Большой брат

@big_brother_bb


Для связи - @elkhan_mirzayev
Пишите сюда!

Чат Большого брата - https://t.me/joinchat/SK-NsjOxQgVJu7ua

Большой брат

22 Oct, 12:36


Пока справляетесь с потопом, расскажу о моем перце.

Далеко не последний урожай перца из нашего огорода.

Собрал вчера. 21 октября!!!!! И это в горах! Не последний!

Наша страна - реальный рай на земле. Природа потрясающая. Средний климат - ни катастрофично жарко, но и не катастрофично холодно. Рядом огромный водоем - Хазарское море. Рай реальный.

И что мы делаем? Мы его бросаем, как мильтоновский Потерянный рай. Рай, который мы не заслужили.

Наша семья - городские. Но пашем здесь - сделали большой сад, уже есть пасека, летом почти только свое ели, даже хлеб свой (вот получение натурального растительного масла в процессе только подготовки). И это горы - территория вся в возвышенностях, пересечена лесными посадками. На равнине, конечно, сподручнее содержать сад.

И все равно люди недовольны. Всё есть в нашей стране. Нет хозяев только.

Представьте, что часть урожая отдаем знакомым... деревенским. Потому что люди и в городах, и в деревнях разучились работать. Одна идея в городе - мойка/чайхана, а тут - кафе/гяхпяхана.

21 октября. Перцы - самые стойкие овощи.

Правильно, надо бежать в Паку, набиться там как помидоры в банку и топтаться в этой тесноте. Ипотека, стресс, долги, пробки.

А у нас мечта - такой же сад создать в Карабахе, где было родовое гнездо.

@Big_Brother_BB

Большой брат

22 Oct, 07:45


начало 👆👆👆

Бегство из страны, не поможет. Во-первых, лох это судьба (если у себя в стране был терпилой, то и там будешь терпилой). Во-вторых (как говорится, скриньте), тенденция ограничения прав граждан будет нарастать по всему миру, особенно в этом мифическом Западе - причин много, основные: 1. сокращение ресурсо; 2) положительный опыт закабаления граждан, который верхам преподносят такие диктаторские режимы, например, как наш, конголезский.

Теперь ещё и о карме. О справедливости. Метафизической. О мести Танры на примере этой же "Алатавы". Вчера несколько знакомых зоозащитников, в том числе живущая в этой же местности девушка, рассказали, что люди там отличались жестоким отношениям к бездомным животным - гнобили даже кошек, разбрасывали расставленные миски с водой в жару, дети, науськиваемые родителями, кидали камни в собак, жители вызывали не раз "Топлан", многие даже пожилые старперы оскорбляли девушек, которые кормили бездомных собак.

А? Так почти по всей стране? Ну, да, согласен.

Но представьте, что в голове - сами взывают к справедливости и милосердии, сами отказывая в справедливости и милосердии. Это как?! Göydən zənbil ilə düşmüsən ə?!

О, это тоже справедливо, конечно же. В обществе, где отказывают в милосердии самым беззащитным существам, где спокойно выгонят под дождь, в мороз только родившихся щенят, оправдывая свои действия тем, что человек - это венец природы, а другие существа - это объект жрачки, развлечения, одежды, "научных" экспериментов и т.д., достойно такого же отношения от более сильного.

Для Природы значимость человека такая же, как от любого другого млекопитающего - например, крысы, енота. А вреда от современного человека Природе - в разы больше.

Теперь Пашаевы викидывают вас/нас под дождь, как вы выкидывали (или наблюдали, как выкидывали, проходили мимо, когда выкидывали, оправдывали свое бездействие, когда выкидывали) под дождь новорождённых щенят. Нормально. Получай ответку.

Ведь "Всякая действительность разумна" - то есть справедлива, естественна.

@Big_Brother_BB

Большой брат

22 Oct, 07:45


Горе побеждённым

Смотрите, сколько в сети историй про нарушение прав граждан элементарных - в том числе права на жилье. Дале сабунские сми не могут оставить без внимания.

И это логично и прекрасно.

Общество, которое с лёгкостью отдаёт свои права, спокойно смотрит, как его права, начиная с права голосовать, нарушаются, достойно именно такого уничижительного к себе отношения.

