Лысый из ProDDucts @prodducts Channel on Telegram

Лысый из ProDDucts

@prodducts


Продакт менеджмент: скорее заметки со смыслом, чем образование

Садыков Артем (@Sarty90) - сооснователь Orbix.Pro, консультирую стартапы и много лет помогаю продактам стать круче, Ex-CPO Sibur Digital, Ex-BCG

Лысый из ProDDucts (Russian)

Присоединяйтесь к каналу "Лысый из ProDDucts" на Telegram, а вы не пожалеете! Здесь вы найдете интересные заметки о продакт менеджменте, которые сделают вашу работу более продуктивной. Канал создан Садыковым Артемом, который является сооснователем Orbix.Pro и имеет огромный опыт консультирования стартапов. Он также является экс-главным продакт менеджером в Sibur Digital и бывшим сотрудником BCG. Присоединяйтесь к нашему каналу, чтобы получить уникальные инсайты о продакт менеджменте и стать лучше в своей профессии!

Лысый из ProDDucts

28 Jan, 16:24


DeepSeek VS AI World: все не так однозначно 🤨

…я бы как-то так назвал обсуждения новостей вокруг китайского решения, которое не обошло стороной почти ни один чат у меня в телеге (почитать можно везде, или, например, тут).

Для себя сделал следующие выводы в контексте происходящего хайпа:

⚫️С точки зрения прогресса все очень закономерно: ML-модели существуют достаточно давно ➡️ недавно начали быстро развиваться и масштабироваться в части LLM и доступности, логично требуя наращивания вычислительных мощностей (слава NVIDIA) ➡️ после чего на определённом этапе рынок начал искать точки оптимизации и улучшили модели, так ещё их заопенсорсили.

⚫️Это нормальный процесс эволюции в новом быстрорастущем рынке (дальше так будет, имхо, повсеместно, я не удивлён): технологии быстро растут — масштабируются — оптимизируются — растут дальше — появляется новое.

⚫️Вычислительных мощностей все равно потребуется неимоверное количество, так как спрос будет расти быстрее предложения с учётом текущего покрытия по индустриям и в мире в части ИИ-технологий (надеюсь, что Дженсен Хуанг, прочитав мой прогноз, выдохнет после 17% падения акций, и бигтехи не обвалят S&P500).

Из плюсов DeepSeek, которые заметил по чатам, которым доверяю:

⚫️Модель действительно классная и круто, что всё с открытым исходным кодом (но очень субъективно пока, что она безоговорочно лучше GPT, Gemini, Perplexity или других).

⚫️Прикольная демонстрация chain of thought — можно анализировать, где в логике модель свернула не туда.

⚫️Работа в РФ без обходных программ 🔥🔥

Что точно скажу: очень интересно наблюдать за такими большими хайповыми технологическими противостояниями!

Лысый из ProDDucts

24 Jan, 13:16


Вот мы с вами всю неделю говорили про клиентов, проблемы, стратегию, тренды, разные фреймворки…

А на самом деле, чтобы стать успешным, нужно просто понять: «Как работает бизнес?» 🤔

Сегодня пятница, и вижу два ответа на этот вопрос:

1️⃣ Прочитать книжку, которую я прочитал на праздниках: «Самый великий торговец в мире» (Ог Мандино) и следовать советам, укрепляя в себе правильную предпринимательскую жилку, или…

2️⃣ Для тех, кто любит short cuts 👉 посмотреть видео с мудростью от опытного и в моменте успешного гуру — Сергея Пантелеевича (олды оценят) 🤑

Всем классных выходных, друзья!

Лысый из ProDDucts

23 Jan, 15:39


Давно ничего не было про тренды в продуктовке на рынке РФ (особенно)!

Сегодня сделал прямо чатик на эту тему в GPT (использовал WebPilot) и устроил небольшую дискуссию, пока ехал в такси 👇

Попросил сделать анализ статей за полгода с РБК Тренды, VC, Habr, Medium (больше вне РФ, но это важно, на мой взгляд), Dzen и ключевыми подкастами (писал об этом тут), плюс верификация реального наличия и пара итераций (даже денег пообещал ему за аналитику, ха-ха).

По классике получил список из ТОП-5 трендов, которые чуть дотюнил, и делюсь с вами:

1️⃣ Интеграция Gen AI (куда же без него самого). Если серьёзно, то во многих компаниях он стал / становится неотъемлемым инструментом эффективной работы.

Тут скорее вопрос: «Как внедрять его с позиции реальной ценности, а не хайпа?».

2️⃣ Рост, ориентированный на клиента (Customer-Led Growth). С популяризацией применения LLM анализ с упором на клиентоцентричность в каком-то смысле реинкарнируется, усложняясь в новый виток развития. В Product-Led-Growth подходу немного пришлось потесниться.

3️⃣ Принцип «Less is More». Упрощение функциональности в тренде: компании стремятся к минимализму в функционале, предлагая только те возможности, которые действительно ценны для пользователей.

А я ведь как знал тут! В прошлом году это было трендом у Сбера (убрали много ненужного в Онлайне), у Яндекса (UX многих приложений), и у Авито (предзаполнение карточек).

4️⃣ Синергия человека и машины. Объединение физических и цифровых миров через нейроинтерфейсы (BCI) и другие технологии позволяет создавать более интуитивные и эффективные продукты, усиливая нативное взаимодействие между пользователями и системами.

Конечно, пока это космос, но разговоров о BCI очень много + есть пилот нейро-профориентации Neirу + Skillbox.

5️⃣ Устойчивое развитие и ESG-принципы (что-то на корпоративном уровне). Внедрение экологических, социальных и управленческих практик становится стандартом.

☁️ Комментарий: если со всем остальным согласен, то как это влияет (реально!) на продакт менеджмент, до конца не понял.

❗️Вывод: вполне себе хороший анализ 4/5 получился, который, по моему профессиональному мнению, отражает ключевые большие тренды в индустрии.

Лысый из ProDDucts

22 Jan, 17:55


Уууухх… очень насыщенный (8 часов звонков!), но кайфовый день 🔥 Благо, пока много энергии и желания!

Сегодня под вечер не буду грузить вас практическими штуками в части профессионального или личного роста (фух, выдохнули?), но поделюсь итогами дня, так как словил много крутых мыслей по разным направлениям:

⚫️Если что-то трансформируете: делайте свои действия прозрачными. Провели крутой квартальный мотивирующий митап по трансформации на одном из клиентов. Очень надеюсь, что поможет эффективно стартануть год!

⚫️Окружайте себя крутыми людьми и развивайте их (x10 в ответ). С моей любимой @za_predelami_koda спланировали план по конференциям, заодно сделали быстрый чек по ее стартапу.

⚫️Годовые цели могут быть очень мотивирующими. Провели пару важных встреч по продуктовому целеполаганию и, имхо, тут очень важен правильный заряд и понимание ценности упражнения! Ну и что, что будет готово к концу января — ещё целый год впереди 😂

⚫️Круто, когда есть профессиональный мэтч. Нашел для нашей команды в Orbix.Pro очень крутого эксперта по портфельному управлению: знаете, когда все, что говорит человек, просто в точку.

⚫️Горжусь командой, когда она автономна❗️Завтра большой запуск, и все причастные, понимая мою загрузку, максимально все подготовили сами (шок контент, да-да, такое бывает!).

Отправил жену на неделю исполнять ее небольшую мечту..., чему я очень рад 💝 Не только же все о работе писать 😉

Всем желаю классного вечера, друзья 🙏🔥🫶

Лысый из ProDDucts

17 Jan, 19:10


На несколько дней уехал в горы на день рождения подруги… 🥳

Да и покататься на лыжах и сноуборде (в последние годы миксую) на пару дней! 🏂

Но не смог пройти мимо свежего отчета от BCG — «From Potential to Profit: Closing the AI Impact Gap», где в очень понятной и простой презе хорошо разложили текущую ситуацию с бизнес-ценностью и гэпами вокруг AI.

Мониторинг трендов - наше все, найдите 10-15 минут полистать ✌️

Лысый из ProDDucts

15 Jan, 18:09


Постскриптум ко вчерашнему посту, или что это за фигня «активное слушание»?! 🤔

Я много раз слышал и даже пару раз писал про активное слушание (тут и тут), но каюсь — реально учиться применять его начал совсем недавно (в том числе благодаря книжке от Кови).

Зачем вообще это надо продакту? Да просто потому что общение — один из ключевых скиллов для продакта при общении с пользователями, командой и стейкхолдерами (что и подтвердило наше недавнее исследование, результаты которого вот-вот презентую, уже даже стыдно)...🫠

Механика активного слушания позволяет понять все, от поверхности ситуации до глубин неочевидных проблематик, поставив, в том числе, себя на место собеседника... укрепление доверия, решение конфликтов, скрытые возможности для улучшения продукта — всё туда.

To make a long story short: собрал для вас ответ на вопрос, как быстро начать этому учиться (т.е. времени займет много = отдельный навык) 👇

Ключевая механика активного слушания:

⚫️Установите зрительный контакт (даже в зумчике) и не отвлекайтесь (это база, но почти 80% пренебрегают).

⚫️Перефразируйте или уточняйте сказанное. Это почти самое сложное после интерпретации, но вот тут — в разделе «приемы активного слушания» описано очень доходчиво.

⚫️Используйте эмпатию — постарайтесь понять мотивы и эмоции собеседника. Не равно подставить свою позицию и причинно-следственную связь (сам грешен ✝️), а реально понять и прочувствовать.

⚫️Давайте собеседнику пространство для раскрытия — избегайте перебивания (и тут грешен ✝️), но это же кладезь!

Короче, постарался без воды поделиться с вами механикой, которой учусь сам… давайте это делать вместе 🙌

P.S. Уверен, что не только продактам зайдёт, а всем, кто хочет учиться понимать собеседника.

Лысый из ProDDucts

11 Jan, 15:55


За два «разгоночных» рабочих дня поймал какой-то очень позитивный настрой и желание работать! 😉

Во-первых, в опросе, который проводил среди вас (здесь), мой вариант праздников был вторым с полным переключением.

👉 5-го числа даже «бил» себя по рукам, чтобы не сесть что-то делать (с трудом справился). Максимум, что я сделал за все праздники — это прочитал книгу лауреата Нобелевской премии «Человеческие поступки» (очень круто, но сложно эмоционально).

По итогам же двух дней дошел до того, что сел дописать цели, и к уже имеющимся добавил амбициозности.

Раньше такого не делал (написал раз и ладно), но как будто периодически проводить рефакторинг своих годовых целей — нормальная тема.

На днях попалась статья в Forbes «Не делай это на Новый год: как ставить цели и как быть, если ничего не получилось», в которой есть крутой момент про работу с неудачами 📝

В одном из каналов, за которыми слежу, понравилось рассуждение автора на тему его личного целеполагания (ссылка).

В общем, просто захотелось поделиться с вами мыслями в субботу вечером 🙏

#вечерний_вайб

Лысый из ProDDucts

08 Jan, 12:20


Всем, кто в РФ, желаю расслабиться в последний день перед 2-ух дневной рабочей неделей (LOL) и готовиться врываться в новый год с амбициями по всем фронтам!

