы этого добиться, если чувствуют потерю этой связи.

🔜 Например, когда мама сильно уставшая и будто "выключена", то поначалу ребёнок может начать пробовать вовлечь маму, но если не получается (а не получается, потому что мама сильно устала и не может резко стать весёлой и задорной) - в ход идут любые возможные способы, чтобы маму "оживить".

Тогда мы можем наблюдать достаточно частую историю - чем больше мама хочет, чтобы ребёнок не приставал и оставил её в покое, тем больше ребёнок пытается вывести её из разновесия, чтобы получить хоть какую-то обратную связь.

2️⃣ Дети НЕ МОГУТ успокоиться в моменте. Нужно время и поддержка (по ситуации).

Мы не можем взять и переключить тумблер с чувствами.

🕚Когда хочется плакать - невозможно искренне расхохотаться.
🕚Когда мы сильно устали - крайне сложно пуститься в пляс или затеять интересную игру с ребёнком.

Но у взрослого уже сформирован самоконтроль, а у ребёнка только-только начинает формироваться.

▫️И если мы сами не можем
▫️взять и перестать
▫️грустить, злиться,
▫️возмущаться, то почему
▫️требуем этого от детей,
▫️причём с моментальным
▫️исполнением?

Эти два пункта стоит почаще вспоминать, чтобы понимать и поведение ребёнка и его реакции. И следить за своими реакциями на такое поведение.

Мы не можем влиять на чувства ребёнка в моменте и не обязательно должны с этим что-то делать. Просто быть рядом. Дать время.

Крик утихнет.
Слёзы высохнут.
Усталость пройдёт.

А отношения останутся
❤️

#NIM_детская_психология

Nonideal Mum

28 Nov, 06:34


Вчера прислали вопрос, о котором я как раз хотела сказать.

Я планировала в конце ноября повторить Интенсив по границам. Даже анонсировала некоторым из вас и знаю, что его ждали.

❤️ Но, к сожалению, я вынуждена перенести его на следующий год.

Сейчас меня уже не устраивает первая версия. Я чуть больше узнала, хочу изменить дизайн, что-то скорректировать, где-то добавить - в общем, требуется рестайлинг. А на это, как вы понимаете нужно время и вдохновение.

🍁 Эта осень и конец года получились слишком насыщенными для меня, начиная от адаптации к детскому саду, заканчивая переездом (ремонт окончен и мы наконец начинаем перевозить вещи!).

🖊️ Дополнительно к этому по консультациям у меня был очень напряжённый октябрь, со сложными кейсами, когда я за две недели брала сразу 3 супервизии (обычно беру раз в месяц на непростые случаи). А после этого вписалась сразу в три обучения, потому что поняла, что по определённым темам есть пробелы.

Всё это стало сказываться на моём самочувствии и эмоциональном состоянии, и я приняла решение сделать передышку.

Позаботиться о себе, тем самым проявив заботу и о близких.

Вы, наверное, заметили и снижение активности в канале. Но я стараюсь не забрасывать и делиться с вами важными и полезными вещами, потому что ваша обратная связь ресурсна для меня. ❤️

Сейчас я погружена в детали переезда (как-нибудь поделюсь, потому что это оказалось для меня невероятно сложно) и готовимся к новоселью. Читаю книги, которые давно хотела прочесть, прохожу обучения по мере сил и желания и конечно, занимаюсь детьми и семьёй - тоже много мелочей и нюансов, которые требуют моего вовлечения и моральных сил.

Как только всё войдёт в привычную и более стабильную колею, я планирую повторить Интенсив по границам и начать писать новый - вместе с вами выберем тему! 😉

А в декабре я обязательно расскажу вам ещё много увлекательного по теме детской психологии.

Спасибо всем за понимание, вашу вовлечённость и обратную связь.

Я это невероятно ценю!
🫶

Nonideal Mum

27 Nov, 19:34


Кстати, за что их буллили:

1️⃣ Том Круз - хронический "новичок" в разных школах, дислексик, бедная семья
2️⃣ Джеки Чан - физическая слабость (!) - не мог за себя постоять, бедная семья
3️⃣ Дэниэл Рэдклифф - роль Гарри Поттера
4️⃣ Кристиан Бэйл - съёмки в кино, зависть одноклассников
5️⃣ Илон Маск - замкнутость и уникальная память, был "ботаником" в школе, однажды ему даже сломали нос
6️⃣ Анджелина Джоли - внешность и замкнутость
7️⃣ Меган Фокс - внешность, мечта стать актрисой
8️⃣ Виктория Бэкхем - неуверенность, неуклюжесть
9️⃣ Шарлиз Терон - внешность (очки, одежда), репутация матери (застрелила мужа)

Это ещё раз подтверждает, что причина может быть любой.

Не каждый ребёнок после пережитого станет Томом Крузом, но мы ведь знаем, что не только такой опыт формирует нашу личность.

Nonideal Mum

27 Nov, 16:16


Как думаете, что объединяет этих известных людей?

Пишите свои предложения в комментариях, через пару часов расскажу

Nonideal Mum

25 Nov, 17:42


"- Мам, вот знаешь, я очень боюсь, что ты за мной не придёшь до улицы.

И когда говорят идти одеваться, я иду и одеваюсь вместе со всеми.

У меня появляются слёзки, потому что я боюсь, что тебя нет, но я вытираю вот так слёзки рукой, тихонько вытираю, и потом преодолеваю свой страх и одеваюсь.

И тут ты заходишь, машешь мне и говоришь: "Доченька, я тут!" и у меня сразу такое счастье, вот очень счастливая становлюсь, одеваюсь и улыбаюсь, а потом иду к тебе.
"

Это удивительно, как ребёнок в 4 года так точно говорит о своих чувствах и эмоциях. Каждый раз у меня это вызывает восхищение и я искренне поражаюсь, что так возможно.

Это бывает не часто, поэтому такие моменты очень хочется сохранить.

На самом деле в этом высказывании моей младшей дочки и описании своих чувств заключается основной страх детей в детском саду. Перечитайте ещё раз и вы поймёте, что могут чувствовать дети в детском саду в период адаптации, но о чём часто молчат.

#NIM_детская_психология
#NIM_детский_сад

Nonideal Mum

24 Nov, 15:05


❗️- Кажется, я ужасная
❗️мать.
❗️- Если хочешь знать, я
❗️тоже ненавидела отпуск
❗️по уходу за ребёнком. И
❗️я великолепная мать!

У Доктора Бейли есть чему поучиться, правда?

Мы с вами великолепные мамы! 🫶

Nonideal Mum

24 Nov, 14:58


Сегодня с утра девочки играли в Эльзу из Холодного сердца. В какой-то момент младшая (4г4м) надела корону и спросила у меня:
- Мам, красиво?
- Конечно.


Рядом сидела старшая (8л), я не видела что она сделала, но младшая тут же среагировала:
- Эй, ты чего? Я так не делала, когда ты была в короне!
- А что она сделала? -
спросила я.
- Покривлялась!
- Тебе это не понравилось?
- Нет, почему она так делает? Я так ей не делала!
- Тогда скажи ей: "Мне неприятно и обидно, когда так делают"


Младшая повернулась к сестре и сказала:
- Мне неприятно и обидно, когда так делают. [вербализация эмоций]

Старшая дочка сделала смущённое лицо.