Все умные, у всех есть мнение, все знают, как надо, но подавляющее большинство пропадает в процессе перехода к реальным действиям. Почти все пропадают в процессе перехода к реальным действиям!

Да, справедливость именно в этом и есть. Согласился на "выборы" 7 февраля? Так получай ответку - будешь как тварь дрожащая потеть в переполненном метро в СОР-69.

Не понимаю, неужели не понятна очевидная связь?!

Не хочешь выходить из зоны комфорта, потеряешь даже то, что имеешь.

Смотрите, как сеть бушует про жителей "Алатава" - видео разрушения их домов мы тоже выкладывали на канале.

А что здесь такого?! В чем несправедливость?! Объясните тупому, умные.

Да, это трагично, что в стране кого-то выкидывают из под крыши накануне дождей, зимы. Ведь даже если есть нарушения при строительстве, можно было бы дождаться весны, лета.

Да, это трагично, что власть такая решительная (да, конечно, власть - строительство ведёт карманная фирма) со своими гражданами, но, например, трусит в освобождении оккупированных армянскими террористами наших земель. Да, а вы не знали?! А вы забыли?! Напомню, что у нас до сих пор остались оккупированные территории - анклавы + во многих местах на границе посты ашотов находятся на нашей территории, контролируя таким образом часто территорию глубоко в глубь (например, в Гядябякском районе - периодически пишу про это). И это, как любят говорить наши топящие за мир, юридически территория Азербайджана, а ведь есть ещё наши исторические земли, на которых и создана сейчас условная армения.

Спросить с оккупантов за 30 лет оккупации, за ущемление прав изгнанных со своей же земли? Не, кишка тонка - Блинкин по шее даст, подзатыльник отвесит. А нагнуть терпил? Это можно. Блинкину пофиг на терпил. Всем пофиг на терпил!

Правильно. Всё логично. Всё прекрасно, потому что это и есть жизнь. Закон жизни - пока борешься, ты существуешь.

Теперь о терпилах. Любая гражданская инициатива у большинства наших вызывает ерничанье, стёб и хихиканье. Умные комменты (из серии "ала турак эээ, ни знаит, как жизн устроин таа", "ала и што ти дапился этай парьпой таа?!" - этот последний вообще самый распространенный аргумент) - весь набор.

Это наше общество. При этом нет разницы, умничает таксист (ничего зазорного в этой работе нет, но проблема, когда таксист начинает учить тебя даже в твой профессии, при этом азы свой работы не зная) или специалист с университетским образованием (а так как университетское образование умные и ушлые наши люди получают, оплачивая экзамены, то и отношение к этим дипломам у нормального мира соответствующее).

Все умные, все знают, как надо. Но где реальные действия? Вот зайдите даже в чат, например , Большого брата. Тонны гифок, тонны комментариев. Но что по делу? Где конкретика? Один голосит шахсей вахсей, другой - ерничает даже, когда делишься реальным своим опытом.

И так везде. Чем отличается сельский работяга без университетского образования от вас. Да ничем. Да молодцы парни. Продолжайте. Так проходит жизнь в этом виртуальном самоутверждении.

Давайте ещё я предсказаний сделаю, раз не понятно было.

Положение обычного гражданина в Азербайджане будет ухудшаться. Во всех сферах! Поборы расти, услуги все больше дорожать, преференции становиться символическими. А пинок от Пашаевых все размашистее и больнее.

продолжение 👇👇👇

Большой брат

22 Oct, 06:32


Lökbatan

Большой брат

22 Oct, 04:44


У нас была квартира в Хырдалане. Купили мы её, получили документы. Жили в России и ни о чем не думали. Как то поехали в Азербайджан на отдых и каково было наше удивление когда в нашей квартире жили люди с такими же документами, но на их имя😂

Большой брат

21 Oct, 13:06


Баку, Ясамальский район, Алатава.

Строительная компания "Melissa Group" против граждан.

Говорят, большинство строений не имели документов и разрешения на строительство. На этом и строится вся система беззакония.

Большой брат

21 Oct, 08:36


начало выше

👆👆👆

Хорошо. Но что с поправками по сути. Давайте по фактам. Смотрите на формулировки. Они размыты.