P.S. У меня уже руки чешутся😉

#шуткиза300

Лысый из ProDDucts

07 Jan, 10:34


Всем ВТОРНИК (для тех, кто как и я забыл!) 😅

Сегодня Рождество (с чем я вас и поздравляю), а значит лайтовый день (даже в рамках праздников), а потому с утра залип в один из сочинских разборов Михаила Гребенюка (ссылка на YouTube) 👇

По моему мнению, он — достаточно крутой чувак (несмотря на то, что частенько советы слишком базовые), с большим опытом и насмотренностью. Его советы часто попадали в точку в трудных ситуациях.

Из этого разбора вынес три вещи для себя:

1️⃣Важно управлять приоритетами среди фокусов активности.

Мы делаем очень много вещей, которые не ведут нас к конечной цели (важно ее понимать). Это касается и продактов в корпорациях, и стартаперов.

2️⃣ Иллюзия вовлеченности мозга.

Иногда нам кажется (тут себя нашел на 100%), что в какие-то вещи формально мы вовлекаемся 1-2 часа в неделю, но на самом деле это забирает значительно больший процент загрузки нашего мозгового процессора.

3️⃣ Ваш продукт должен быть лучшим.

Когда вы запускаете / развиваете любой продукт (ибо для меня - либо делать хорошо, либо не делать вовсе), супер важно постоянно держать в голове точку, в которой он будет ТОП-1 на рынке (вершина пирамиды УТП), отчего вы будете отстраивать пользовательскую ценность, решая ту работу, которая лежит в основе модели (но лучше всех на рынке).

Тут может быть много интерпретаций слова «лучше», но эта точка отсчета должна быть для вас, как для продакта, на 100% прозрачна.

P.S. В разборе еще много классный дискуссий и комментариев из зала, так что очень рекомендую для продактов и предпринимателей.

Лысый из ProDDucts

02 Jan, 17:25


Уже 2-е, и пора взбодриться… 🧑‍💻

Я считаю, что целеполагание — отличная возможность узнать себя и свои будущие потребности лучше, а также построить +/- понятный путь их достижения.

Для меня понятия "мечта", "желание" и "цели" — это абсолютно разные концепции, разные уровни абстракции и нашего с вами влияния на личный пайплайн 🤔

Последние несколько лет я садился за цели прямо 31-го, но понял со временем, что в суматохе тяжело держать фокус. Теперь же 31-го мы с семьей подводим итоги года, а цели ставим 2-го-3-го, когда празднества утихают...

В этом году хочу поделиться с вами своим подходом к личному целеполаганию. Тут выделяю 4 ключевые составляющие:

⚫️Направление (саморазвитие, здоровье, бизнес, отношения и т.д.);
⚫️Измеримость (без метрики никуда, мы же продакты);
⚫️Умеренная амбициозность (нет смысла ставить 1 млрд дохода, если вы и 300к в месяц не зарабатываете… здесь микс здравого смысла и последовательности);
⚫️Баланс (увы, везде и всюду не успеть, а с годами стал сторонником осознанности… стараясь успеть везде, вы вряд ли это успеете, в сутках всё-таки 24 часа, НО работу над личной эффективностью никто не отменял).

Это лишь описание сравнительно простого и моего подхода, выработанного годами, который мне лично позволяет не терять фокус.

❗️Кому-то нужно больше амбициозности, кому-то детализации, а кому-то наоборот нужно выйти на более высокий уровень абстракции (короче, версий великое множество).

Что точно хочу вам сказать, так это важность целеполагания. Расставляя фокусы и приоритеты в жизни (и следуя им), вы выходите на совершенно другой уровень осознанности и в работе, и в жизни.

So what? Просто попробуйте один год записывать цели и хотя бы раз в квартал с ними сверяться, а там видно будет 😉

P.S. Смотрите на это как на помощника, а не контроллера и дайте волю своим желаниям 🙏🔥

Лысый из ProDDucts

30 Dec, 16:32


🔥 Подвожу итоги года в уже ставшей традицией бане под треск горящих в печи дров…

Как продакт в душе и консультант по натуре, я очень люблю цифры, а потому итоги года подвел через самые знаковые цифры, которые олицетворяют прошедший 2024 год:

⚫️24 книги — впервые выполнил челлендж, который мы который год устраиваем с лучшим другом;

⚫️8 стран — при этом Бахрейн стал 45-й страной в моем личном зачете;

⚫️1400 км — пробежал, включая старты и тренировки, с апреля по сегодняшнее утро 😉

⚫️80+ мероприятий для ТОПов, продактов и продаж провела моя команда Orbix.Pro в течение этого года (считаю, что это очень крутое достижение!);

⚫️+1 коктейль — который, по словам жены, я научился делать просто прекрасно (а уж ей-то я доверяю!).

Короче говоря, год был сложным, но ооочень интересным! А что это значит?! Что, вопреки усталости к концу года (давненько такого не было), дальше виден лишь позитив и море возможностей 🙏

Лысый из ProDDucts

27 Dec, 15:11


Продолжаю подводить итоги года… 👇

Недавно уже начал с вами делиться важными для меня итогами года в свободной форме (про проактивость и потребность говорить от себя — тут, про интерес к трансформации корп. культуры — тут), и сегодня решил продолжить...

Наконец-то ключевые рабочие задачи этого года решены, презы и артефакты отправлены заказчикам, итоги по направлениям зафиналены, сУръезных звонков на завтра нет ‼️

А потому вернемся к бегу, который стал супер-важной частью жизни для меня в этом году (пара рандомных фактов):

⚫️Имхо, очень важно иметь такую отдушину (как для меня бег), т.к. это позволяет переключаться в другой контекст от режима «белка в колесе» и посмотреть на личное / рабочее с разных сторон;

⚫️Люблю бегать днем (эта возможность меня очень радует) и практически в любую погоду (отдельный мой фетиш LOL 😉), т.к. даже в тяжелый день эта часть меня реально круто настраивает на дальнейшую работу;

⚫️Реально научился слушать и воспринимать книги во время бега (эффективность времени + куча новой информации);

⚫️Cистемность очень важна, но самое важно правило тут (относится ко всему по-жизни): надо начать, а там точно попретили нет (как любит говорить один мой близкий товарищ);

⚫️Бег очень сближает тебя с другими людьми, т.к. это очень популярная тема! Друзья, коллеги, клиенты, партнеры… новое окружение, всегда есть общая тема для разговора!

⚫️В процессе очень часто рождаются новые идеи, проекты, продукты. Иногда прям останавливаюсь и записываю или даже звоню, чтобы поделиться приходом))

Жизнь не только про работу или близких, но про вас лично, а потому желаю каждому найти свой лайфхак получения удовольствия и перезагрузки!

Лысый из ProDDucts

26 Dec, 15:41


Сегодня провел годовое ревью с одним из ключевых членов команды (очень позитивное, кстати) и думаю, может, зря я не повел себя, как Карлсон в последние две недели LOL 😂

P.S. На самом деле очень ценю свою команду и людей с которыми работаю + стараюсь выстраивать доверительные отношения, где все понимают роль и ответственность за результат (да-да, часто ломается, но все равно кайф!) и награду по итогу ;)

#шуткиза300

Лысый из ProDDucts

24 Dec, 17:47


Матрица Эйзенхаэура и Новый год! 🎄

Знаете, на той неделе я думал, что по ее окончанию все придет в норму и… нет, я все еще в темпе вальса! Думаю, что я ни одни такой...

Сегодня, продолжая слушать 7 навыков (писал тут), понял, что нужно взять один из базовых инструментов любого продакта — Матрицу Эйзенхауэра и сделать его «новогодним»!

Что сделал я?
👇

Я просто потратил 30 минут, за которые перенес все ожидаемые решения задач по всем проектам на стикеры в миро ➡️ сложил 4 квадранта матрицы ➡️ минут 30 занимался приоритизацией и распределением по верхнеуровневой логике на картинке (матрицу слегка в вординге адаптировал для приоритизации конкретно перед новым годом!).

И знаете... реально стало легче, а на многие задачи посмотрел с другой стороны, так что вам (если вы еще в аврале) рекомендую сделать то же самое и начать искать новогоднее настроение! 🥳

P.S. Бокальчик игристого (ОДИН!) очень тому способствует 😉

Лысый из ProDDucts

23 Dec, 10:30


📋 Всем итоги года… не важно, это личный периметр, уровень компании или конкретного проекта!

В каждом из этих кейсов периметр ограничен и есть конкретные метрики, отражающие бинарно успех / не успех в рамках итогов.

🤔 Недавно задумался, что супер непросто подводить итоги трансформационных процессов (хотя уже 10+ лет этими вещами так или иначе занимаюсь). Почему?

Разумеется, есть боли / триггеры, которые легли в основу необходимости трансформационных процессов (финансы, эффективность, желание менджмента, рынок и т.д.) и их на 100% нужно уметь оценивать (целеполагание в основе — must have), НО что делать, когда потребность трансформации не только в процессах (чистый Ops в периметре), а в культуре?!

На самом деле, я искренне уверился с годами в двух вещах:

1️⃣ В современном бизнесе, успешная трансформация — не революционная история (как было много лет), а часть культурного кода компании и часть постоянного итерационного процесса улучшений;

2️⃣ Изменение культурного кода сотрудников (особенно лидеров изменений) — база для реального эффекта на уровне всего бизнеса в долгую.

В любом случае, трансформация культуры — одна из самых сложных (но интересных) задач, с которыми я сталкивался — в следующем году очень хочу для себя глубже погружаться в эту тему и экспериментировать 😂

Лысый из ProDDucts

20 Dec, 12:27


Очень надеюсь, что эта неделя была последней загруженной в этом году в плане работы...

И уже на следующей у вас получится выдохнуть и отправиться на поиски новогоднего настроения 🎩

Наткнулся в одном из каналов на классную новогоднюю рекламу Bentley из «Щелкунчика» Чайковского 🔥

P.S. «Праздник к нам приходит», а я скоро планирую выдвинуться на корпоратив, который мы уже много лет устареваем с друзьями!

Лысый из ProDDucts

19 Dec, 15:29


Знаете, бывают консультации, когда ты прям сам в кайфе от результата и хочется продолжать?! 👇

Сегодня провел небольшую трехчасовую сессию-разбор бизнеса с основателями HR и DevRel агентства Talent-Craft: посмотрели на текущий сетап и подход к бизнесу, много говорили об отношениях между партнерами и с клиентом / сегментах / разобрали рынок во всех плоскостях и канальную работу…

До самой продуктовой линейки так и не дошли за 3 часа 😂

На самом деле поделюсь ТОП-3 инсайтами:

1️⃣ Круто смотреть периодически на свой бизнес со стороны, т.к. точки роста видны сильно лучше;

2️⃣ «Партнерская сессия» must-have для любого стартующего бизнеса, т.к. мы все с вами живем в разных контекстах и ожиданиях друг от друга… а говорить, увы, можно только от себя (позавчера как раз об этом писал тут);

3️⃣ Классика продакт менеджмента, актуальна для любого стартующего бизнеса (бизнес = продукт(ы): сегментируем клиентов и ЛПРов (в том числе по контексту — писал тут), погружаемся и думаем о проблемах на их стороне, считаем от этого экономику (как в любимом мною lean canvas), в т.ч. в части ваших ожиданий и возможностей рынка ➡️ только потооооом уже формируем и тюним продуктовую линейку.