- Может, ты хочешь что-то ответить сестре? - спросила я у неё.
Она ничего не ответила.

- Как думаешь, почему ты так сделала?
- Потому что она красовалась в короне.
- А тебе тоже хотелось, чтобы у тебя была корона?
- Да!
- Ну это ведь ты её сплела, ты можешь сплести ещё одну.
- У меня нет таких же бусин
.
- Мгм. И что же с этим можно сделать?
- Можно поискать в моих запасах. Но я не хочу сейчас делать корону.
- Понятно.


Весь наш разговор слушала рядом младшая дочка. И тут она подходит, снимает с себя корону и одевает её старшей сестре.

- Какой великодушный жест, доченька! Ты захотела порадовать сестру? - сказала я младшей дочке и крепко обняла её.
- Да, я уже поносила корону, а ей хочется больше. Пусть носит, мне не жалко.

- Тебе приятно, что сестра дала тебе корону? - спросила я у старшей, которая всё ещё сидела насупленная.
- Да.
- Можно сказать "спасибо", если хочется.
- Хочется.


Она подошла к младшей сестре, обняла её, поцеловала и сказала "Спасибо".

- А теперь я хочу рассказать вам кое-что интересное.

Когда ты стала кривляться (я обратилась к старшей), то она подумала, что ты хочешь её обидеть и стала злиться. И это бы могло окончиться ссорой, если бы в ответ она тоже стала кривляться или обвинять тебя.

Но она сказала, что ей неприятно. Она сказала о себе, что она чувствует.

А потом мы выяснили, что ты кривлялась не потому, что хочешь обидеть сестру, а потому, что тебе хотелось корону. То есть - это ведь тоже было про тебя! И ты могла сказать это в самом начале, сказать про себя.

И когда вы выяснили это, когда вы поняли, что каждая из вас чувствует и чего на самом деле хочет - вы смогли решить этот вопрос спокойно и без ссор.

- Да, мам! Я нашла компромисс! - сказала младшая.
- Точно и это очень по-взрослому! А ты смогла поблагодарить сестру и не продолжать ссору (я отметила и старшую)

Пока мы обо всём этом разговаривали, у меня на кухне сгорела зажарка в суп, пришлось делать новую 🤦🏼‍♀

Но в этот момент обе дочки приобрели ещё один бесценный урок в свою копилку. Ещё один маленький кирпичик опыта.

❣️❣️❣️

Сегодня ДЕНЬ МАТЕРИ.

И эта история показалась мне очень показательной в этот день.

⏺️ Ведь материнство - это ежедневный труд, который складывается из таких, казалось бы, мелочей.

Незаметные ежедневные действия и разговоры, которые только посредством накопительного эффекта дают видимый и ощутимый результат.

Быть мамой очень сложно и одновременно - это необыкновенное счастье.

Лично для меня материнство - самая противоречивая роль, которая включает в себя всю палитру чувств и эмоций: от всепоглощающего умиления до ослепляющего гнева.

Но чтобы ни случилось, как бы иногда ни казалось, что всё зря и что ничего не получается - каждой маме стоит помнить одну очень важную вещь про материнство:

💗 ИМЕННО ОНА - САМАЯ ЛУЧШАЯ МАМА ДЛЯ СВОИХ ДЕТЕЙ! 💗

#NIM_детская_психология
#NIM_личное

Nonideal Mum

22 Nov, 14:49


Оказывается, сегодня ДЕНЬ ПСИХОЛОГА!

Немного странно осознавать, что это теперь и мой профессиональный праздник ☺️

Всех коллег с праздником! 💐

Мы делаем действительно важное дело, каждый раз после завершения консультации убеждаюсь в этом.

Спустя год после выпуска и более двух лет консультирования я понимаю, что только в начале пути.

Невероятно интересного пути

Nonideal Mum

21 Nov, 08:22


Очень. Классный. Фильм.

Рекомендую для совместного просмотра с мужем.

Совместное время с мужем не менее значимо, чем с детьми 😉

В комментариях выложу ещё несколько фильмов/сериалов, которые нам понравились.

Потому что есть фильмы/сериалы, которые мы смотрим отдельно: я - те, что мне нравятся, он - те, что ему.

#NIM_личное
#NIM_фильмы

Nonideal Mum

19 Nov, 08:33


Пока не забыла.

Вот эта пена для купания очень классная! Девочки играли с ней в ванной, когда мылись:
🕚 писали и рисовали на стенах
🕚 делали узоры на себе
🕚 создавали причёски игрушкам
🕚 строили замки из пены
🕚 готовили из неё воображаемые коктейли, супы, пиццы и так далее

потом играли в раковине,
потом вышли из ванной и пытались запенить всё вокруг и мне пришлось её убрать 😅

Несмотря на то, что пока пена отдыхает в тайном месте, я всё равно не могу о ней не рассказать.

🖊 Запах, консистенция, размах для фантазии - всё сошлось.

Не оставляет следов на ванной и на швах между плиткой (об этом некоторые пишут в отзывах на wb, возможно зависит от материала), смывается легко. Я сама зависала от тактильного удовольствия.

Есть несколько цветов.

Для разнообразия игр в ванной - отличный вариант.

#NIM_занятия

Nonideal Mum

14 Nov, 15:43


Про остальные роли и то, что можно сделать, если ребёнок столкнулся с травлей ещё обязательно напишу.

А пока оставлю в дополнение про агрессора несколько фраз, которые позволяют посмотреть на него немного с другой стороны.

Nonideal Mum

14 Nov, 15:31


РОЛИ В ТРАВЛЕ

Если вы считаете, что в травле участвует только тот, кто травит и тот, кого травят - то это совсем не так.

Я писала о том, что травля - это групповой процесс, а значит, что задействована группа. И в этой группе у каждого своя роль.

Вот эти роли ❤️

1⃣ АГРЕССОР

2⃣ ЖЕРТВА

3⃣ СВИТА агрессора

4⃣ НАБЛЮДАТЕЛИ/СВИДЕТЕЛИ

5⃣ ЗАЩИТНИКИ


Сегодня речь пойдёт об агрессоре



АГРЕССОР/БУЛЛИ/МОББЕР

В прошлом году я слушала лекцию про личные границы взрослых людей от специалиста, который имеет огромный опыт работы с жертвами насилия.

Каково же было моё удивление, когда лектор сказала, что абьюзер/агрессор - сам является жертвой. Ему самому плохо и ему наравне с жертвой необходима помощь.

🔜 Ведь нарушение границ - это всегда обоюдный процесс. Нарушаются границы не только того, чьи границы нарушают, но и того, кто их нарушает.

И если агрессор так себя ведёт, то велика вероятность, что у него просто нет другого опыта.

Возвращаемся к детям и травле.

Агрессор агрессору рознь и может быть огромное количество разных причин того, почему этот ребёнок начинает так делать.