Что значит, жёстокое обращение с животными? Вы только представьте, что это законодательный орган страны, где сидят юристы вроде бы. А не указаны, какие животные. Хотя они должны начать именно с классификации животных, разделив на три группы - дикие, домашние (собаки, кошки даже если живут на улице), сельскохозяйственные.

Что такое жестокое обращение с животными? Убийство животного ради мяса это не жестокое обращение? А демонстрация жаренного кяпапа на ХязярТВ - это не демонстрация в медиа? А реклама цирка - это разве не пропаганда жестокого обращения?

Далее. Годами мы требуем ужесточения наказания. Но обратите внимание - помимо размытых формулировок, реального наказания-то нет. Уголовного преследования нет! А зачем нужно сажать? По их логике, лучше оштрафовать и отпустить. Ведь надо казну пополнять для очередных сборища иностранных бездельников и пиара Режима, а не карать за жестокое обращение к животному.

Далее. Обратите внимание, нет даже намека на пропаганду, просвещение. Только штраф! То есть даже тут - гражданин это источник дойки.

Далее. За предыдущие годы статью 274, которая раньше предполагала штраф в 500 манатов, мы смогли применить ко многим людям. Даже я добивался ее применения в отношении сотрудников полиции, чиновников. Но тысячи людей ушли от ответственности, когда мы натолкнулись на сопротивление Системы. Убийства животных продолжаются по указанию глав администраций районов. Собачьи бои устраивают под крышей высокопоставленных сотрудников МВД. И где гарантии, что раз раньше лёгкое наказание не применялось к этим преступникам, то сейчас немного более жесткое наказание будет применяться??!!

Теперь. Критикуешь - предлагай. Согласен. Да, ещё в 2019 году я разработал и расписал проект закона о защите прав животных. В нем я собрал весь наш опыт. Учтены все аспекты - от просвещения, пропаганды защиты Природы, от признание факта наличия прав объектов природы (даже рек, моря, лесов) до системы предупреждений и предотвращения/профилактики нарушений прав животных до жёсткого наказания. Учтены даже условия перевозки аквариумных рыб, пенсии для служебных животных (собак, лошадей, мулов, ослов) до длины цепи и допустимости ее использования (даже время, во время которого допускается содержание на цепи собаки) и т.д. и т.д.

Я публикую ссылки на эти документы, которые я написал в 2019 году. Да, писал один, хотя всегда говорю, что тут собран опыт и наш (и наших предков), и зарубежный. И сравните с этой халтурой, написанной на коленках, в Милли Меджлис.

С этим Режимом нельзя сотрудничать. Даже самую благую идею они превратят в позор, распил, понты, пыль в глаза, халтуру.

Ссылки на законопроект и приложения к нему 👇👇👇:

https://m.dzen.ru/media/id/671516ed5c2f3c3980b498cf/proekt-zakona-azerbaidjanskoi-respubliki-o-zascite-prav-jivotnyh-671546d894f48e0c0aad6640

https://m.dzen.ru/media/id/671516ed5c2f3c3980b498cf/izmeneniia-v-konstituciiu-azerbaidjanskoi-respubliki-6715494f54e60b4f0b7776e7

https://m.dzen.ru/media/id/671516ed5c2f3c3980b498cf/izmeneniia-v-uk-azerbaidjana-razdel-prestupleniia-protiv-jivotnyh-67154b75a95f3a33f385d3ae

https://m.dzen.ru/media/id/671516ed5c2f3c3980b498cf/izmeneniia-v-semeinyi-kodeks-azerbaidjana-statia-sobliudenie-interesov-domashnego-jivotnogo-pri-rastorjenii-braka-mejdu-supruga-67154bf38f3b99294fd20690

https://m.dzen.ru/media/id/671516ed5c2f3c3980b498cf/izmeneniia-v-koap-azerbaidjana-razdel-administrativnye-pravonarusheniia-protiv-jivotnyh-67154c7a54e60b4f0b7c525a

https://m.dzen.ru/media/id/671516ed5c2f3c3980b498cf/izmeneniia-v-tk-azerbaidjana-razdel-trudovye-prava-jivotnyh-67154d33cc944339e47279af

@Big_Brother_BB

Большой брат

21 Oct, 08:35


начало темы выше

👆👆👆

Ситуация такая. Распишу подробно. Читайте, будет полезно для понимания истории гражанскоого сопротивления в Азербайджане.