Если до этих шагов перейти раньше к продукту, то рисков великое множество, а потому решил с вами поделиться.

Девчонки ушли с кучей инсайтов и домашки (и тут я не знал, какая она будет 😉), так что очень буду ждать следующих серий!

P.S. Верю, что у них получится супер крутой продукт!

Лысый из ProDDucts

16 Dec, 14:54


Буквально недавно мы с Настей Быковой запитчили на конфе доклад про Hard VS Soft для владельца продукта в промышленности, как подъехала новая тема, которую я разделяю — Self Skills («че это вообще такое?!») 🤓

Мне всегда не хватало поля, куда приземлить модное нынче умение рефлексировать, любимый мною common sense, креативное мышление (на базе того же design thinking)… а эмоциональный интеллект, саморазвитие... что с ними?!

Здравый смысл на Руси почему-то носит скорее негативный оттенок, как будто это БАЗА (что, имхо, вообще не так!)

Сегодня статья на ForbesLife помогла мне собрать этот ребус и модель Hard+Soft+Self сложилась в пирамиду, где Hard и Soft формируют основу для качественного развития Self skills.

Для меня — это навыки, умение понимать и эффективно управлять своим внутренним состоянием, правильно применять различные навыки из H&S списков и (главное) — постоянно развиваться относительно кучи изменений в мире!

Кому как не продактам (с обучением на ошибках, тестингом гипотез, умением принимать популярные и не очень решения на базе данных, и т.д.) базировать свое развитие именно на этом треугольнике скиллов!

P.S. Да-да, мы все еще торчим вам репорт по итогам конфы (но там есть пара нюансов), НО скоро будет = можно сказать — подарок на новый год!

Лысый из ProDDucts

13 Dec, 10:03


«Ошибка выжившего»

… или желание фокусироваться на успешных кейсах без анализа провалов и контекста часто приводит продактов к неверным гипотезам или выводам, связанным с переоценкой вероятности успеха (больше на РБК).

👉 Тут я описывал один из примеров времён Второй мировой войны, а недавно столкнулся на практике с дискуссией, где фокус на ошибке выжившего был налицо!

Кейс NDAный, но захотелось дать вам пару примеров, где эта ошибка явно выделяется:

⚫️TG и WhatsApp — суперуспешные мессенджеры, а значит, мы тоже будем успешны на этом рынке, если запустим свой продукт с крутым УТП!
⚫️Пилим то, что нас просит лояльная аудитория в ОС!
⚫️ Google внедрил OKR, и нам тоже надо внедрить (!)

☁️ Что делать?

Да все просто
😉 Не забываем продуктовые основы: всегда изучаем контекст «играем с сегментацией» глубоко погружаемся в метрики отказа MVP (база!)

P.S. Врывайтесь в выходные и отдохните / выдохните по полной!

Лысый из ProDDucts

12 Dec, 17:11


Интересно, а вы уже поймали новогоднее настроение? 🎄

Я и по работе, и дома, продолжаю находится в каком-то «темпе вальса» 👇

Работа в активной фазе ➡️ куча предновогодних вопросов ➡️ ярмарка в саду в дочки ➡️ стратегирование на следующий год никто не отменит … ну и так далее 🥲

Но я не могу забыть о своем канале, а потому сложил пару супер-коротких мыслей последних дней для вас:

⚫️1. Продакт в тренде!

Крутой отчет Tech Trends 2025 от Deloitte. Покрывает историю тех. трендов последнего 10-тилетия, тренды в ИИ (с упором на будущее агентов), простраственные вычисления, новый виток аппаратной революции, ИБ и квантовые вычисления — если эти темы интересны, то вам бы его изучить!

⚫️2. Новый год — очень даже инфоповод!

Как я писал несколько раз (тут и тут, например), инфоповоды для b2c и даже ныне b2b — реально крутой рычаг для завоевания сердец пользователей через крутые оффера и коллабы.

Уж как минимум MAU подрастет, а то и в долгую сыграете (будьте креативны и не надо усложнять, время еще есть!)

⚫️3. Думайте чаще о близких! 🙏

Тут не про продуктовку, а просто позыв задуматься и не утонуть в пучине окончания года 🎅🥰

Всем кайфовой наступающей пятницы!

Лысый из ProDDucts

09 Dec, 13:47


6-кратный рост инвеста в AI 2023 ➡️ 2024 (!)

Нашел классный отчет от венчурных инвесторов Menlo Ventures, которые подвели итоги года по использованию ИИ среди крупных корпоратов — читать тут (eng.)

Выделил для вас ТОП-5 инсайтов, чтобы много не читать (хотя контент очень годный) 🙏

1️⃣Резкий рост инвестиций: расходы на GenAI выросли до $13,8 млрд в 2024 году, увеличившись более чем в 6 раз по сравнению с $2,3 млрд в 2023 году.

2️⃣ ТОП-5 популярных применений:

⚫️Генерация кода — 51% (ака GitHub Copilot);
⚫️Чат-боты для поддержки клиентов и сотрудников — 31%;
⚫️Сложный корп. поиск — 28%;
⚫️Работа с данными — 27%;
⚫️ИИ протоколирование встреч — 24%.

3️⃣ Отрасли-лидеры 2024:

⚫️Здравоохранение ($500 млн): автоматизация медицинских записей, диагностика, управление циклами доходов.
⚫️Юридическая сфера ($350 млн): анализ контрактов, судебные материалы, автоматизация процесса e-discovery.
⚫️Финансовый вектор & Медиа (по $100 млн) разделили 3 строчку рейтинга.

4️⃣ ИИ-внутрянка:

⚫️Компании используют в среднем 3 и более языковых модели.
⚫️Лидером среди архитектур стала RAG (retrieval-augmented generation), достигшая 51% внедрения (писал тут о том, что это).

5️⃣ Дефицит кадров в ИИ:

Как я давно говорил, супер-остро ощущается недостаток специалистов в области ИИ, что приводит к росту конкуренции и увеличению зарплат (в 2–3 раза выше среднего показателя по отрасли).

Какой вы можете сделать отсюда вывод? 👉 Да все просто — без ИИ никуда, вне зависимости от того сектора, где вы трудитесь.

Скоро понимание и умение использовать / сосуществовать с ИИ будет на 100% первой-второй строкой в критериях найма. Лучше начать погружаться уже сейчас 😉

Лысый из ProDDucts

06 Dec, 12:07


Спокойной вам пятницы! 😮‍💨

Лично у меня сегодня денек, как будто я по всем фронтам пытаюсь пофиксить критичные баги в проде.

Очень хочется верить, что у вас попроще… в любом случае, скоро выходные, и вот там-то мы с вами оторвёмся по полной 🔥

+ оффтоп: мы с женой каждый год пытаемся разгрузить декабрь (ака купить заранее подарки, раскидаться с делами и т.д. и т.п.), НО аааабсолютно каждый раз — это почти самый загруженный месяц в году 😂

Ставьте лайк у кого так же и кто, несмотря на это, ждет новогоднего настроения! 🎅

#шуткиза300

Лысый из ProDDucts

04 Dec, 11:00


Классная карта компетенций продакта ✔️

Недавно наткнулся на очень классную карту компетенций вокруг продукта от Сергея Тихомирова (@productclub).

Очень лаконичная, понятная, а главное — практичная структура: Компетенция ➡️ Описание ➡️ Артефакт.

отрисованы периметры по ключевым ролям вокруг продукта: от аналитика до CPO (Ссылка на Miro).

Имхо, будет очень полезна Jun & Middle продактам и аналитикам, чтобы прикинуть свой текущий уровень, карьерный трек и варианты развития.

😂 Конечно, работает только при должном уровне осознанности по оценке самого себя!

P.S. Если будут вопросы — пишите в личку, вместе поштурмим 😉

Лысый из ProDDucts

03 Dec, 11:55


Не перестаю удивляться… 😥

За много лет работы с изменениями я привык к различного рода реакциям отторжения: от игнорирования до пассивной агрессии (всё-таки прямая конфронтация — редкость), НО...

👉 аргументы взрослых и опытных людей из серии «пересидим, и все будет, как раньше»; «да вы кто вообще такие, чтобы рассказывать мне как работать»; «100% предлагаемое вами работать не будет»; «вы не понимаете, как тут все устроено» и т.д. и т.п.

Причем это не зависит от позиции: я это слышал от диспетчера на стоянке завода до синьорных разработчиков и (уж, конечно) ТОПов 👇

Они уверены, что их аргументы просто железобетонные (что далеко от истины), хотя на самом деле, смотрятся максимально по-детски с ТЗ бизнес-конструктива.

Мы живем в суперизменчивом мире, где трансформация бизнеса и «головного мозга» — уже не революционный процесс, а часть постоянной эволюции.

Я прекрасно понимаю страхи и неготовность выходить из зоны комфорта, но изменения неизбежны, и чем лучше (увереннее и прозрачнее) вы, как продакты и руководители, будете доносить командам подноготную этих изменений — тем будет проще и вам, и людям! 😉

P.S. Не верю, что тем, кто не готов меняться — есть место в будущем 🥲

Лысый из ProDDucts

01 Dec, 13:06


Контекстная категоризация как основа современной сегментации 👇

Очевидно, что экономические и социальные связи офигеть как усложнились за последние 10-15 лет.

С каждым новым go-to-market кейсом я стал замечать, что классических подходов (поколенческий, географический, психографический — ака технологический, поведенческий и т.д. и т.п.) к сегментации пользователей критически недостаточно.

Долгое время мне казалось, что это говорит о неверном выборе самого подхода для того или иного рынка. Я от этого грустил, т.к. не мог понять, где затык. Но буквально на той неделе меня осенило! 🙂

☁️ Мне стало очевидно, что на любой из классических подходов необходимо накладывать в каком-то смысле надстройку в виде контекстной категоризации.

Вместо того, чтобы просто делить пользователей только по фиксированным характеристикам, контекстная категоризация учитывает динамическую природу их поведения, зависящую от окружающих факторов (время и место, психо-эмоциональное состояние, требуемая ценность).

Это в разы лучше помогает понять, почему и зачем пользователи взаимодействуют с продуктом в конкретных условиях ✔️

📎 Вопросов больше, чем ответов (особенно в части сбора и агрегации этой информации), но об этом в следующей серии… когда сам пойму 🙏

P.S. Я проанализировал свое поведение по решению тех или иных вопросов в разных контекстах, что и вам рекомендую сделать в отношении вашего продукта 😉

P.S.2. Всех с первым днём зимы!
❄️

#обсудим #сегментация

Лысый из ProDDucts

29 Nov, 14:41


Так … ну, все супер, и мы это сделали снова, улучшив предыдущие результаты! 🏅

Пока сегодня бежал, задумался, что мы все постоянно с кем-то соревнуемся, часто этого не осознавая, или оправдывая какими-то подменными понятиями.

Вот я бежал сегодня и поймал себя на следующих мыслях 👇

⚫️Очевидно, что вокруг 100500 миллионов более крутых спортсменов (от Pro до бешеных любителей);
⚫️Мы все живем в разных контекстах: кто-то делал половинку Ironman 70.3, кто-то, как мы, командный триатлон на той же дистанции, а кто-то вообще в группе инвалидов (бешеное уважение!);
⚫️Какой смысл в этом потоке пытаться кого-то обогнать (не определив своих целей и не узнав деталей о сопернике).