🔖 Однако, в любом случае, если речь идёт о травле, то мы всегда понимаем, что каковы бы ни были эти причины и как бы мы не хотели понять и оправдать агрессора - насилие по отношению к другим детям недопустимо.

И именно взрослые могут это пресечь.

Я хочу рассказать о наиболее типичных характеристиках агрессора. Одно время я задавалась вопросом, как избежать ситуации, чтобы мой ребёнок не стал булли - поэтому отдельно напишу про возможные причины такого поведения.

🔜 Физически и эмоционально сильнее
Здесь, думаю, понятно. Когда ребёнок сильнее и понимает, что эта сила может повлиять на то, чтобы его положение в группе было выше, чем у других и не встречает пресечения со стороны взрослых, то он этой силой будет пользоваться.
Такие дети могут даже бросать вызов воспитателям и учителям, будучи абсолютно уверенными в своей безнаказанности.

🔜 Высокий уровень агрессии
Есть дети, более склонные к агрессии, чем другие. Они легко заводятся, чаще злятся, не могут контролировать свои эмоции и сдерживать свои порывы.
Если с этим ничего не делать, то ребёнок будет проявлять свои импульсы так, как умеет.

🔜 Неуверенный в себе
За счёт других он пытается самоутвердиться, доказать всем вокруг и себе в том числе, что он значим, заметен! Поэтому и жертва может выбираться заведомо слабее.
Агрессор часто боится быть свергнутым, переживает, что найдётся кто-то сильнее и он сам может оказаться в роли жертвы. Для этого ему приходится постоянно подкреплять свою позицию и отстаивать свою роль.

🔜 Низкий уровень эмпатии и сопереживания
Такие дети могут даже не думать о последствиях, им сложно даётся понимание другого, они не в состоянии поставить себя на место своей жертвы.

Бывают ситуации, когда ребёнок начинает подтрунивать над кем-то, но его настолько поддерживает группа, что выйти из роли агрессора становится слишком тяжело для него.



Подкреплением всего вышеперечисленного может выступать семейное воспитание или поведение педагогов:
🕙 физические наказания или физическое насилие в семье - не обязательно по отношению к самому ребёнку, а к любом члену семьи
🕚 попустительство и вседозволенность
🕙 чрезмерный контроль и авторитарное воспитание
🕙 недостаток тепла и эмоционального контакта со стороны значимых взрослых
🕙 отвержение
🕙 чрезмерное запугивание другими детьми и их отношением и яркий акцент на самозащите
🕙 игнорирование жалоб ребёнка - "Справляйся сам"
🕙 критика, высмеивание ребёнка или его брата/сестры/мамы/папы - он начинает пользоваться такой же моделью
🕙 обсуждение с нелицеприятных сторон и высмеивание при ребёнке сверстников или конкретного ребёнка
🕙 игнорирование первых признаков травли
🕙 отсутствие правил и норм в группе, на площадке, когда родители и педагоги "закрывают глаза" и предпочитают позицию "сами разберутся"
🕙 постоянная смена педагогов
🕙 недостаточная физическая активность
🕙 чрезмерное количество детей в группе, когда педагоги не могут уследить за всем, что происходит.

#NIM_детская_психология
#NIM_конфликты

Nonideal Mum

13 Nov, 19:34


Спустя несколько дней после прочтения книги "Твои суперспособности", младшая дочка (4г4мес) сказала:

- Мама, я знаю какая у меня суперспособность!
- Да? Какая?
- ТВОРЧЕСТВО!
- Точно! Ты классно рисуешь, поёшь, танцуешь, лепишь - это ведь всё ТВОРЧЕСТВО! Ты абсолютно права.




Хочу оставить это на память, потому что ещё буквально полгода назад младшая дочка плакала и кричала, что она не любит рисовать и у неё некрасиво получается.

Но я упорно рассказывала о том, что получается, показывала прогресс, искренне восхищалась успехами и обращала внимание на удачные детали.

➡️ Не просто "Молодец", а подробное обсуждение и акцент на том, что удалось.

▫️Куда направлено внимание
▫️значимого взрослого - там
▫️и сконцентрировано
▫️внимание ребёнка.

⏺️ Акцент на том, что удаётся - ребёнок будет стараться делать это дальше, тем самым развивая эту сферу.

- Как ты здесь здорово прорисовала глаза, даже ресницы есть и зрачок! Ты действительно совершенствуешься с каждым разом!

⏺️Акцент на том, что не удаётся - ребёнок будет избегать эту сферу, чтобы не слышать упрёки.
📌Либо (если мы говорим о поведении), то может делать ещё хуже, чтобы получить это внимание хотя бы так.

- Здесь можно было лучше сделать, так никто не рисует. Вот смотри, дай я нарисую - видишь, как надо?


Чувствуете разницу?
И дети очень хорошо чувствуют.

Поэтому подкрепляем увлечения и занятия ребёнка и не скупимся на подробные комментарии о позитивных моментах 👍

#NIM_детская_психология
#NIM_личное
#NIM_книгидлядетей

Nonideal Mum

08 Nov, 16:18


ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ТРАВЛЯ ОТ КОНФЛИКТА?

Начну с того, что каждая история любого конфликта очень индивидуальна.

Лучше чем родитель, ребёнка не знает никто и, соответственно, реагировать в первую очередь необходимо с учётом его индивидуальных особенностей.

Одна и та же ситуация разными людьми может быть воспринята абсолютно по-разному!

🕚 Здесь, кстати, есть скрытая опасность - некоторые дети НЕ ПОНИМАЮТ, что действия других детей могут быть совсем не безобидными.

🖊️ На обучении нам рассказывали историю, когда девочку в саду в тихий час вымазали землёй из цветочного горшка и забрали все красивые заколки. А когда дома об этом спросили, она ответила:
"Я хочу с ними дружить и доставлять им радость. Им же было весело, а значит и мне хорошо"


Взрослые тоже, порой, могут до последнего не признавать всю серьёзность возникшей проблемы.

Поэтому расскажу про отличия травли от конфликта и "красных флажках" в поведении ребёнка, на которые стоит обратить пристальное внимание.


Отличия травли от конфликта:

1️⃣ силы не равны
Когда дети конфликтуют, то обычно это примерно равные силы. Поссорились, помирились. Один обозвал, другой рожу скорчил.

Детский коллектив невозможно представить без конфликтов, особенно где около 30 разных детей, а это среднее количество в группе сада или классе школы.

Но совсем другое дело, когда один из участников сильнее физически и/или психологически, либо против одного человека выступает целая группа, а другой - заведомо слабее.

В таком случае у жертвы просто нет сил и возможности дать необходимый отпор.

🔜 Ещё раз - дети бывают очень разные и кто-то просто НЕ МОЖЕТ противостоять.

Некоторые дети даже пытаются, ходят на "стрелки", пробуют защищаться, но это может только раззадоривать обидчиков и усугублять травлю.

И тогда ребёнку просто невозможно справиться одному.

2️⃣ регулярность
Конфликты происходят время от времени и можно сказать, что они одномоментны.
Поссорились, даже может и подрались, но заранее это спланировано никем не было и как началось, так и закончилось.