В феврале этого года со мной связались из Милли Меджлиса и предложили помочь: во-первых, разобраться в ситуации с правами животных; во-вторых, "помочь в правовом ужесточении наказания за жестокое обращение к животным".

Ещё много обещаний было, что остановят концлагерь под названием "Топлан".

Честно, я поддался эмоциям тогда и поверил.

Откуда эмоции? Со структурой, с системой, которая "родила" "Топлан" лично я борюсь с 2013 года - как вернулся на Родину. Тогда это был просто отдел при мэрии города Баку. Года три шли судебные разбирательства, которые привели к юридическим важным решениям, и мы добились запрета на расстрел собак. До этого это проводилось открыто - днём, на глазах у людей, детей.

Но структура/система заточена на коррупции (на эти деньги выделяется много денег) и на принципиальном отторжении любой уступки гражданской инициативе. И тогда эти убийства продолжились уже скрытно на территории т.н. "собачьего ящика" в Балаханы.

Тогда центр борьбы переместился туда. Мы шли на разные шаги. В том числе преграждали путь машинам этого концлагеря и выпускали собак. Очень часто доходило до жёстких драк. Иногда в конфликт вмешивались разные люди - от родственников высокопоставленных чиновников до уголовных авторитетов. Рассказать могу на целый сериал. Стабильно и постоянно мы проводили акции протеста перед этим центром, при этом полиция почти ни разу нам не препятствовала - наоборот, выступала иногда на нашей стороне. При этом иногда мы даже перекрывали движение и другие действия, которые не стоит пока говорить публично.

Это была очень долгая борьба. Наконец, добились закрытия это собачьего ящика в 2018 глду. Но это была не победа. Противоположная сторона тоже не сидела на месте. Власти принципиально не могут допустить гражданской активности даже в такой теме. Представьте, спойлерами (это лица либо организации, созданные или поддерживаемые властями, и которые начинают выступать в движении - активно уводя аудиторию с эффективного пути, доводя до абсурда сама идею) в зелёном движении занимался в том числе даже помощник президента Али Гасанов.

И вдруг в 2018 году мы добились закрытия этого концлагеря, но на месте него власти создали концлагерь "Топлан", под эгидой Фонда Гейдара Алиева и снова мэрии города Баку.

И вот тут начались самые сложные дни. Спойлеры пошли более циничные. Провокации - более изощрённые. Протесты жёстко подавлялись полицией, на активных зоозащитников начали открывать уголовные дела (в том числе и на меня, как одного из главных организаторов всего протеста), постоянно шла травояв карманных помойках (это цинично, что сейчас эти же помойки, например, помойки Гамидули, пишут про защиту прав животных из-за этого же СОР-69).

И, конечно же, даже в эту тему засунули нос ушлые Пашаевы. Да, даже в эту тему - открытие Топлана курировал Фонд Гейдара Алиева и наша принцэсса Лейла Алиева.

Но протест продолжался. Благодаря тактике мы, даже не имея какие-то финансы, малыми силами, сделали тему "Топлана" известной всей стране - захватывали Девичью башню, устраивали акции в разных частях города одновременно и т.д.

Но вернёмся к этой теме ужесточения наказания за жестокое отношение к животным.

Справившись с эмоциями, я подумал в феврале и понял. Что эта показуха - готовится к этому пресловутому проклятому Cop-69. Кроме того, и я озвучивал этот понятный вообще-то и ожидаемый прогноз ещё в связи с "выборами" президента - в стране будут увеличены штрафы, поборы, ответственность ужесточена. Не из-за благой идёт что-то улучшить - а ради денег.

И я это высказал и отказался позже сотрудничать с ММ.

Это другая стихия. Цивилизиционно, мы на разных планетах. Они - на планете денег, наживы, набивания кишки. Я на такой планете жить не буду.

И приблизительно месяц назад со мной снова связались из Милли Меджлиса. Прислали проект поправок, но просили пока не распространять. Честно? Я все высказал. Жёстко, прямолинейно. Объемно. Обиделись.

продолжение

👇👇👇

Большой брат

21 Oct, 08:34


А давайте реально разбирать ситуацию, а не тупо ретранслировать очередную глупейшую инициативу Режима.