Я задался вопросом: «Нафига мне с ними соревноваться / обгонять?!» (а очень хочется вначале), который привел меня к вопросу «Зачем я здесь?».

☁️ Ответ оказался очень прост — «Я тут для того, чтобы круто провести время и кайфануть встретиться с друзьями улучшить СВОЙ прошлый результат» — причем именно в такой последовательности.

А ведь это ничем от обычной жизни не отличается ➡️ мы зачем-то ходим на работу, которая нам не в кайф (ну ради денег же), пытаемся там стать лучше всех (достигаторствуем!), нереально перерабатываем (знаю, что таких подписчиков у меня прям много).

Под капотом же нет ни реально важной цели, ни понятного ответа на любимый продуктовый вопрос «зачем?» (да и другие вопросы зайдут — тут).

Жить с пониманием основы того, зачем это все происходит — сильно круче 🙏

P.S. Я улучшил свой личный рекорд с 5:18 мин/км до 4:53 мин/км 💪

Лысый из ProDDucts

28 Nov, 15:53


Сегодня был суматошный денёк с предстартовой тренировкой, кучей орг. моментов и суеты (т.к. наша супер-команда только вот-вот собралась на базе в полном составе) 💪

Еще узнал, что в Бахрейне может быть холодно🥶

Тем не менее, попался на хайповый заголовок и нашел 20 минут, чтобы посмотреть классное выступление "Product Management Is Dead, So What Are We Doing Instead?" («Продуктовый менеджмент умирает, что мы делаем вместо него на самом деле?») 👇

… от Клэр Во, СРО LaunchDarkly (платформа для управления фичами) и создательница ChatPRD (Chat GPT для продакта — прям заинтриговала меня, буду копаться).

Выступление с летнего саммита, организованного любимым мною Lenny’s podcast (тут писал про подкасты, которые слушаю / смотрю).

Она рассказывает о будущем управления продуктами в условиях стремительного развития ИИ:

⚫️Почему классическое управление продуктами уходит в прошлое (хотя многие и туда еще не дошли!);
⚫️Как ИИ кардинально меняет игру в продуктовой разработке;
⚫️Концепция «тройной угрозы" — способность совмещать продуктовую разработку, дизайн и инженерию;
⚫️Как крутому продакту оставаться актуальным в эпоху ИИ.

Короче, имхо, супер актуальная тема! Жаль, что наткнулся только сейчас, а то бы уже и на конфе (где недавно выступал) запитчил бы пару идей!

Иными словами — очень рекомендую! 😉

#для_продакта

Лысый из ProDDucts

27 Nov, 16:12


Всем привет! 👋

Сегодня продуктового / практического / трансформационного поста не будет, так как днём я прилетел в Бахрейн, который стал, между прочим, 44 страной в моём личном списке 😉

В пятницу мы с друзьями планируем повторить соревнование, которое провели в сентябре в Италии (писал тут) - триатлон Ironman 70.3 💪

Я в этом всем прекрасном процессе готовлюсь к очередному полумарафону с надеждой улучшить прошлое время (хотя с жарой и влажностью будет явно непросто)
😅

Всё-таки бег очень плотно вошёл в мою жизнь за последние 9 месяцев, так что останавливаться не хочется!

Лично для меня он повышает продуктивность, снимает стресс, разгружает мозг и круто переключает между контекстами (реально постоянно что-то новое приходит в голову и приходится записывать на бегу), а тут ещё и путешествия подключились
😁

P.S. Вам желаю прекрасного вечера и переключиться на что-то несвязанное с работой 🏃‍♂️🎿🍷

#life_контент

Лысый из ProDDucts

26 Nov, 12:26


Последние две недели, слушал и читал книжку «Думай медленно... решай быстро» Канемана (ссылка) и мне прям очень зашло, если честно.

Уже с середины думал, как лучше вам ее упаковать в ревью, т.к. очень много полезной инфы на подумать.

Решил, что выделю списком ТОП концепций / теорий / подходов, который должен в современном мире изучить каждый продакт:

1️⃣Основа книги — две системы мышления у нас в голове.

⚫️Система 1: быстрое, интуитивное, автоматическое — без значительных усилий, но может быть подвержена когнитивным искажениям.
⚫️Система 2: медленное, осознанное, аналитическое — включается непросто, когда требуется внимание и глубокий анализ.

2️⃣ Когнитивные искажения (мои любимые 😉)

Когнитивные искажения по Канеману преследуют нас повсеместно, вот парочка запавших мне:

Искажение подтверждения: люди ищут подтверждение своих гипотез, игнорируя противоположные данные.
Эффект привязки: первоначальная информация влияет на последующие оценки. Важно для ценообразования или пользовательского опыта (например, первая информация в онбординге задает тон).
Эффект потери: люди боятся потерять больше, чем хотят приобрести (мотивируйте их ограничениями).

3️⃣ Эффект владения

… который в цифровом мире сильно видоизменился со времен написания книги. Пользователи ценят то, чем они владеют, выше, чем это оценивается объективно.

Тут и про бесплатные пробные версии продукта и про использование персонализации («честное слово, лично для вас пилили фичу»).

4️⃣ Парадокс выбора

Большое количество опций может привести к параличу выбора (имхо, частый кейс и в продуктовке, и в бизнесе): ограничения и подталкивающие рекомендации — наше все.

5️⃣ Эффект ореола

Все еще считаю, что каждый продакт и продажник (особенно в b2b) должны уметь применять его в работе. Недавно разбирал его тут.

В книге еще много разных вещей, которые требуют внимания (регрессивное искажение, закон малых чисел, эффект якоря, концепция инфо-доступности, эффект привычки). Можете погуглить сами, или запихнуть в GPT)

Всем желаю позитивного вечера с радующим Москву солнцем (хотя, казалось бы!) 🙂

#booksforproducts

Лысый из ProDDucts

23 Nov, 12:50


Всем снежной субботы ❄️

Несмотря на то, что Москву с утра заносит снегом, я всё-таки уже успел побегать и немного расслабить голову после рабочего марафона 😉

Подумалось, что пора готовиться к новому году, и тут недавно наткнулся на рекламу, с которой к нам приходит праздник в новом прочтении ➡️ сделано на 100% через ИИ.

P.S. Не пойму пока, теряется ли магия детства для меня, или нет 🤔

Лысый из ProDDucts

22 Nov, 11:21


Всем желаю продуктивного окончания недели! 🥳

Такого, чтобы вы не просто закрыли все задачи спринта и свои личные, а вот чтобы еще парочка решилась / отвалилась сама, но в вашу пользу! 🙃

👉 У нас с командой концовочка недели прям мощная: два дня большого NDAного мероприятия по стратегии и перестройке подхода к продажам цифровых продуктов на всех уровнях как внутри компании, так и при работе с клиентами.

ТОП вещей, которыми хотелось бы с вами концептуально поделиться:

⚫️Офигеть как важно проводить выездные мероприятия командами (особенно для постоянного улучшения кросс-связей). Это актуально от продуктовых команд до целых дивизионов.

⚫️Умение питчить презы / или без през — супер важный навык для любого руководителя (это ваш канал поиска общего вайба с командой!).

⚫️Совмещение докладов с различными совместными практико-центричными инициативами — must have (50/50 точно), иначе будет ужасный флэшбэк в самую скучную лекцию в универе.

Верю, что будет прям продуктивно … скоро увидим 😉
Вы же, если вдруг давно такого не делали
➡️ конец года отличная тема)

Лысый из ProDDucts

20 Nov, 15:46


Сегодня про тренды 😉

Тренды развития супераппов в России из любимого мною канала Дизраптор (рекомендуется к прочтению)

Алексей поднял очень классную тему (видел уже в 4 каналах отсылки на этот пост) про дальнейшее развитие в России сложносочиненных продуктов (ака экосистемы Сбера, Яндекса, Т-Банка и т.д.).

☁️ Он прогнозирует тренд на смещение фокуса из горизонтального развития экосистем, когда перекрывались различные связанные через жизнедеятельность потребности пользователя в вертикальные колодцы пользовательского пути (на примере Сферы от Т-банка).

Что это значит? 👇

Новые приложения будут стремиться закрывать всё больший пользовательский путь от возникновения идеи (на покупку авто, например) через усиление точек контакта с пользователем на базе постоянного оказания сервисов (ремонты, ТО и т.д. и т.п.) до продажи (завершения потребности), мотивации на что-то новое, т.е. старт новой идеи (о покупке другого авто)… и так до бесконечности

⚫️Тренд сам по себе очень интересный: случится или нет — сказать сложно, но наблюдать за развитием в разных индустриях такого вертикального и ценностного развития продуктов — будет 100% интересно.

Лысый из ProDDucts

19 Nov, 15:35


Продолжаю чтение книги «Думай медленно... решай быстро» Канемана (ссылка) вижу супер-много полезного для любого продакта.

Одним из таких моментов является мое знакомство с эффектом ореола, который (можно сказать) стал для меня темой недели (breaking news!)

Эффект ореола — это когнитивное искажение, при котором общее впечатление о человеке, продукте или явлении (да не важно о чем) влияет на восприятие его других характеристик вне зависимости от их реального состояния.

Понятие было введено американским психологом Эдвардом Торндайком в 1920 году, который обнаружил, что положительные или отрицательные черты одной характеристики влияют на восприятие остальных. Например, если человек кажется привлекательным, его также могут считать более умным или талантливым.

Тут четко работает выражение, которое мне очень нравится, что первое впечатление можно создать один раз. Можно и два, и три, конечно, но это уже будет значительно более сложная механика.

Эффект ореола работает на основе следующих когнитивных процессов:

⚫️Когнитивная экономия: люди склонны упрощать восприятие информации, чтобы сократить усилия.

Если что-то производит хорошее впечатление, мозг автоматически распространяет это впечатление на все аспекты объекта. С учетом нереального влияния психологии на экономику и продуктовку — не учитывать этот аспект просто нельзя.

⚫️Эмоциональная ассоциация: положительные эмоции, вызванные одним качеством, усиливают общее восприятие объекта.

Расставление правильных акцентов вокруг продукта и / или его сервисов - must think тема для продакта, маркетинга, аккаунтов и продаж (тут без кросс-команд никуда).

⚫️Первое впечатление: часто (80/20 точно) эффект ореола основывается на первых контактах или наиболее ярких чертах.

Это первое впечатление формирует «рамку», через которую воспринимаются остальные характеристики.

Мы все склонны упрощать формирование впечатления о тех или иных вещах, чтобы мозг не сходил с ума (бедняга!) Задача продакта - в эту ловушку не попадать + научиться ловить туда пользователей!

P.S. Классный материал по теме нашел для вас на РБК (ссылка)

#вечерний_вайб

Лысый из ProDDucts

17 Nov, 13:57


Всем привет и крутого окончания выходных! 👋

Недавно наткнулся в Эксплойт на отсылку к крутой таблице от EvidentlyAI (платформа по глубокому анализу AI интеграций в разных индустриях) с обновляемым списком (в режиме реального времени) 500 самыми успешными кейсами использования ИИ в бизнесе (жми сюда).