Травля - это про постоянное долгосрочное воздействие. Когда ребёнок встаёт утром и уже понимает, что его ждёт.

Жизнь в постоянном стрессе.

3️⃣ целенаправленность
Бывают ситуации, когда в коллективе есть достаточно агрессивный ребёнок или пару детей, которые пытаются всех задирать.

Неважно, кто рядом - они готовы моментально вспыхнуть и начать конфликтовать.

В травле всегда есть жертва, конкретный ребёнок (небольшая группа детей), над которым издеваются.

Самое неприятное, что стоит этому ребёнку покинуть коллектив, агрессор выберет другого ребёнка и травля продолжится, снова целенаправленно против конкретного ребенка.

4️⃣ преднамеренность
Как я уже сказала, конфликт спонтанен. Будет он или нет - предсказать невозможно.

Но травля имеет совсем другую особенность.

Агрессор заранее продумывает план издевательства, специально всё подстраивает и ожидает, что доставит жертве страдания, а сам получит от этого удовлетворение или подкрепление своего статуса в глазах наблюдателей.

5️⃣ причинение боли
Одна и та же ситуация у двух разных детей будет вызывать разные чувства и эмоции.

Но если ребёнку тяжело, плохо, он не может этого выносить - то необходимо к этому прислушиваться и помогать!

Агрессоры могут говорить, что они шутят, это просто смешная выходка и они ничего плохого не задумывали.

Но стоит пояснять детям, что:

▫️ШУТКА - это когда смешно
▫️ВСЕМ.

Если тебе не смешно, если тебе неприятно, больно и плохо - обязательно скажи об этом.

6️⃣ завершение возможно при вмешательстве со стороны
Сам ребёнок просто не в состоянии справиться, если речь идёт о настоящей травле.

7️⃣ участие группы
В травле участвует группа человек, а не двое детей, которые конфликтуют. И у каждого участника этой группы есть своя роль.

Продолжение ниже
(а то в один пост снова не поместилось 🙈)


#NIM_детская_психология
#NIM_конфликты

Nonideal Mum

01 Nov, 15:47


Интерес к теме буллинга бьёт рекорды по реакциям.

Пока я готовлю материал, расскажу об одной важной особенности, которую следует понимать в любом конфликте и высказываниях другого человека, и которую лучше всего доносить до детей как можно раньше.

▫️Большинство
▫️высказываний других
▫️людей о нас - касаются не
▫️нас, а их самих.

Если мы будем понимать эту разницу, то это может в корне изменить нашу обратную реакцию.



- Ты дура!
- Сама дура!


Когда тебя обозвали дурой, ты начинаешь думать, что это про тебя и начинаешь защищаться или расстраиваться.

Но если ты понимаешь, что это просто злость, зависть или ревность обзывающего, а лично с тобой всё в порядке, то и ответ может быть совсем другим.

- Ты дура!
- Спасибо за информацию.




Я прекрасно понимаю, что всё это совсем не так просто, как я рассказываю.
Я сама в школе подвергалась оскорблениям и сарказму со стороны одноклассников - поэтому прекрасно знаю, каково это.

Но об этой мысли необходимо постоянно напоминать детям.

С ТОБОЙ ВСЁ В ПОРЯДКЕ.

Есть отличное видео для подростков и взрослых, где достаточно наглядно показано, как работает ответная реакция на оскорбления и отношение к этим самым оскорблениям.

К моему удивлению, моя старшая дочка с возрастом научилась отвечать так, что даже я поражаюсь.
📌Научилась, кстати, не от меня, а от своей лучшей подруги.

Оставлю вам мастер-класс от неё - это она мне рассказала.



В ответ на фразу одноклассника:
- Ты тупая!

Моя старшая дочка ответила ему:
- Понимаю. Не повезло в жизни.


- А что он ответил? - спросила я, когда она мне это рассказала.
- А ничего, мам. А что тут скажешь. Ему же не повезло)

#NIM_детская_психология
#NIM_личное
#NIM_конфликты

Nonideal Mum

30 Oct, 15:58


Вчера когда я встречала старшую дочку из школы (она во 2 классе), по дороге домой она стала рассказывать мне, что девочки из класса пытались уговорить её дружить против условной "Светы".

- И что ты ответила?
- Я ответила, что не хочу. Пусть сами дружат или не дружат с кем захотят, а я дружу со всеми и не хочу против кого-то дружить
- А почему они решили с ней не дружить?
- Не знаю, не хотят и всё. Со "Светой" мало кто дружит и они её в игру не берут
- Как думаешь, приятно было бы оказаться на месте "Светы"?
- Нет, конечно. Вот я и не согласилась с ними.


Я остановилась и знаете, у меня от гордости за свою дочь даже "соринка в глаз попала" 🥲

- Дочь. Я тобой невероятно горжусь. Ты растёшь действительно достойным человеком, - сказала я и крепко обняла её.



У меня на текущий момент накопилось достаточно много отложенных постов про оскорбления, травлю, буллинг и в целом подобные конфликтные ситуации.

Хочу поделиться с вами, потому что тема актуальна всегда.

🕖 Недаром ведь для очередной публикации на сайте телеканала "О!" выбрали мою статью именно о том, как постоять за себя.

И это не обязательно школьная история - дети в саду тоже могут достаточно жестоко себя вести.

Если интересно - ставьте 💯

И пишите в комментариях свои вопросы или личные истории по теме буллинга - учту при написании постов.

#NIM_конфликты

Nonideal Mum

25 Oct, 19:41


Сегодня я была абсолютно #неидеальной_мамой:

🔴отказывалась поиграть с младшей дочкой несколько раз. Прямо так и отвечала: "Я сегодня не хочу играть" и не поддавалась на уговоры и попытки устроить скандал
🔴 включила детям мультики на час, пока сама слушала лекцию
🔴 накричала на старшую дочку, потому что она пролила воду возле ноутбука на зарядке. Для меня это просто страшный сон после одной ужасной истории с мальчиком в ванной и телефоном на зарядке
🔴 не приготовила нормальный ужин: положила на одну общую тарелку детям варёные перепелиные яйца, огурец, нарезанный помидор и сыр. Налила им чая и дала разного печенья на выбор

И что?

Да ничего 😅

🔜 Младшая спокойно в итоге поиграла самостоятельно, потом послушала аудиосказки.
🔜 Со старшей мы почти сразу помирились, а младшая успокаивала её (это тоже их сблизило).
🔜 А от ужина все остались в таком восторге, что старшая даже подружке по телефону хвасталась, какой у них сегодня был крутой пикник 🤩

А пишу вам об этом для того, чтобы напомнить: дни бывают разные, настроение и состояние у мамы тоже бывает разное и такие эпизоды в жизни детей тоже формируют особенный опыт:
✔️ что мама устаёт и не всегда хочет делать то, что хотят другие - а значит и я так могу.
✔️ что мама тоже может сорваться, когда испугалась - а значит и мне бояться нормально
✔️ что если не хочется что-то делать, но вроде надо (это я про ужин), то можно договориться и найти альтернативу - а значит и я могу так попробовать


Детям важен разный опыт.