Разбор темы ниже.

https://t.me/zangezuravtonomia/55812

👇👇👇

Большой брат

20 Oct, 23:07


Сколько бреда. Дались вам эти талибы, которые красиво, но жестко надавали всем, кто влез в их страну. И теперь у проигравших подгорает.

Про мужеложство. Уж не ивропейсам об этом говорить - я о насаждаемом образе жизни.

Как и об ущемлении прав женщин - в реальности, женщина на Западе (конечно, во многих даже европейских культурах идёт сопротивление такому образу) - это объект извращенного секса, доступная для всех женщина. Она лишена высокого образа (и соответственно почетного статуса) матери, жены-спутницы, сестры, доброй дочери. То есть продолжатели рода, опоры для мужчины. В противовес этому высокому статусу навязывается образ якобы свободной самостоятельной, но одинокой женщины - которая биологически не может выжить в одиночестве: чем старше, тем сильнее будет это чувствовать, чем ближе эпоха Конца процветания и начало Эпохи борьбы за ресурсы, это одиночество всё больше будет означать лишь смерть индивида.

И снова про Афганистан. Сами придумают агитки, сами потом верят.

При этом, ни один, кто эти страшилки глупо репостит, никогда не был в Афганистане - стране открытых, душевных людей. Даже сейчас эти агитки звучат убого, когда страна открыта для туристов и сеть полна роликов блоггеров, которые туда ездят (в том числе - о, ужас для пропаганды - блоггеры-женщины).

Не дайте себя обмануть. Особенно теми, кто сам обманут.

https://t.me/Skrepetsky/22774

@Big_Brother_BB

Большой брат

18 Oct, 05:08


Если завидовать французам, то только в таких вещах.

Организованность. Ответственность. Солидарность.

Всё благодаря высочайшему чувству гражданской солидарности.

Такие сравнения норм - изучаем, учимся, перенимаем. А не эти ваши айфоны.

Большой брат

18 Oct, 00:02


Когда комплекс чурки даже перед ашотом.

Послушайте, как навязывает автор этой халтуры идею якобы ущемления прав ашотов, тему возвращения их.

Нашел вышедшего из ума бродягу и на основе его полуматерной лексики строишь весь материал.

Красота. "Прекрасный памятник". Kül sənin təpənə.

Проект этот, кстати, совместный с ашотским. Но, обратите внимание, весь контент - с нашей стороны. То есть ашоты никакие разрушенные, уничтоженные объекты архитектуры и остальные материальные ценности азербайджанских тюрков и курдов на территории Западного Азербайджана снимать не собираются. Какое-то однобокое миротворчество.

Kül sənin təpənə.

https://youtu.be/sZksjCXEi9k?si=4N4F2EHBoDSopFbp

@Big_Brother_BB

Большой брат

17 Oct, 10:36


Один из наших подписчиков предложил сделать подкаст - человек рассказывает о юридической проблеме и решает ее. На своем опыте показывает, как пройти через беззаконие.

У меня есть опыт такой программы на федеральном канале. На Первом в 2008 году мы запустили ток-шоу "Участок". Идея была именно в том, чтобы просвещать людей через истории обычных людей, которые смогли защитить свои права или в процессе защиты своих прав. В студии сидели бы эксперты, юристы и т.д.

Но со временем наши взгляды с руководством Первого канала разошлись, они хотели делать настоящее бабское шоу - чтобы на первом не делали, все превращается в "Пусть говорят". Острые проблемы общества поднимать не намеревались. На наше сопротивление ответили давлением. Всё это описывал в своей книге о закулисье российского ТВ.

Но о нашем азербайджанском опыте.

Значит, в ФБ есть группа Hüquqşunaslar.
Задумывалась, как группа, где люди задают вопросы на юридические темы, а затем получают ответы. Им помогают.

Очень был рад, когда такой проект запустили.

1.Так как в фб профили публичные, многие стыдятся писать. Хотя есть функция анонима при подаче темы. Может, люди стыдятся публичности. И где-то правы - с такими соотечественниками, потом не отмоешься.

2. Наши юристы не очень стремятся делиться советами. Деньги. Деньги. Деньги.

3. Главное. Пишут в комментах все, кто угодно. И всё, что угодно. За сотнями комментов теряются редкие дельные советы опытных людей или юристов.