Удобно разделено по бизнес-направленям (E-com, Tech, Travel, Gaming и т.д.) с кратким описанием кейсов и типизацией через тэги (Generative AI, LLM, Ops, Product Feature, Search и т.д.)

🤔 So What!? Будет полезно как для тех, кто просто хочет глубоко погрузиться в контекст происходящего на рынке AI, так и для тех продактов, кто прям сейчас ищет точки роста и лучшие практики.

Я покопался и мне очень зашло (даже пару идей забрал для команд, которые мы трекаем), так что — очень рекомендую вдохновиться перед началом новой недели!

Лысый из ProDDucts

15 Nov, 15:17


Всем крутого вечера! 👋

Знаю, что вы по классике ждали пятничный мем, НО сегодня пойдем чуть по-другому — хочу с вами поделиться ТОП-5 вопросами, которыми, имхо, и должен руководствоваться каждый продакт и в работе, и в жизни (если он true!):

1️⃣ «Чтобы что?!» («So what?!» - туда же)

Это вообще база и качественная основа эффективного существования в современном мире с кучей информации и возможностей. Сюда же входят любимые нами «Для кого» и «Какие проблемы мы решаем».

2️⃣ «Какая реальная ценность в том, что я делаю?!»

Очень круто, что это позволяет избежать смещения фокуса с того, что реально нужно, на то, каким образом что-то попало в периметр вашего внимания (как часто говорили у нас в консалтинге — «вэльюшку деливерить»).

3️⃣ «Как мы будем это измерять?»

Всегда, думая о метриках, мне хочется, чтобы каждый продакт не только умел их формулировать (боль), а еще и измерять в формате: вчера ➡️ сегодня ➡️ завтра (хотя бы последние два).

4️⃣ «ЧБД?»

Что Было Дальше — одно из моих любимых правил, ведь продакт, решая проблемы сейчас, всегда-всегда должен думать о завтрашнем дне!

5️⃣ «Что может мне помешать?»

В каком контексте живет ситуация, в которой мы находимся? Как те или иные рычаги могут повлиять на наш успех (что будем с этим делать?!).

Желаю вам кайфовых выходных и предлагаю не заморачиваться (уж очень хотелось сегодня поделиться), НО с понедельника проверить все, что вы делаете, через ответы на эти вопросы и …

Лысый из ProDDucts

14 Nov, 12:58


Меня давно спрашивают про подкасты по продуктовке, которым я отдаю предпочтение.

Сегодня нашел немного времени и выделил cвой ТОП-4. Хотя бОльший акцент часто делаю на конкретных темах, в которых нужно прокачаться + рекомендациях.

⚫️Lenny’s podcast (ссылка)
Пока это ТОП-1 моего списка, т.к. Lenny Rachitsky собирает самых топовых товарищей из продуктового мира и ведет с ним классные дискуссии, правда ток на англ. Уже упоминал тут.

⚫️Make Sense Podcast (ссылка)
Юра Агеев приглашает классных ребят с интересными любому продакту темами. Тут мне больше нравится, что выпуски по 20-30 минут (когда времени мало, но очень хочется прокачаться, то на скорости 1,5 очень заходит).

⚫️Y Combinator Startup Podcast (ссылка)
Тут очень классно про стартапы, чего часто не хватает в других подкастах из ТОП-4.

⚫️Серебряная чпуля (ссылка)
Подкаст от Agile-экспертов Михаила Вязанкина и Левона Гончарова, который послушал несколько раз за последнее время, и мне прям зашло. Классные гости и актуальные темы в легком формате (недавно цитировал тут).

Если честно, я долго игнорировал подкасты как формат, но в последние пару лет они для меня как-то раскрылись (при верном выборе) в качестве сгустка крутой информации за короткий период, а время становится все дороже и дороже 🙏

#подкасты

Лысый из ProDDucts

12 Nov, 13:08


Буквально недавно писал о том, как продакту бороться с неэффективными совещаниями.

Но это, что называется — решения на местах. Сегодня собрал для вас пару интересных примеров, как с этим борются на уровне всей корпорации:

⚫️Классика жанра от Безоса и Amazon.

В Amazon действует «Правило двух пицц»: на совещании должно быть столько участников, чтобы их можно было накормить двумя пиццами.

⚫️Теория ограничений от Google.

Встречи часто ограничены 25 или 50 минутами (короче стандартных 30 и 60 минут), что подталкивает участников к более сжатым формулировкам и ускоряет процесс.

Google, как и Amazon, часто используют предварительно заготовленную повестку.

⚫️Среда без встреч — от Atlassian.

Компания Atlassian внедрила «руководство по проведению встреч», которое помогает сотрудникам оценить, нужна ли встреча, или вопрос можно решить в других форматах, например, через асинхронные коммуникации.

Также они ввели правило «No Meeting Wednesdays» — среда без встреч, что позволяет сотрудникам сосредоточиться на работе, требующей глубокого фокуса.

⚫️Итерационная чистка календарей от Shopify.

Раз в квартал календари сотрудников очищаются от всех рекуррентных встреч, чтобы каждый мог заново оценить, какие из них действительно нужны, что помогает избежать «встреч ради встреч», которые уже утратили актуальность + они очень активно топят за асинхронный формат.

⚫️ИИ для анализа эффективности от Microsoft.

Viva Insights анализирует данные о встречах и дает рекомендации по оптимизации (что убрать, а что в асинхрон).

⚫️Асинхронность от Basecamp.

На уровне культурного кода поощряется письменное общение, предоставляя всем доступ к отчетам и обновлениям, которые можно читать в удобное время.

Я вообще сам большой фанат асинхронности, т.к. сам могу планировать свое время!

Это самые интересные примеры, которые мне удалось откопать.

Но ключевое тут — стремление к повышению эффективности.

Думаю, что даже за попытку внедрения одного из таких ритуалов у вас в компании или подразделении, менеджмент будет вам благодарен (но и начать им придется с себя 😉)

Лысый из ProDDucts

11 Nov, 14:38


Как в "Своя Игра", вы как будто угадали один из самых частых вопросов от наших заказчиков.

Если на часть причин влияют устоявшиеся в компании процессы, то часть из них находится на плечах продакта.

Для начала давайте определимся с теми самыми причинами, а уже в следующей серии подумаем, что можно с этим сделать, если вы таки нашли в них себя.

1️⃣ Низкий уровень кросс-функционалки между уровнями принятия решений и между командами.

Отсутствие норм коммуникации + разногласия в приоритетах + нехватка единого видения…

2️⃣ Чрезмерный объем согласований и бюрократия.

Постоянные согласования, пересмотры и дополнительные требования от разных PMO замедляют процессы и откладывают релизы. Тут уже не про продуктовку…

3️⃣ Частые изменения требований.

Откуда это? Да все от одного — от низкого уровня погружения заказчиков в процессы продуктовой (да и проектной) разработки. Что особенно больно на поздних пред-релизных стадиях (так называемый — scope creep).

4️⃣ Низкая автоматизация процессов разработки и тестирования.

Много ручной работы ➡️ длительные сроки ➡️ много ошибок ➡️ длительный TTM. Последовательная автоматизация разработки — наше все.

5️⃣ Мало ресурсов и перегруженная команда.

Плохое планирование и нехватка экспертизы — одна из самых частых проблем крупных компаний, по мнению аналитиков Deloitte.

С одной стороны, эти проблемы всем известны, т.к. 80/20 встречаются в каждой компании, а с другой — не очень понятно, что продакт-то на своем уровне может сделать?!

Если что-то упустил, пишите в комментах, а в следующем посте на тему поделюсь опытом, как мы это фиксили 😉

Лысый из ProDDucts

08 Nov, 13:20


Приблизительно, так выглядит конец моего сегодняшнего рабочего дня!

🤔 А почему бы и да?! За последние две недели и на работе, и на личном было очень плотно, но мы справились и заслужили бутылочку вина (а то и две!)

⚫️Провели ассесмент продактов для одного крупного клиента, стартующего трансформацию цифрового офиса.

⚫️Прекрасно провели (ребята прям затащили) завершающий УК в рамках продуктовой школы на другом клиенте.

⚫️Начали подготовку крупной двухдневной страт. сессии на конец ноября, а тут потенциально еще одна на подходе у другого клиента (но уже в плане на будущий год).

Энергозатратно, т.к. у нас всегда это кастом и креатив, но очень интересно 😉

⚫️Почти закончили упаковку результатов исследования, которое готовили с Настей Быковой для Industrial++ (писал тут).

Да-да, знаю, что обещал сильно раньше, но хочется отгрузить качественный контент, а тут с одного на другое 🙏

⚫️Решил-таки, что пора системно заняться личным брендом и инфополем (тут пока спойлер без деталей ☺️

⚫️Наконец-то по возвращении в Москву начал входить в форму по бегу, т.к. решили с друзьями в этом году сделать еще одну командную половинку Ironman в Бахрейне.

… и это только то, что с ходу пришло на ум, а ведь было очень много всего. Но, пожалуй, мне пора, а то ведь вино само себя не выпьет! 🙂

Лысый из ProDDucts

07 Nov, 14:36


Сегодня коллега напомнила мне о забытой за пару лет проблеме любого продакта — совещаниях 😆

Подготовка к встрече ➡️ Сама встреча ➡️ Несколько последующих встреч с разными участниками по результатам и т.д. и т.п. — тем, кто в корпорации, это до боли знакомо.

Я прям помню, как день утекал в трубу ради синхронизаций, статусов, подготовок, постоянного общения с разными стейкхолдерами и их замами, бизнесами, саппорт-подразделениями, другими командами (связанными со мной и нет), а на реальную работу (в т.ч. с командой) — прошу вас с утра или после 18 🫤

Собрал для вас ряд советов, которые я лично до сих пор активно применяю (хотя у нас бутиковая компания и бюрократия минимальная) 👇

⚫️Всегда уточняйте повестку и цель встречи у организатора (сами, конечно же, вы уже давно так делаете, да?!), а также ожидания от конкретно вашего участия;

⚫️Управляйте календарём наперёд: букируйте время на задачи вашего личного бэклога, а также буфер на непредвиденные «прилеты»;

⚫️Используйте асинхронный формат работы (но всегда со сроками и обязательствами), т.к. он более управляемый;

Большую часть вещей можно проработать асинхронно заранее, тем самым сильно сократить дискуссию.

⚫️»Всегда говори -да-»… НО в нашем с вами случае, один из самых сильных навыков продакта — качественно говорить НЕТ!

⚫️Инициируйте пересмотр формата по тем митингам, которые из раза в раз бесполезны (инициатива, может быть, и наказуема, но зато экономит время в долгую);

⚫️Если не удалось слиться, найдите пару небольших параллельных задач — маленький дофаминовый выброс не помешает! (тут не все согласятся, т.к. не по книжкам, но это лично мой лайфхак).

Короче говоря, заряжаю вас на эффективную пятницу, ведь именно с нее лучше всего начать внедрять изменения в своей рабочем потоке)))

P.S. Скоро вернусь с самыми интересными кейсами из глобальных корпораций, признавших проблему!

Лысый из ProDDucts

05 Nov, 14:44


Буквально недавно, отдавая ребенка в детский сад, начал обращать внимание на наличие в программе занятий с нейропсихологом (что это?!) и …

… тут меня осенило, что для продакта применение принципов нейропсихологии может быть суперэффективным личным УТП.