Детям важно видеть родителей с разными эмоциями и чувствами и понимать, как они с этим справляются (только исключаем отсюда разные формы насилия, в том числе эмоционального)

Детям и родителям не нужно быть идеальными.

Нужны лишь хорошие, крепкие, безопасные, доверительные отношения ❤️

И если они есть, то такие дни просто проходят.

А отношения остаются.


#NIM_личное
#NIM_детская_психология

Nonideal Mum

24 Oct, 08:28


Работа по инструкции, следование правилам и корректное выполнение поставленной задачи очень пригодятся в школе.

Однако, зачатки этих процессов формируются именно в дошкольном возрасте.

И мы можем ненавязчиво помогать привыкать к этому через игру!

🧩 Конструктор, как нельзя лучше помогает всё это закрепить.

Младшая дочка играет с Lego Classic примерно с 1,5 лет.

Работа по инструкции появилась после 3,5 лет - может даже чуть позже. Хватало на самую примитивную фигурку.

Сейчас в 4,3 года - дочка выдерживает долгие поиски деталей и длительный процесс конструирования.

Но чаще, конечно, конструктор у дочек выступает в роли материала для творчества и полёта фантазии. 💫

Когда воображение можно включить на полную катушку, придумывая различные постройки, после чего всячески вовлекая их в игры с фигурками.

📌 Я знаю, что некоторые специалисты рекомендуют убирать Lego Duplo после определённого возраста, но у нас он до сих пор в ходу, даже у 8-летки. Потому что детали крупнее и соответственно масштаб другой.

➡️ Если ребёнок не хочет выполнять задание по инструкции - подключайте игру.

С родителями может срабатывать сопротивление, а если ребёнок вживается в роль, то очень много может делать, выполняя задания игры.

И развиваться, сам того не замечая 😉

▫️У кого дети старше 4 лет -
▫️как даются задания по
▫️инструкции?

#NIM_развитие
#NIM_занятия
#NIM_занятия_4

Nonideal Mum

23 Oct, 07:10


Вчера смотрела на широко раскрытые глаза своих девчонок, когда рассказывала им про то, как рождается малыш и что с ним происходит в первые минуты жизни и задумалась 🤔

А ведь знания заразительны!

Я им с таким энтузиазмом рассказываю обо всём этом, очень эмоционально, порой зарисовываю что-то или показываю картинку в интернете.

А они слушают.

Слушают, затаив дыхание, не перебивая, и только я сделаю небольшую паузу - как просят ещё и ещё, задают всё больше и больше вопросов.

А я рассказываю и рассказываю.

Потому что мне самой всё это очень интересно.

Это ведь чудо!

Всё, что происходит вокруг и внутри нас с вами.

🕙Как опадает листва
🕙Как всходит и заходит солнце
🕙Какой необъятный космос
🕙Как удивительно устроен наш мозг и организм

Знания и стремление к знаниям - заразительны.

Только стоит этим щедро делиться и не уставать отвечать.

И тогда пытливый детский ум не собьётся со своего встроенного пути по познанию и обучению.

#мысли_вслух

Nonideal Mum

22 Oct, 05:35


КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ ПОСТОЯТЬ ЗА СЕБЯ

Обещала разобрать оставшийся вопрос в ленте.
Готовьтесь - будет лонгрид на пару постов 😅

Выбрала я этот вопрос не просто так. На самом деле это достаточно частый запрос - когда ребёнок не может или не хочет (в силу темперамента или страха) за себя постоять.
⏺️⏺️⏺️

📌 У моей младшей дочки в саду тоже есть мальчик, который постоянно к ней пристаёт - только не обижает, а хочет гладить и обнимать, но ей это не нравится.

На наши беседы и практические тренировки она говорит, что не хочет его обидеть, переживает, что если оттолкнёт, то может сделать ему больно.

Однако, это не значит, что стоит опустить руки и сказать:
- Ну да, вот такая у меня застенчивая и робкая девочка. Что же поделаешь...

Нет.

Это значит, что понадобится больше тренировок и больше наглядных ситуаций.

⏺️⏺️⏺️

Итак, что можно сделать:

1️⃣ Стоп! Мне так не нравится!
Мне импонирует эта фраза и действие "вытянуть руку вперёд" ✋🏻, будто отделить границу своего личного пространства.

🔖 Фраза эта из мультфильма "Про Миру и Гошу".

В дошкольном возрасте она как нельзя лучше подходит к любой попытке посягательств в личные границы ребёнка.

❗️ Однако, просто сказать и показать мультик НЕ СРАБОТАЕТ!

Кто давно и внимательно читает мой канал, знает почему.

Правильно - наглядно-действенное мышление!

Поэтому переходим к следующему пункту ⬇️

2️⃣ Практика, практика и ещё раз практика
Бесполезно говорить ребёнку:
🕙"Дай сдачи",
🕙"Что же ты, ответить не можешь?"

Это тоже самое, если вы вообще ни разу сцепление не выжимали, а вам говорят:
"Что же ты, ногу нормально поднять не можешь, чтобы машина не глохла?"

Нужна практика!

Поэтому если ребёнок не знает, как реагировать, то практикуемся.

✔️"Скажи: "Стоп! Мне так не нравится!" громко и чётко.
Отлично!
Вытяни руку!"


Можно брать игрушку и прямо за игрушку пробовать в игровой форме ребёнка толкнуть немного или лапкой ударить легонько, а он должен вытягивать руку и не давать до себя дотронуться.

Потом меняться ролями и ребёнок играет за игрушку, пытаясь вас толкнуть, а вы вытягиваете руку и говорите:
"Стоп! Мне так не нравится!"

3️⃣ Ролевая игра
Если ребёнок старше 4-5 лет, то можно предложить ему поиграть по ролям.

Сначала он в роли обидчика, а вы - в роли ребёнка и ребёнок либо обзывается, либо нападает, а вы показываете как дать отпор:
🔜вытянуть свою руку
🔜задержать руку обидчика
🔜отклониться в сторону

А потом меняетесь ролями и вы играете за обидчика (только не стоит сильно вживаться в роль, чтобы не обидеть ребёнка), а когда ребёнок вытягивает руку или задерживает вашу - вы демонстративно сдаётесь и отходите со словами:
"Ну и ладно!"

📎 Используем этот способ, только если ребёнок хочет.

🙅🏼‍♀ Не заставляем и не критикуем наподобие: "Ну ты даёшь! Даже с папой в игре не можешь за себя постоять. Неудивительно, что тебя бьют в саду"

4️⃣ Игра с фигурками и наглядная сказкотерапия
В какой-нибудь игре можно прямо разыграть спектакль, когда, например, есть машинка-задира и машинка, которую эта задира пытается толкнуть, обозвать, ударить.

И поначалу машинка грустит, но мимо едет грузовик и даёт ей совет, как можно себя вести.

Машинка набирается храбрости и в следующий раз, когда машинка-задира пытается толкнуть её, разворачивается и громко говорит:
"Стоп! Мне так не нравится!"