Это стиль нашего общества бездельников. Все готовы разевать рот и комментировать. Даже образованный, совестливый человек вдруг в комментах может превратиться в Шарикова.

Встать и сделать - нет. Но писать комменты, кричать, портить воздух - да и много.

То есть самим показать пример гражданского сопротивления, биться за права - нет. Сидеть и терпеть пинки, подзатыльники, поджопники Пашаевых - о, да! Что-то возразить - снова нет. Пустопорожне выдавать ненужные комменты, ерничать, прикалываться, умничать - снова да.

Кстати, потому в первую очередь разочаровываются многие активисты - думаешь, стоило и стоит ли за этот сброд бездельников рисковать своей жизнью, временем, здоровьем.

Реально, общество бездельников. Правозащитник Огтай Гюльалиев столько сделал для раскрытия Тертерского дела, вкалывал, бегал везде постоянно, чтобы людям помочь. Власти устроили ДТП, превратив его в инвалида. Сейчас - он прикован к кровати. Чего таить, он овощ. И абсолютно большинству людей на него по барабану, но они будут в комментах с умным видом выдавать - ала олкятя апазися йохдур, правозачитник йохдур ээээээ, ала журналист йохдур эээээ. Ала мян буртан гедирям алаааааааааа! Общество бездельников!!!

4. Так как сама группа существует на гранты, темы про плохих мужчин превратились в нарратив - основная масса постов о плохих мужьях, которые не платят алименты, как нагрузить алиментам, как жить сладкой жизнью за счёт алиментов и прочее. Такой вот намеренно создаваемый образ "софремены женщин", выставление семьи в негативном свете, демонизация мужчин и т.д. Что будет с этой женщиной в скором постбальзаковском возрасте - молчание.

5. Последний пункт не просто так написал. Понимаете, в нормальном мире честная, объективная информация - это товар. То есть за нее надо платить. Журналист не попрошайка, он много вкалывает, рискует, у него тоже есть потребность просто питаться (даже без айфонов). Бесплатно никто из нас ведь штаны не забирает из магазина. Иди попробуй конфетку вынеси из "Браво" - нет, как миленький будешь платить, переплачивать своему хозяину. Платить и не возникать. Ещё и улыбаться, сука.

А почему информация должна быть бесплатной? Бесплатный информационный сыр может быть только в приправительственных помойках и у тех, кто живёт на гранты.

Да, есть опыт многих наших просветителей, которые зарабатывали на стороне и свои деньги вкладывали в общество. Ахундов, Сабир, Маммедкулизаде и остальные - все они имели доход в своей основной сфере деятельности.

И вот на уровне гражданского самосознания, уступающего даже тому, что было в начале 20 века, наше общество и осталось. Общество бездельников!

@Big_Brother_BB

Большой брат

17 Oct, 01:09


Видео для обязательного просмотра.

История человека, незаконно осуждённого и получившего 23 года. И это Россия.

От сумы и от тюрьмы не зарекайся. Тем более в стране, где тотально нарушаются права человека, где без поддержки, ты никто.

Очень важную мысль говорит герой материала Мухаммед - самое ценное для заключённого это поддержка с воли (юридическая, информационная, письма, даже простые передачи). Это очень важно.

https://youtu.be/gfgWI8_5mjk?si=U5vEh-Ildxoj3uNi

Большой брат

16 Oct, 15:16


Вообще, так себе несправедливость.

Один мошенник и вор украл у других мошенников и воров.

https://t.me/NewsAboutCrisis/3949

@Big_Brother_BB

Большой брат

16 Oct, 14:54


Два десятка лет всем вдалбливают. И это пора усвоить. Наша история ведёт начало с начала правления великого общенационального лидера Гейдара Алиева. Остальное забудьте)))

Большой брат

16 Oct, 09:49


Общество, которое чтит историю.

Могила Шейха Гейдара. Не того Гейдара - а отца Шаха Исмаила.

Шах Исмаил Хатаи - из-за которого все рвут глотку в комментах.

Конечно, надо это всё восстановить. Но у нас на носу кормёжка бездельников на COP-29. Потом ремонт после ремонта Колизея. А потом (скиньте, когда Пашаевы подгружаться с французами за счёт нашего газа) новый ремонт Лувра и т.д.