Отвечая, в том числе за когнитивные (исследовательские) и эмоциональные (коммуникационные) навыки, «продуктовая нейропсихология» (у меня такой термин родился в данном контексте), при правильном применении, как для собственного профессионального роста, так и для развития продуктов может реально вывести вас на новую ступень.

Логика моего рассуждения заключалась в том, что продуктовка — это про постоянное дискавери ➡️ а значит когнитивное ➡️ а значит развивать эту способность нужно как навык и логично, что за нас уже придумали непрямые механики развития.

Что же касается эмоциональной составляющей нейропсихологии, то это напрямую отражается на коммуникации, которая занимает зачастую до 50-80% времени работы продакта в том или ином виде!

Простой пример, который я привел во время выступления на Industrial++ (тут о конфе): если вы хотите развиваться, то, так называемый pet project на стороне — отличный вариант 👇

☁️ т.к. выводит вас из зоны комфорта и развивает нейропластичность, заставляет ваши нейронные связи принимать нестандартные для вас решения в ситуациях неопределенности!

P.S. Короче говоря, на научную глубину не претендую, но очень хочу дальше погрузить в эту тему, приземляя её на продуктовый и трансформационный менеджмент! Я прям кайфанул от нееё 🙂

Лысый из ProDDucts

03 Nov, 11:22


Надеюсь, что вы кайфуете от классного воскресенья! 🔥

Сегодня вообще ничего писать не хотел, т.к. в выхи не люблю про работу, но захотелось с вами поделиться своими мыслями:

Сдал сегодня пластиковые крышечки (они перерабатываются отдельно) во ВкусВилл. Всем большим кругом нашей семьи собирали их пару месяцев.

Конечно, мелочь, но такие вещ
и, имхо, очень формируют культуру, а мне хочется, чтобы у меня в семье она была.

Ещё купил (там же) туалетную бумагу Сыктывкарского завода (явно не тот канал, на который вы подписались 😂), которая на 100% сделана из переработанного сырья, перешел по QR коду и почитал про детали (кому интересно — читать тут).

P.S. Все еще считаю, что, добавляя разные эко-штуки в свои цифровые решения, вы в долгую формируете у пользователя очень позитивное отношение к бренду (пусть это даже какие-то не очень большие фишки).

Лысый из ProDDucts

02 Nov, 16:01


Всех с прошедшей длинной неделей! 😁

Очень надеюсь, что она была для вас эффективной, и вы всё успели, а значит врываетесь в выхи с отличным настроением! 😮‍💨

Я вот, например, провел кучу очных и онлайн-встреч, двухдневный УК на одном из клиентов, довели и подготовили результаты ассесмента продактов на другом клиенте + активно прорабатывали маркетинговую стратегию, и получили пару новых запросов 🔥

Могу сказать так: в течение недели я прошел все ощущения от роли владелец продукта на картинке 😆

#шуткиза300

Лысый из ProDDucts

30 Oct, 11:10


Вдогонку сам отчет SBS, для удобства 😉

Лысый из ProDDucts

30 Oct, 11:07


Ребята из SBS собрали, на мой взгляд, неплохой сравнительный отчет по текущей ситуации с ИИ в РФ и во всем мире с аналитикой, трендами и макро-прогнозами.

С учетом продолжающейся активной интеграции ИИ на протяжении почти любой цепочки создания ценности во всех ключевых индустриях, имхо, каждый продакт должен быть базово погружен в эти самые макро-тренды.

Что понравилось в отчёте, так это хорошая консалтинговая структура (ван лав ❤️):

От общего к частному: от общей картинки по индустриям и объяснении базовой конъюнктуры к деталям и технологиям (с примерами);

Неплохой анализ почти всех основных отраслей и технологий (слайд 5);

Описание технологий, для тех, кто все еще не до конца в теме / путается (слайды 4 и 23).

Всем хорошего изучения и классной среды! 😉

Лысый из ProDDucts

29 Oct, 09:47


Storyline: фича или баг для скиллсета продакта 🤔

Так совпало, что в течение этого месяца прошло несколько продуктовых управляющих комитетов у разных клиентов, я сам готовил презу на конфу, да и в принципе, как-то много раз столкнулся с питчингом идей разного уровня готовности.

Понял, в очередной раз, что качественный сторилайн — маст хэв для Middle+ продакта! (хотя часто слышу, что «ну его нафиг, продукт — это не про то»)...

У меня этот навык выдрессирован еще со времен консалтинга, но встречаю многих крутых и опытных ребят, которые с большим трудом могут рассказать историю вокруг своего продукта (печаль! 🙁)

Весь мир настолько коммерциализирован, что всё что мы, как продакты, делаем: от работы с пользователями и стейкхолдерами до ежедневной работы с командой — по сути, постоянная продажа идей!

Но это не просто «купи слона», это продажа комплексной истории вокруг кейса. Это реально может быть вашим УТП — научитесь сначала выстраивать, а потом и рассказывать историю вокруг своего продукта и поверьте, — это другой уровень!

*️⃣Только до конца дня по промику Лысый из ProDDucts… увы, но мой канал еще не так популярен, а потому пока пара советов:

⚫️Научитесь строить сторилайн через презы (чтобы вы не питчили) от интригующего начинала вашей истории, до целевой картинки — самый понятный и доступный способ.

Если что, можно даже сходить на курсы за базой!

⚫️Перед тем как что-то питчить (будь то команда, или стейкхолдер на УК), расскажите историю коллегам (ну или на камеру себя запишите) и спросите честно, на сколько они поверили в создаваемую картинку

⚫️Сходите на курсы ораторского искусства (сам вот думаю на будущий год): тут будет комбо и сторителлинга и его преподнесения!

Вчера поста не было, но всем желаю отличной, хоть и длинной недели! 😉

Лысый из ProDDucts

27 Oct, 10:40


Как по мне — это разрыв! 💣

Давно ничего не было про AI в части технологий, т.к. больше канал стараюсь вести канал в сторону продуктовой и трансформационной веток!

👌 НО сегодня не смог обойти стороной следующее: ссылка на видосик на YouTube

Модель на базе ИИ симулирует игровой движок DOOM 1 в реальном времени с частотой 20 кадров в секунду на одном TPU (проект GameNGen на GitHub).

Фактически ты управляешь игрой, в которой в режиме реального времени генерируется будущий непредсказуемый (для нас, конечно) сценарий.

Как мне кажется, это абсолютно новый уровень для сложнейшего сценарно-ситуативного моделирования, вариантов применения которого в бизнесе — великое множество в будущем 👇

От покупательских сценариев (как для оффлайн, так и для онлайн), до нового уровня мошенничества и борьбы с ним ☺️

Всем отличного воскресенья! 👋

Лысый из ProDDucts

25 Oct, 13:01


Лично мне кажется, что в работе продакта и бизнес-консультанта прям супер много общего 😁

Совмещение гибкого и проектного подходов (особенно в корпах), умение быстро погружаться в разные контексты, пресловутый data-driven, много коммуникации и умение отстаивать свою позицию, да и многое другое — стратегическо-тактический микс❗️

… конечно же, никуда и без умения филигранно упаковывать небольшие провалы в success case LOL 😂

#шуткиза300

Лысый из ProDDucts

24 Oct, 17:09


Можно ли в трансформацию без комьюнити?

Много в последние месяцы говорим о том, что комьюнити играет важную роль при любой трансформации (в т.ч. на конфе обсуждали).

Сегодня немного поразмышлял об этом во время бега и пришел к следующим выводам 👇

Тут хотел бы сделать коммент, что, когда мы говорим больше о стратегическом (управленческом уровне трансформации), тут сообщество — излишняя трата ресурсов, когда и без того сложно и рискованно («а вдруг не туда повернем?!»).

👉 В этом кейсе нужно больше про развитие стратегических компетенций и гибкости на уровне всей компании или функции.

Когда же мы говорим о комплексной трансформационной программе на всех уровнях, то тут, имхо, без комьюнити в долгую — прям совсем не обойтись.

Особенно, если мы говорим о внедрении новых ролей (вроде продактов). Но и для пересборки классических функций (вроде продаж), создание комьюнити может стать новым витком эволюции / революции подходов.

☁️ Ключевой смысл тут в том, что людям изменения даются непросто и наличие площадки для обмена опытом и болями (а это больно!) — один из ключей к успеху («Паспарту, сколько у нас ключей?! 😂»).

Мы отдельно еще продолжим эту тему разбирать, да и как-нибудь поделимся нашим опытом на каком-нибудь круглом столе или конфе.

На самом деле, создание & развитие сообщества супер-сложная и комплексная задача. Думаю, процентов 80 вымирает на старте!

📎 So what? Если вдруг, у вас в компании такого еще нет, а трансформация идет, то этот пост — повод задуматься!!!!!

#вечерний_вайб

Лысый из ProDDucts

23 Oct, 15:32


Всем привет! 🤙

Вчера был второй — завершающий день конференции, и вечером у меня уже не хватило сил на пост, но сегодня собрал ключевые выводы
👇

Их можно характеризовать как обще-нишевые (реальный сектор), но с продуктовой точки зрения :

⚫️Наш доклад был очень в тему и надавил на больное — реальная продуктовая ценность в среднем по индустрии всё ещё очень разная и есть куда нужно / можно расти. Очень со многими удалось это подтвердить.

Когда в ака продуктовой секции 2024 чувак из очень крупной компании из 45 минут треть времени рассказывает про компанию, а потом про то, что были, условно вертикальные команды (аналитики, разрабы, тестировщики), а стали продуктовые (горизонтальные), и это типо прорыв — мне хочется плакать.... ибо это перерисованная база (по факту все сииильно сложнее!

⚫️Очень много было про AI с ТЗ техники (надо думать, конфа-то индустриальная), НО, как будто, при этом обратно пропорционально про бизнес-ценность (это вообще всё «зачем?»), что понятно, но грустно: будем работать — opportunity!

⚫️Бизнес-процессы, ИТ-архитектура и сложность получения эффектов растёт, а вот как с этим на системной основе бороться / жить — пока не ясно (комплексного взгляда не хватает).

⚫️Тренд последнего времени (имхо, будет расти), с учётом предыдущего пункта: ряд компаний когда-то (на хайпе), активно растили собственную разработку, потом ушли в коробки («чё нам зря за дорогих разрабов оплачивать»…), а сейчас понимают, что собственное (правильное), всё равно возвращается (тут еще последим)!

Кстати, единственная ценность из доклада чувака из комментария к пункту 1! 👆

P.S. Помимо этого:

1️⃣ — Убедился, что наша команда Orbix.Pro реально очень крутая и комплексная (про смысл для бизнесов).
2️⃣ — Встретил несколько крутых людей, с кем было бы интересно поработать вместе.
3️⃣ — Кайфанул от атмосферы — буду продолжать участвовать в следующем году 😂

Лысый из ProDDucts

21 Oct, 17:53


Друзья, как вчера писал, выступили сегодня с Настей на конфе Industrial ++ по теме хардовых и софтовых навыков крутого продакта в промышленности 2025…

И это было ооочень круто (давненько я этого не делал, если честно)!