Та продолжает, и тогда машинка упирается и не даёт себя толкнуть, после чего обидчица уезжает.

Если ребёнок вовлечётся в игру, то можно предложить ему поиграть за кого-то из героев.

5️⃣ Сопереживание и сонастройка с эмоциями ребёнка
Когда ребёнок понимает, что он не одинок со своими переживаниями, это помогает ему эмоционально справиться со сложившейся ситуацией.

Если же говорить, что в этом нет ничего страшного или игнорировать, мол, сами разбирайтесь - то этот опыт может оказаться вдвойне травматичным.

Мы со старшей дочкой очень эмоционально возмущались вместе с младшей по поводу приставучести мальчика в саду:
"Да что ж ему, мало обнимашек дома что ли? Вот приставака! И нет бы спросил, так сразу гладить начинает! Ишь какой!"

Nonideal Mum

18 Oct, 09:03


Однажды на прогулке знакомая рассказала мне историю про одного мальчика.

🔜 Когда он ходил в обычный государственный сад, то проблем было не счесть: он бил и кусал детей, дома устраивал ужасные истерики и крушил мебель.

🔜 Как только его перевели в частный Монтессори-сад - ребёнка будто подменили. Стал спокойным, покладистым и общительным.

Я потом много об этом думала, и ведь действительно - среда очень много значит для ребёнка.

☑️ Среда, которая будет говорить ребёнку:
"Ты можешь"

🕚 Можешь сам налить себе воды
🕚 Можешь сам выбрать и надеть штанишки
🕚 Можешь сам выбрать себе занятие
🕚 Можешь чувствовать себя комфортно и компетентно.

И совсем недавно я познакомилась с чудесной девушкой, специалистом раннего развития по Монтессори и логопедом - Темеревой Ольгой, которая в своём канале очень щедро делится информацией о создании такой среды.

▶️ Какие занятия можно предложить самым маленьким деткам на кухне, в ванной - смотрите у Ольги в дайджесте УПЖ.

▶️ Какие книжки читать детям в разном возрасте, Ольга рассказала в гайде по книгам.

▶️ Очень много полезных постов о речевом развитии можно найти в этом дайджесте

Сын Ольги, в отличие от моей младшей дочки весьма успешно прошёл адаптацию в детском саду, и она делится своим опытом:

🔛 как мягко подготовить ребёнка к детскому саду

🔛 что делать, если возникают трудности при адаптации к детскому саду.


Вопросов много не бывает, а если на них отвечает понимающий специалист, то это отличная возможность узнать что-то полезное.

Поэтому сегодня Ольга у меня в гостях и готова ответить на ваши вопросы.

Примеры вопросов, с которыми чаще всего обращаются к Ольге:

🔜 как подобрать игру, занятие ребёнку?
🔜 как приучить к порядку?
🔜 как приучить к горшку?
🔜 вопросы речевого развития.

▫️Ждём ваши вопросы в
▫️комментариях, а я с
▫️удовольствием почитаю
▫️ответы Ольги.


И даже первая задам свой вопрос ❤️

Nonideal Mum

17 Oct, 15:13


На всё ответила!

Один вопрос разберу в канале в ближайшие дни.

Лично мне очень понравилось, а вам?

Вводить рубрику вопрос/ответ раз в месяц?

Nonideal Mum

17 Oct, 11:58


Пока продолжаю потихоньку отвечать на ваши вопросы, отвлекусь на творческую тему (а то потом забуду).

Отвечу всем, кто оставлял вопрос! 🫶

Обожаемые карандаши, которыми уже пользуются обе дочки и срисовывают практически в "ноль" - Giotto Stilnovo и Артформат.

Я и сама иногда люблю рядом с дочками "залипнуть" на полчаса с интересной раскраской, используя карандаши и гелиевые ручки.

Ну и про точилку напомню. Хорошо, когда ребёнок в 3-4 года может самостоятельно взять и заточить сразу несколько карандашей.

Как вспомню своё детство и маму с острым ножом, которая точила им карандаши 🙈

▫️У вас дети чем больше
▫️любят рисовать:
▫️карандаши, краски,
▫️фломастеры?

Делитесь любимцами в комментариях.

#NIM_занятия
#NIM_творчество

Nonideal Mum

15 Oct, 17:10


Давайте попробуем рубрику вопрос/ответ, пока нет возможности писать вам полезные лонгриды о детской психологии.

Пишите свой вопрос в комментариях - самые интересные подробно разберу в ленте. На остальные отвечу в комментариях по мере возможности.

Указывайте возраст ребёнка и сам вопрос.

Попробуем? 😉

#NIM_вопрос_ответ

Nonideal Mum

15 Oct, 17:05


Немного пропала в связи с загруженностью на консультациях.

У меня сейчас в работе два клиента с абсолютно одинаковым изначальным запросом.

НО!

🔜Причины - разные.
🔜Семьи - разные.
🔜Рекомендации - разные.
🔜Прогресс и динамика в связи с этим тоже очень разные.

📎 Это просто напоминалка о том, что если подруга что-то сделала и у неё сработало, то абсолютно нормально, что тоже самое может не сработать у вас.

Каждая семья и каждый случай - уникальны.

Я в этом уверена на 100%.

А взгляд со стороны помогает увидеть то, чего в ежедневной рутине просто не видно сразу.

#консультации

Nonideal Mum

10 Oct, 16:12


Ну и небольшое дополнение в тему.

Про невоспитанность младшего поколения размышляли ещё тысячи лет назад 😉

Nonideal Mum

10 Oct, 15:49


Эксперимент не удался 😅

У меня здесь, похоже, только послушные дети собрались 😁

На самом деле я хотела сказать, что "непослушность" и "невоспитанность" вовсе не означает, что из ребёнка вырастет неуправляемый хам.

Если мы понимаем возрастные особенности, показываем личным примером, как надо/не надо, поясняем, ставим реалистичные границы, то со временем когда ребёнок сможет справляться со своими порывами - всё будет меняться.

➡️ В целом, термины "послушный/непослушный", "воспитанный/невоспитанный", "вежливый/невежливый" - это ведь достаточно обобщающие термины.



✔️ "Спасибо большое, было очень вкусно" - говорит ребёнок, выходя из-за стола после обеда.

Вежливый? Конечно.

"Не хочу здороваться с этой тётей" - говорит он же спустя 2 часа на улице при встрече новой маминой знакомой.

Не очень-то вежливо, скажет кто-то со стороны.

✔️ "Я остановился у поворота, как ты мне говорила" - говорит маме четырёхлетка на самокате.

Послушный? Очень даже

"Не хочу идти в эту сторону! Хочу в ту!" - кричит он же спустя 20 минут и топает ногами.

Какой непослушный ребёнок - может тут же сделать вывод проходящая мимо бабушка.

✔️ "Это чужая игрушка. Я её брать не буду" - говорит ребёнок, обнаружив потерянную машинку.

Какой воспитанный! Чужого не берёт.

"Ты плохая! Уйди!" - кричит он же, когда мама не дала конфету.

Ай-яй-яй, до чего же невоспитанный, разве можно так маме говорить? Качает головой сидящая рядом тётушка.