Именно так выглядит путь манкуртов.

https://t.me/IravanAzerbaijan/1666

А давайте посчитаем в комментах, сколько Айфонов 16 про Макс (американской сборки, конечно) стоит такой ремонт. Без пашаевского китча, а скромненько, по-человечески.

@Big_Brother_BB

Большой брат

16 Oct, 08:20


Для одного дела пришлось вспомнить про документалку "The Gatekeepers" 2012 г.
Шесть бывших глав Шин-Бет (у нас чаще называют "Шабак") – израильской службы безопасности – рассказывают о том, чем занималась их организация начиная с Шестидневной войны. Сделано это все увлекательно: нечасто люди такого уровня и таких занятий дают интервью. (Представьте себе документалку с шестью бывшими главами ФБР!)
А еще, как ни странно, это хорошее введение в тему израиле-палестинского конфликта.

Шин-бетовцы с гордостью вспоминают успешные операции, оправдываются за проколы (Шин-Бет, например, прошляпили первую Интифаду, восстание палестницев на Западном берегу – буквально не заметили, куда дело идет); параллельно отмазывают то внесудебные расправы ("нехорошо получилось, журналисты увидели"), то пытки ("да разве ж это пытки!").

Но одновременно они демонстрируют глубину понимания проблемы, до которой большинству русскоязычных комментаторов как до луны.
Так, они все согласно жалуются, что действия и Шин-Бет, и Израиля в целом – это тактика, решение задач здесь и сейчас. Иногда это хорошая, успешная тактика, иногда похуже, но конца и края проблеме почему-то не видно. А не видно потому, что полностью отстутствует стратегия: глобальное видение того, как конкретно и с помощью чего закончить конфликт.
"Тактика без стратегии" означает, увы, одно: спираль насилия так и будет крутиться.

(В этом, опять же, хорошо видна ограниченность всех спецслужб – они подчинены правительствам, их задача выполнять приказы, а не формулировать стратегии. И если приказы так себе, а стратегию придумать не удосужились, то даже самая лучшая спецслужба не прыгнет выше головы, и корневую проблему не решит. Об этом ключевом подчинении "войны" "политике" и говорит Клаузевиц в своей знаменитой максиме.)

Юваль Дискин, глава Шин-Бет в 2005-2011 гг. рассказывает, как общение с палестинцами в рамках ословского процесса заставило его осознать: "One man's terrorist is another man's freedom fighter".
Мысль эта не только глубока, но и обладает дополнительными слоями исторической иронии: борясь с британским владычеством над Палестиной, евреи и сами занимались терроризмом (самый знаменитый эпизод – когда организация "Иргун" в 1946 взорвала отель "King David", где тогда располагалась штаб-квартира британской администрации.) Вот уж действительно: "Another man's freedom fighter".

Ами Аялон (1996-2000 годы), анализирует провал миротворческого процесса: "Мы хотели безопасности, а получили теракты, они [палестинцы] хотели государства, а получили поселения. Когда в 1993 мы начинали мирный процесс, на Западном берегу [территорией, отведенной под независимое палестинское государство] проживали 100 тысяч поселенцев, летом 2000 г. их число перевалило за 200 тысяч." (Сейчас уже, кстати, порядка 600к.)

Есть там и про отдельные знаменитые операции, и про борьбу с еврейским ультра-правым терроризмом, и про убийство Ицхака Рабина. От многих историй будет возникать ощущение болезненного повторения – термин "спираль насилия" существует, конечно, не случайно.

Ну и концовка – концовка совершенно удивительная. Главы службы безопасности, чьи работа буквально – борьба с терроризмом, слежка, аресты, секретные операции, manhunt, и т.п. – вот эти люди говорят, что миротворческий процесс является единственно работающей стратегией.
Кажется, это потому, что они сами-то практики грязной, малоприятной работы, и у них нет привилегии, как у политиков, жить в манямирке из лозунгов и идеологических концептов. Поэтому: "говорить надо со всеми, и даже с хамасовцами", "жестокость к чужим приведет к тому, что возрастет жестокость к своим", и т.п.

(И это самые шокирующие комментарии я даже не заспойлерила!)
Есть на ютубе с русской озвучкой, вроде бы вполне приличной.