Общая атмосфера на конфе, да и зал во время нашего выступления — прям порадовали, спасибо тем, кто пришел и участвовал 🙏

Очень здорово, что попали в вопрос рынка, который реально у многих болит — дальше больше! 🤙

P.S. Для тех, кто подписался сегодня, да и уже давно со мной, пишите почту — как и обещал, по готовности с радостью направим вам результаты нашего исследования!

Лысый из ProDDucts

20 Oct, 12:21


Всем привет! 👋

Пока немного притормозил с постами в последние дни, т.к. полностью ушел в подготовку к конференции Industrial ++, где мы с коллегой — Анастасией Быковой (@za_predelami_koda), будем разгонять на тему софтовых и хардовых навыков для успешного продакта в промышленности в 2025 году!

📎Кто пропустил — упоминал подготовку здесь + выделил пару актуальных моментов

Честно скажу, доклад получился огненный! Так что, если вдруг собирались, но не собрались — залетайте, будет 100% круто (другие доклады + крутой нетворк гарантированы!)

После конфы обязательно с вами постепенно поделюсь результатами исследования, которое мы с Настей провели в процессе подготовки (data-driven мы все-таки!)

Всем кайфового воскресенья! 😉

P.S. А мы с Настей даже на обложку попали в анонсе конфы в ВК (красивые хотя бы, получается) 😉

Лысый из ProDDucts

18 Oct, 12:15


Сегодня по какому-то внутреннему желанию захотелось с вами поделиться несколькими цитатами Стива Джобса👇

Мне очень отзываются с точки зрения профессионального мировоззрения.

👉 Сразу скажу, что я небольшой любитель ориентироваться на Великих людей просто потому, что эти все люди (по разным причинам) в каком-то смысле являются ошибкой выжившего.

Но конкретные мысли на базе их крутого жизненного опыта часто бьют в точку. Сегодня вдохновимся Стивом:

☁️ "Ваша работа займёт большую часть вашей жизни, и единственный способ быть по-настоящему довольным — это заниматься тем, что вы считаете великим делом. А единственный способ сделать великое дело — любить то, что вы делаете". (Стэнфорд, 2005)

Тут даже добавить нечего, кроме того, что частенько стоит задавать себе вопрос: «А нравится ли мне моя работа и ценность, что я создаю?!».

☁️ "Дело не в деньгах. Дело в людях, которые у вас есть, в том, как вы ими руководите, и в том, насколько вы понимаете, что делаете". (интервью, 1997)

Люди вокруг, будь то на работе или по жизни всегда, как мне кажется, самый главный актив любого крутого лидера (да-да, и продакта тоже!).

☁️ "Будьте мерилом качества. Некоторые люди не привыкли к среде, где ожидают совершенства." («Inside Steve’s Brain», 2008)

В мире нереально быстро нарастающей конкуренции и доступности ресурсов для реализации всего и вся, «качество» — не просто посредственное мерило, а чуть ли уже не абсолютный лидер среди критериев успеха будь то продукт, сервис или даже человек!

Вот такое цитатное настроение вышло 😂 Всем кайфового окончания недели!

Лысый из ProDDucts

17 Oct, 14:47


На одном из продуктов сегодня было Demo день, и команда оч переживала 🙂

Скажу так: даже если не всё готово к Demo, то надо просто верить и все получится 🙏 … и это работает! 😂

Лысый из ProDDucts

16 Oct, 13:48


Не каждый может быть продактом, и это нормально👌

Сейчас вместе с Анастасией Быковой (@za_predelami_koda) активно готовим доклад на конференцию Industrial ++ на тему «Hard vs Soft: какие скилы нужно развивать, чтобы стать крутым продактом в большой промышленной корпорации» и напитываю себя информацией из различных источников.

Позавчера, во время бега, послушал старенький, но ИМХО все еще актуальный подкаст от Product Sense с сооснователем Profi.Ru Егором Руди.

Выделил для вас, как обычно, несколько тезисов, которые показались мне интересными и все еще актуальными:

⚫️Не каждый, на самом деле, может быть продактом и это нормально.

Несмотря на хайп вокруг роли (хотя, в каком-то смысле, немного даже не нисходящий, а трансформирующийся) нужно идти по своему пути.

Если у вас есть задатки крутого проектного менеджера, то и там можно и нужно строить крутую карьеру! Используйте свои сильные стороны!

⚫️Круто, если продакт понимает разработку, т.к. это очень добавляет ценности.

Если вдруг у вас это упущено, можно пройти курсы разработчика или аналитика и попробовать свое что-то запилить за полгодика. Может, разрабом и не станете, зато в скорости принятия продуктовых решений и работы с командой точно подрастете.

Лично я и проходил все на опыте (как и многие), и думаю, было бы круто, если бы были курсы по разработке для продактов и аналитиков (давно об этом думаю).

⚫️Любой продакт должен уметь в гипотезы и MVP.

Ооочень согласен с этим тезисом, это прям навык. Как и Егор в интервью, часто встречаю даже людей уровня СРО, которые сразу на проблематику генерят разработку, а не ищут оптимальное решение.

⚫️Здравый смысл - основа, инструменты - чисто механика и помощь

Это прям основа моего личного продуктового мировоззрения, хотя сам по себе здравый смысл - очень субюъективное и эфимерное, но точно существующее.

☁️ P.S. Егор очень рекомендует прокачивать использование ТРИЗ Генриха Альтшуллера в качестве навыка. Тема классная, как-нибудь разберу для вас практическое применение этой механики.

Лысый из ProDDucts

15 Oct, 15:39


Разные уровни абстракции 👀

«Что это за уровни такие?» спросите вы, конечно! 🫢

Буквально в прошлом году один мой знакомый, уже не помню, в каком контексте упомянул эту фразу, и она мне очень запала с точки зрения продуктового смысла 👇

Что же это такое?

По сути — это умение перемещаться со стратегического уровня (аКа видение, клиентские сегменты) и общения с топовыми стейкхолдерами до тактических задач (аКа стори, фича, техника) и работы с командой.

Почему это важно для крутого синьор продакта?

1️⃣ А как иначе в стратегию?
Умение видеть продукт в контексте рынка и бизнеса компании помогает принимать обоснованные решения и задавать правильный вектор.

2️⃣ Дьявол в деталях!
Ни стратегией единой, продукт для пользователя — это всегда про детали, ведь без них ну просто никак.

3️⃣ Эффективная коммуникация.
Со всеми нужно говорить на понятном им языке с ТОПами, с командой , с пользователями.

«И что мне делать с этой информацией?» - спросите вы.
Мой ответ: «Развивайте, ведь это по сути — тоже навык!»

⚫️Практикуйте "зум-ин" и "зум-аут": регулярно тренируйтесь переключаться между общей картиной и деталями. Например, после стратегической сессии погрузитесь в анализ конкретной эпика или даже фичи.

⚫️Общайтесь с разными командами: кросс-функционалка (о важности писал тут) как с бизнесом, так и с техническими специалистами, супер сильно расширит ваш взгляд и поможет лучше понимать разные перспективы.

⚫️Используйте визуальные инструменты: стратегические ДК, ментальные карты, диаграммы и схемы — помогают структурировать мысли и видеть связи между разными уровнями.

⚫️Не бойтесь ТОПов: по-другому вам не прокачаться и не вырасти (увы и ах!)

Получилось, что в каком-то смысле сам себя проинтервьюировал 🙂

Но очень вам рекомендую сделать себе самооценку по данному навыку и постараться его прокачать — успех неизбежен!

Лысый из ProDDucts

12 Oct, 13:41


В продолжение вчерашнего поста с ревью интервью Димы Бескромного про глубокую интеграцию продукта и маркетинга в современном бизнесе!

Хочу добавить, что в крупных корпах, по моему мнению, супер важно постоянно, на системной основе, синхронизировать не только продажи и продукт (писал тут), но и маркетинг с аккаунтами (если это b2b).

Вообще, если вы сильный продакт, то сделать представителей этих направлений в каком-то смысле и % вовлечения частью команды, ИМХО, — сильный ход 👇

Особенно, если в компании эти кросс-функциональные штуки не настроены вовсе или работают плохо.

P.S. Не спрашивайте, зачем я подумал об этом в субботу под вечер
😉

Лысый из ProDDucts

11 Oct, 15:04


Маркетинг & Продукт 🤔

Пока сегодня бегал, послушал классное интервью главы digital-агентства bQ Group Димы Бескромного про связку маркетинга и продукта (ссылка).

Суммировал пару ключевых тезисов, которые очень разделяю:

Продукт и маркетинг уже давно сплелись как неотъемлемые части друг друга: продукт и его коммуникационная стратегия должны быть тесно связаны, как части одного целого, напоминающие сочетание чизбургера и картофеля фри.

Основа успешной стратегии — гибкость:

➡️ Она должна быть гибкой и адаптивной, похожей на живой организм, а не забетонированным планом, следование которому превращается в слепое исполнение.

➡️ Стратегия похожа на навигатор (путей по достижению цели много, как и вариантов доехать), но через последовательный анализ и аудит нужно стремиться к поиску оптимального пути (не пожалейте времени на стратегию, прошу!).

Значение смыслов и аудитории: необходимо глубоко понимать целевую аудиторию (их привычки и JTBD) и создания смысловых сообщений, которые резонируют с потребностями и интересами аудитории, для эффективного взаимодействия и достижения коммерческих целей.

P.Sи мое любимое, что я очень разделяю: в любом случае стратегические вектора — основа развития, которая задается менеджментом, а крутой основа сильного менеджмента — сильный комплексный common sense (здравый смысл) в его бизнесовой оболочке.

… именно это качество больше всего ценю в продактах, да и в людях в целом!

Всем кайфовых выходных 🔥

Лысый из ProDDucts

08 Oct, 15:40


А вот и новая рубрика подъехала 💣

В одном из недавних постов был вопрос про то, как починить взаимодействие между продуктовой командой и продажами / бизнесом (понимаю, что во многих компаниях эти две функции различаются, но для упрощения, объединим их).

Опустим последствия такого рассинхрона, ибо тут все — от бесполезной траты ресурсов до «махача» разных стейкхолдеров и больших финансовых потерь.

Постарался по-классике выделить ТОП-5 советов из своего опыта в порядке их релевантности для решения данной задачи:

1️⃣Регулярные синки и сверка векторов развития.

Начните хотя бы с совместных синков между продуктовой и командой продаж (лучше сначала на уровне топов - вектор и стратегия, а потом команды - тактика).

2️⃣ Совместное планирование (хотя бы на уровне квартала).

Включите представителей отдела продаж в процесс планирования продукта (если вы из продаж — напросИтесь сначала посмотреть). Продукт никогда не должен «отрываться от земли», особенно в рынках с быстрым TTM.

3️⃣ Бизнес — часть продуктовой команды (экспертная роль).

Первые два пункта всё-таки больше про вектор, а вот на уровне тактики и совместных быстрых побед круто иметь бизнес-эксперта в качестве части команды.

Часто много споров, но если все увидят таки совместный эффект — будет 🔥 Т.е. заходить в тему не через позиционирование в качестве контроля, а через помощь и общие цели!

4️⃣ Синхронизируйтесь на всех этапах бизнес-процесса.

Более комплексная и, скорее, трансформационная схема, но в долгую — значительно более эффективная. От совместного поиска идей до выкатки в рынок и работы поддержки и сбора ОС.