Всё очень относительно.

В разных ситуациях, в разном настроении, в разном состоянии здоровья и самочувствия, с учётом разных раздражителей и фрустраторов ребёнок может вести себя по-разному.

И в один и тот же день, да что там, в один и тот же час - может показать разные грани своей только формирующейся личности: и позитивные, и не очень.

▫️Но разве это даёт нам
▫️основание вешать на него
▫️определённый "ярлык"?


#NIM_детская_психология

Nonideal Mum

08 Oct, 07:03


А давайте сегодня проведём небольшое собственное исследование 📊.

В группе Интенсива про темперамент мы с участницами много обсуждаем вопрос, когда родственники не понимают поведение ребёнка, часто критикуют и ребёнка, и маму, высказывают, что ребёнок "непослушный", "невоспитанный", "неуправляемый" и так далее.

📎 При этом, мы ведь понимаем, что у каждого из нас собственное восприятие и вот эти все понятия о "неправильном поведении" могут очень сильно различаться.

▫️Для одного, если ребёнок
▫️бьёт маму по ноге - это
▫️нормально и он "просто
▫️устал"
▫️
▫️А для другого не та
▫️интонация в ответе ребёнка
▫️уже будет поводом для
▫️того, чтобы поставить в
▫️угол.

Но если очень обобщить, то мне вот что хочется проверить ↘️

🔴А вы помните себя в детстве?
🔴Вы каким были ребёнком: послушным или нет?

🔴И если непослушным и родители частенько вас за это попрекали, то каким вы стали взрослым?

🔴И, главное, какие отношения у вас с родителями?

🔴А если послушным, то это помогло вам в жизни?

🔴И какие стратегии воспитания использовали ваши родители: мягкие, жёсткие? Были очень строгими или спокойно ко всему относились? Что вы помните?

🔴Возможно, вы можете сказать про себя, что вы были ребёнком с повышенными потребностями и тогда поделитесь, каково вам было в детстве и сейчас?

Я потом обобщу и напишу для чего вообще решила это затеять.

▫️▫️▫️▫️▫️▫️▫️▫️▫️▫️

А пока расскажу немного про себя.

По словам моей мамы я была весьма ноющим ребёнком. Достаточно много ныла и хныкала.

Несколько раз была сильно наказана, поскольку не слушалась:
🔵 ела волчьи ягоды с куста, хотя говорили НЕЛЬЗЯ
🔵 после 5 просьбы мамы на свадьбе у родственников всё равно съела конфету с пола (как говорит мама - НАЗЛО)
🔵 перебегала через дорогу перед машинами (игру такую затеяли с подружками)
🔵 уходила с площадки с друзьями за гаражи и прыгала там по крышам, а мама искала меня 2 часа
🔵 пару раз обзывала маму нелицеприятными словечками
🔵 без спросу взяла у маминой подруги красивую ручку (можно сказать - украла, но потом извинилась и вернула)
🔵 неоднократно дерзила своим близким родственникам, отказывала в просьбах что-то отнести, убрать, принести.

Несмотря на это, мама говорит, что со мной было достаточно легко.

По темпераменту я активная и эмоциональная, достаточно адаптивная и общительная.

▶️ То есть в целом, со мной и правда легко, но как видно и такие дети могут "дать жару".

Воспитывали меня в общем спокойно, без физических наказаний (получила 3 раза по попе за вот те ситуации выше), и сейчас у нас с мамой очень тёплые и доверительные отношения.

Но в подростковом возрасте я выдавала 🤪

Что касается взрослой жизни, то я очень ответственная, считаю себя достаточно целеустремлённой и есть организаторские способности (на любой работе спустя время мне начинали предлагать руководящие должности).

Хотя иногда "синдром хорошей девочки" мне мешает.


Буду ждать ваши истории

Nonideal Mum

07 Oct, 14:20


ОБЗОР ЛУЧШИХ ПОСТОВ - ЛЕТО'24 🪴

Лето давно прошло, причём дважды, а я всё никак не собралась сделать обзор на лучшие летние посты. А их было не так уж мало.

Исправляюсь!

Ваши реакции определили финалистов:

🥇 место: Я люблю тебя всем сердцем - про то, как важно принятие

🥈 место: Исследование о влиянии разлуки мамы и ребёнка

🥉 место: Индивидуальная подготовка к детскому саду


90+ реакций:
🔴 Ты плохая! - когда ребёнок говорит так маме, о чём это на самом деле
🔴 3 эффективных варианта сбросить напряжение
🔴 Про неоправданные ожидания
🔴 Почему я не отдавала дочку в сад до 4 лет

80+ реакций:
🔴 Почему лучше потратить время и понять ребёнка
🔴 Что влияет на развитие ребёнка - тоже про исследование

70+ реакций:
🔴 Опыт проживания потери
🔴 Профилактика уборки игрушек
🔴 Результаты сопереживания и понимания
🔴 С-тактильная система
🔴 Уборка игрушек - миссия выполнима


И ещё отличные посты, которые лучше не терять:
🕖 Отказ от секции - что делать?
🕖 Про то, как намёки на недостатки ребёнка могут влиять на поведение ребёнка
🕖 Забота и гиперопека: в чём разница?
🕖 Иллюзия восприятия
🕖 Как собрать ребёнка на улицу и не сойти с ума (пост, который опубликовали на сайте детского канала О!)
🕖 Хочу Могу Надо
🕖 Тест "16 типов личности"
🕖 2 книги, которые помогут лучше понять ребёнка


➡️ ОБЗОР ЛУЧШИХ ПОСТОВ 2022
➡️ ОБЗОР ЛУЧШИХ ПОСТОВ 2023
➡️ ОБЗОР ЛУЧШИХ ПОСТОВ ЗИМА'24
➡️ ОБЗОР ЛУЧШИХ ПОСТОВ ВЕСНА'24

👆Какой пост за прошедшее
👆лето оставил у вас самое
👆большое впечатление?
👆
👆Какие темы хотелось бы
👆увидеть в дальнейшем?

Nonideal Mum

04 Oct, 16:56


Хорошо же вы меня знаете 😉

Да, я добренькая мама (не всегда, только не идеализируйте).

Но когда я могу пойти навстречу - то почему нет?

На самом деле мы порой совсем не задумываемся о том, сколько мы отказываем детям.

- Можно конфету?
- Пока нет.


- Можно мне эту игрушку?
- Не сегодня.


- Я хочу поехать на море
- Мы сейчас не можем.


- Не хочу ходить в сад
- Понимаю, но надо.


- Можно ещё один мультик?
- Теперь только завтра.


Поэтому когда есть возможность выполнить просьбу ребёнка, которая не доставит серьёзных неудобств - то я стараюсь не отказывать.

ℹ️ Это помогает снижать градус сопротивления и со стороны ребёнка.
Когда мы идём навстречу ребёнку, то и ему проще идти навстречу нам.

С каникулами ей действительно было бы обидно, что мы с сестрой остаёмся дома, а она уйдёт в сад.

В текущий период, когда сад ещё не стал рутиной - это ещё больше усугубило бы ситуацию.

И сестра ходит уже неделю довольная и радуется, что у неё каникулы! Младшей тоже хочется также радоваться.

Поэтому лично я не вижу препятствий, чтобы все немного передохнули 🤷🏼‍♀

🔜 И здесь у меня в голове всплывает фраза, которую можно услышать от некоторых людей:
"От чего отдыхать? Она ведь не работает!"
😄

Что касается перерыва в адаптации - любая болезнь тоже перерыв в адаптации минимум неделю, не вижу в этом особенной проблемы.

🔜 Некоторые написали про качественное время со старшей дочкой.
На самом деле, по моим ощущениям, у нас этот пункт не проседает. Мы на неделе ездим только вдвоём на секции, а на выходных можем остаться одни, пока муж гуляет с младшей.

А если она чувствует нехватку общения, то прямо об этом говорит и мы можем лежать минут 20 после того, как младшая уснёт и шептаться в темноте.

Ну и необходимость в родителе в 8 лет и в 4 года - это колоссальная разница. Ей гораздо важнее пообщаться с друзьями, я уже не так нужна и это круто!

☑️ А вот младшей действительно на неделе не хватает общения с сестрой и каникулы станут хорошим способом это наверстать.

Ну и я посплю на 30-40 минут подольше 😋

Поэтому - КАНИКУЛЫ у всех! 🥳


#NIM_личное

Nonideal Mum

04 Oct, 09:54


Переболев 9 дней ангиной младшая дочка со среды пошла в детский сад.

Два первых дня без истерик, криков и сопротивления. (здесь должен был быть смайлик, который вытирает пот со лба от облегчения, но я его не нашла 😅)
А сегодня с утра успела поплакать, но в группу пошла хорошо.

За эти дни она даже успела поучаствовать в фотосессии и разучить танец и песню на осенний утренник.

Но с 7 октября у старшей сестры начинаются каникулы! Они будут длиться ровно неделю.

И младшая говорит нам с мужем:
- Я тоже хочу каникулы! Почему у неё есть каникулы, а у меня - нет?
Так НЕЧЕСТНО!!!



А теперь, внимание - вопрос ⤵️

👆Устрою ли я и для неё
👆каникулы и прерву
👆адаптацию или всё же
👆продолжу водить её в сад,
👆несмотря на эту просьбу?

Вечером отвечу, а пока интересно ваше мнение - как бы вы поступили?


❗️ Немного выпала из ведения канала, потому что на Интенсиве про темперамент идёт бурное обсуждение изученного материала. Собралась великолепная компания и я испытываю невероятное удовольствие от общения с участницами 💕
Со следующей недели постараюсь писать сюда почаще.

Nonideal Mum

30 Sep, 17:27


Сегодня на площадке младшая дочка (4 года) упала и сильно ушибла ногу. Я поспешила её утешить, но ей было действительно очень больно и она достаточно долго плакала.

Я осмотрела ногу - было небольшое покраснение и идти она могла, но медленно.

Учитывая её высокую чувствительность, она продолжала плакать практически всю дорогу до дома.

🕚Периодически она останавливалась и говорила, что больше не может идти, что сильно щипет и ей всё это "невыносимо".

Я приклеила ей лейкопластырь, вроде стало чуть легче, но в какой-то момент она просто отказалась идти дальше.

- Я не могу идти 😭
- Что же мы будем делать?
- Не знаю...
- Если у тебя так сильно болит нога, то давай я вызову скорую помощь, приедут врачи и осмотрят ногу.
- Нет!
- Как же нам быть?
- О! Я могу взять палочку, как бабушки ходят и с палочкой дойти.
- Давай попробуем.


Я нашла палку и дала ей. Она попыталась ковылять, как бабушка, но, естественно, было неудобно и она снова стала завывать:
- Я не могу идти, не могу!

- Если бы я могла взять тебя на руки, то я бы взяла. Но у меня рюкзак сестры в одной руке и твой самокат в другой.
- Вот бы был папа, он бы меня отнёс.
- Да, я бы тоже не отказалась.
- А я придумала!
- Правда?
- Вот если бы у нас был ковёр-самолёт, то он бы и меня отнёс и тебя, и не было бы так тяжело тебе.
- Да, это было бы чудесно.
- Давай представим, что он у нас есть и он нас несёт домой.
- Давай.



И что вы думаете?

Как только она представила, что нас несёт домой ковёр-самолёт, то нога сразу прошла. Она спокойно дошла "долетела" до дома на воображаемом ковре-самолёте и буквально пару раз пожаловалась, что ножку жжёт.

❤️❤️❤️❤️❤️❤️❤️❤️❤️❤️
К чему я это рассказываю?

ВООБРАЖЕНИЕ

Это огромный помощник для родителей, который даже боль порой заглушает.

☑️ "Давай представим..."
☑️ "А что если вообразить..."
☑️ "Вот бы у нас был..."

Применяйте 👌🏻

Делитесь своими историями в комментариях, где вас выручало воображение 🔻

#NIM_детская_психология

Nonideal Mum

29 Sep, 17:00


ПОСЛЕДНЯЯ НАПОМИНАЛКА

🕚152 страницы
🕚3 часа аудио
🕚3 Блока с 3 темами
🕚7 тестов и опросников
🕚4 месяца работы

Я постаралась передать максимум своих знаний по теме темперамента и потребностей, чтобы вы смогли не только прочитать/послушать и забыть, но и применить эти знания для решения различных вопросов, которые возникают с детьми ежедневно.

❣️Особенное удовольствие видеть в чате Интенсива про темперамент и потребности участников моего первого Интенсива про границы 😍.

Для меня это лучшее подтверждение качества проделанной работы


❤️Через 2 часа (или как только окончатся места) ССЫЛКА на вступление станет неактивна и вступить будет уже невозможно ❤️

Если вы забыли/пропустили - то это последнее напоминание для вас.

Участники уже знакомятся, а завтра начнётся изучение первого Блока про темперамент.


До встречи!

Nonideal Mum

29 Sep, 14:02


Дочитываем со старшей дочкой ВЕЛИКОЛЕПНУЮ КНИГУ.

Я мечтала прочитать её очень много лет, потому что в детстве обожала фильм, снятый по ней, и вот такая возможность представилась.

Когда дочитаем, я обязательно сделаю обзор на неё. Потому что это ШЕДЕВР.

Прекрасно всё: иллюстрации, сюжет, текст, перевод, философские мысли, завуалированные под рассуждения главных героев, описания со множеством деталей и разнообразных слов и эпитетов.

Это как вкуснейшее угощение, которое хочется растянуть надолго и не расставаться с этим вкусом.

Кладезь для пополнения словарного запаса и обсуждения. Мы с дочкой иногда просто сидим и 20 минут обсуждаем, что произошло и почему. Кто как себя повёл и вообще, что всё это значит?

Определённо, это одна из лучших книг. Детских ли? Спорно. Мне кажется, каждый найдёт что-то своё, начиная примерно с 8-9 лет.

Пока поделюсь парочкой фрагментов текста и иллюстраций.

Есть предположения, что за книга?