Как пример: проанализируйте кросс-функциональные процессы ➡️ проведите GAP анализ ➡️ предложите изменения на уровне ТОПов с метрикам, на которые это повлияет (и на уровне бизнеса = получение эффектов в деньгах, и на уровне продуктовых команд = ускоренный TTM / качество релизов / и т.д.

5️⃣ Унификация целей и метрик (а то и через КПЭ)

Установите общие KPI для продуктов и продаж. Ничто так не стимулирует совместную работу, как общие квартальные цели, но есть два риска:

Сложность внедрения такой системы (очень много нюансов).
Часто смещается фокус с достижения общих целей на перекладывание ответственности.

Magic pill для быстрого внедрения я еще не видел, к сожалению, но со временем все выравнивается!

☁️ Итого: думаю, что последовательный тест этих механик, так или иначе, приведет (с поддержкой менеджмента) к нужному уровню кросс-функциональной синергии 👉 целевому эффекту бизнес подразделения и продуктовых команд.

Лысый из ProDDucts

07 Oct, 17:21


А вот и первый вечер после отпуска наступил 🔥

Я, конечно, очень опрометчиво верил, что найду время написать для вас пост сегодня (и мысли-то ведь были хорошие)...

НО УК на одном из клиентов, разработка ассесмента продактов и проджектов для другого, а еще куча операционной работы — забрали меня в пучину дел!

Стоит отметить, что день был крутой и супер продуктивный, за что отдельное «спасибо» хочу сказать своей команде 🔥

#вечерний_вайб

Лысый из ProDDucts

06 Oct, 12:51


Всем привет! 👋

Отпуск подходит к концу (по сути, осталось пара часов), а значит я с новым силами врываюсь в рабочие будни!

Много мыслей во время отпуска покрутил в голове, а с вами хотел поделиться тем, на чем хочу делать акценты в ближайшем будущем на канале:

Оставлю рубрики книги / видео / статьи-ревью (думаю, что это полезная тема), любимая вами статистика (куда же без нее), размышления (моя отдушина) и, конечно же, продолжу вас радовать продуктовыми мемчиками за 300 😉

Что касается AI, то чуть изменим формат и тут буду сосредотачиваться только на самых актуальных для продактов новостях (механики использования в работе и рыночные дизрапторы).

Добавим практичности и в ближайшее время перейдем к детальном разбору моих самых любимых инструментов продакта с лайфхаками (lean canvas, анализ рынка и конкурентов, CJM, risk map и т.д.).

Хочу отдельно ввести серию статей про продуктовую стратегию (будет что-то типо ТОП-30 вопросов о продуктовой стратегии).

Будет круто реанимировать раз в неделю / две soft skills тему: т.к. она критически важна (привет автору колонки!).

Много думаю над форматом мини интервью по 5-7 вопросов на актуальные темы с крутыми спецами с рынка (work-in-progress) 😎

Ставьте реакции, если вам такое залетает и пишите в комментах, если упустил что-то, чтобы вы хотели увидеть!

Лысый из ProDDucts

03 Oct, 15:48


🤔 Что общего между продакт-менеджментом и родительством?

Таким интересным вопросом я недавно задался, прослушав подряд очередные книжки по работе и осознанному родительству.

Нашел для себя много параллелей: пользователи (как основа отстройки и развития продукта), как и дети, требуют постоянного внимания, понимания и правильных подходов в нужный момент.

Вот лишь пара моментов, что выделил для себя:

1️⃣ Активное слушание… способность сосредотачиваться на собеседнике, задавать вопросы и быть внимательным к деталям.

Как продакту важно слушать пользователей, понимать их боли и потребности, так и родителю важно внимательно выслушивать ребенка, чтобы понять его эмоции и желания, а не гнуть свою линию.

В обоих случаях успешная коммуникация начинается с искреннего внимания и интереса.

2️⃣ «Просто о сложном»… и дети, и пользователи могут находиться на разном уровне понимания в отличие от нас с вами. Важно уметь объяснять сложные вещи простыми словами.

Как продакт должен уметь до простых атомов разложить даже самые сложные механики пользователям (иначе — провал!), так и мы — родители, как только не стараемся донести базовые, но иногда сложные вещи детям (сейчас вот часто с этим сталкиваюсь, но явно дальше — больше).

3️⃣ Постоянное развитие … как и дети, продукты со временем меняются, растут и требуют различных подходов на разных этапах.

Продакт 100% должен постоянно адаптироваться к новым условиям рынка, требованиям пользователей и изменениям в команде — расти вместе с окружением продукта.

Родительство меня учит тому же — быть гибким и готовым к изменениям каждый новый день 😉

☁️ Так же, как с детьми, процесс развития продукта требует терпения, эмпатии и готовности к постоянному обучению другу у друга.

Круто, если у кого-то из вас получится посмотреть на создаваемый продукт по-новому 🙏

UPD: сегодняшнего вечера, родительство, как и процесс работы над продуктом - процесс ежедневно креативный (С) - обсудили с друзьями LoL

Лысый из ProDDucts

01 Oct, 14:51


Пока я продолжаю путешествие с семьей и друзьями по Италии, понял 👉 концепция MVP для меня является, по сути, чем-то типа экзистенциальной основы продуктового управления цифровыми продуктами 🤔

Главная ценность MVP, в отличии от того же прототипирования (как-нибудь разберу после отпуска для вас) в том, чтобы решить проблему вашего сегмента и донести ценность — пусть и без красивой обертки на старте (собственно, как на видео LOL)

#шуткиза300

Лысый из ProDDucts

30 Sep, 14:33


Во-первых, начну с приятного, вчера мы с друзьями таки сделали триатлонную гонку — эстафету, где мне удалось показать пока свой лучший результат на 21.1 км в беге 🔥

Во-вторых, как и обещал, хотел поделиться с вами одним из лайфхаков, которые нашел для себя через бег. Пойдем продуктово (хотя можно целый lean canvas запилить 😂)

Проблематика:

😵‍💫 В последние годы очень тяжело (ковид, рождение ребёнка, куча турбулентности) находить время и мотивацию на чтение, что меня очень печалило...
📚 Договорились с другом, что будем читать по 2 книги в месяц ➡️ за три года я ни разу норму не выработал
🏅Люблю спорт, но из-за аналогичных пункту один причин мне давно ничего не заходило.

Решение:

💪 Решили с друзьями сделать половинку IronMan в эстафете ➡️ командная мотивация реально круто помогает работать на результат выбрали классную локацию, чтобы совместить соревнование и отпуск.
🏃 Взял тренера по бегу, чтобы построить эффектную программу.
🎧 Во время бега начал слушать книги (и по работе, и художественную), чтобы с музыкой темп не улетал в космос.

Итоги:

1️⃣ Я в кайфе от бега 👉 будем продолжать с ребятами!
2️⃣ За 9 месяцев выполнил норму по книгам (планирую продолжать);
3️⃣ Кайфовый отпуск — in progress!

P.S. Формула успеха выглядит так, как и на работе:

Команда Программа SMART цели Управление мотивацией Эксперты = 🔥результат!

Лысый из ProDDucts

25 Sep, 18:00


В ближайшие две недели я в отпуске, и это прекрасно!

👉 Поделюсь с вами тем, что планирую делать в это время и что пойдет в канал:

Планирую пробежать половинку марафона в рамках командного IronMan 70.3 на острове Эльба (где отбывал ссылку Наполеон);

Кайфануть от отпуска с семьей на Комо, на Эльбе, во Флоренции и Милане (даже комп с собой осознанно не брал, что дерзость невиданный силы);

Всё потому что мы с женой живем в темпе вальса, и очень хочется находить время кайфовать друг от друга и от дочки (ибо чтобы кто не говорил, очень тяжко в повседневности переключаться);

Писать вам небольшие смысловые посты про то, что мне интересно и что меня волнует около микса жизни & продакт-менеджмента (КМК продуктовка, для меня — часть личного маиндсета);

Скорее важные по смыслу (короткие и не очень) ➡️ счастье и проф. успех, многозадачность, личная эффективность и т.д. и т.п.;

Продолжить читать книжки не по работе и вдохновляться чем-то другим (что мне помогает в части разностороннего развития даже через художественную литературу);

Не читать рабочие чаты без критикал надобности (мьют и архив — моя стратегия в ТГ).

P.S. А в тотале верю в следующую формулу отпуска ➡️ семья + бег + проссеко + прошутто = ❤️

Лысый из ProDDucts

23 Sep, 14:38


☁️ Не представляю крутого продакта без хотя бы базовых знаний о маркетинге!

Недавно по совету товарища на YouTube канале Файб посмотрел классный выпуск (ссылка) про, по сути, отца современного маркетинга — Эдварда Бернейса.

👉 Именно этот, ныне не супер известный человек, сыграл ключевую роль в формировании потребительской культуры XX века.

За свою карьеру он реально сумел отметиться достижениями на всех уровня от полит. пропаганды до потрясных рекламных кампаний: от популяризации бекона на завтрак каждому американцу (да и я люблю, чего уж) до переворота в Гватемале по заказу банановых магнатов.

В видео много кейсов, но я скорее хочу поделиться с вами ключевыми выводами, которые я сделал 👇

1️⃣Всем: критическое мышление — основа любого здравого человека в эпоху информационной перенасыщенности.

Многое вокруг - скорее навязанное, а значит правильно управлять своим же сознанием - must для развития. Правильного подхода скорее нет, тк каждый выбирает механики под себя.

2️⃣ Продактам: психология и эмоциональный окрас — те рычаги, о которых всегда и везде должен помнить продакт, создавая что-то новое, будь то продукт или фича.

Как пользователь ее воспримет, как маркетинг ее продаст рынку и т.д. — те вопросы, которые нужно держать в голове.

Тут интересно, что зачастую, ожидаемые (а даже иногда проверенные на опытах) поведенческие реакции пользователей супер сильно отличаются от фактических. Тут Бернейс прям вдохновил с кейсом про быстрое приготовление тортов.

3️⃣ Командам:синергия между каналами продвижения и супер нетривиальная отстройка маркетинговых кампаний. То, что, кмк, круто получалось в кейсах Бернейса (если посмотрели видео).

Тут и связи на верхах, инфлюэнсеры, эксперты, СМИ ➡️ чем больше непрямых точек вовлечения в новый продукт вокруг пользователя, тем круче.

Важно, чтобы команда с привлечением маркетинга и продаж, а то и психологов — генерила решения!

P.S. В общем, в видео рассказ об оч нетривиальном и важном для современного мира человеке + реально интересные кейсы (рекомендую)!

Лысый из ProDDucts

20 Sep, 13:53


Фуууух, наконец-то пятница! 😮‍💨

Всем желаю классных выходных! Я же заканчиваю свои дела перед прекрасным двухнедельным отпуском, которого очень давно жду!

Пора как-то восстановить силы и набраться энергии на будущий квартал, который и дома, и на работе, кажется, будет оооочень активным 💪

НО до отправления нужно закончить огромную кучу мелких и не очень дел, оставить ряд указаний, сделать пару ревью доков для клиентов и ничего не упустить, чтобы оставить ноут (что я дерзко планирую сделать со вторника) и отправиться с семьей в путешествие! 🤩

P.S. Чувствую, что к концу дня буду как Сталлоне в этом шортсе 😂